|
|
|
Источник: Прочие
24.05.2013 После принятия нового закона о религии, в стране успела сформироваться новая правовая база, регулирующая конфессиональные отношения
Одним из первых законодательных актов молодого казахстанского государства стал Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятый в 1991 году и обозначивший сформулированные выше базовые принципы конфессиональной политики независимого Казахстана. Однако, как показало время, абсолютизация принципа свободы вероисповедания, воплощенная в крайне либеральном законодательстве о религии, в определенной степени стала причиной уязвимости нашей страны перед рядом вызовов времени и новых угроз - начиная от проникновения в Казахстан псевдорелигиозного экстремизма и терроризма и заканчивая эрозией традиционных ценностей и религиозной идентичности народа, которые потребовали выработки и установления новых правовых рамок регулирования отношений в религиозной сфере, мер защиты граждан от деструктивного влияния псевдорелигиозных течений. Все это обусловило необходимость принятия в октябре 2011 года нового Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Самым важным в новом законе является то, что в нем сохранены основополагающие принципы - равенство всех религий, право граждан свободно исповедовать любую религию, отделение государства от религии, а также гарантии равноправия каждого гражданина, независимо от его религиозного убеждения. Есть в нем и значимые нововведения. В частности, в Преамбуле Закона определено, что Республика Казахстан признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана Это сделано с целью обозначить определенные приоритеты в религиозной политике государства, которое, будучи светским, тем не менее, не может позволить себе самоустраниться от решения актуальных проблем стратегически важной сферы. Следует отдельно отметить, что, по мнению ведущих религиоведов, две наши традиционные конфессии - ислам и православие, - при всех существующих различиях в догматике, объединяет сходство в социально-политическом аспекте, в их отношении, в частности, к институту государства. Кроме того, за полтора года, прошедших после принятия Закона, в стране, фактически, успела сформироваться новая правовая база, регулирующая государственно-конфессиональные отношения. Прежде всего, в 2012 году был принят целый ряд подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих правовые аспекты религиозной деятельности и функционирования религиозных объединений. В частности, приняты постановления Правительства, регулирующие целый ряд вопросов, а именно: - миссионерская деятельность в Казахстане; - проведение религиоведческой экспертизы; - согласование строительства культовых зданий и передачи религиозным объединениям культовых (молитвенных) зданий, сооружений; - согласование вопросов, касающихся деятельности иностранных религиозных объединений на территории нашей страны, назначения иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике Казахстан; - функционирование молельных комнат (намазхана) в местах, согласованных с местными акиматами. Помимо этого, были утверждены соответствующие регламенты государственных услуг. Можно сказать, что в результате претворения в жизнь перечисленных выше нормативно-правовых актов обстановка на религиозном поле страны серьезно оздоровилась. Государственная политики в целом соответствовала ожиданиям общественности, и получила моральную поддержку большинства населения. Религиозную ситуацию в Казахстане на сегодняшний день можно охарактеризовать как спокойную, стабильную. Продуманная государственная политика позволила избежать конфликтов на религиозной почве. Немаловажную роль в этом сыграл и традиционно высокий уровень толерантности казахстанского общества. Автор - директор Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии Агентства РК по делам религии Шлымова Г.Е.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |