|
|
|
Автомобиль как объект права собственности
С. Камытбекова, судья Алматинского районного суда г. Астаны
Согласно ст. 188 ГК РК основу понятия «право собственности» составляет признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Автотранспортные средства как объект права частной собственности имеют свою специфику. Вопрос об объектах гражданских правоотношений в теории права и вслед за ним науки гражданского права является дискуссионным. Например, М. Агарков и другие ученые считают, что объектом гражданских правоотношений всегда являются вещи. Имеется другая точка зрения. Лишь поведение (деятельность или бездеятельность) человека, непосредственно направленное на вещь и способное вызывать в ней соответствующие изменения, является объектом права. Вместе с тем не всякое поведение человека может быть объектом правоотношений. Именно поэтому существует точка зрения на такой объект гражданских правоотношений, как материальные и невещественные блага: вещи, продукты творческой деятельности, действия людей, результаты действий. Объект гражданских правоотношений должен зависеть от объективных, а не субъективных факторов. К тому же объект можно стандартизировать, и в таком аспекте возникает возможность установить его соответствующий правовой режим (основные и оборотные средства, амортизационный фонд, предметы потребления, вещи домашнего употребления и тому подобное). Автомобиль как сложная вещь подлежит такой стандартизации в зависимости от его назначения и характеристик. Более того, он как товар подлежит сертификации, а как источник повышенной опасности - техническому осмотру. Возникает некоторая проблема с объектами, состоянием, действиями и правами, которые также предусмотрены действующим законодательством. Права на неприкосновенность человека, жилья и транспортного средства имеют свое содержание. Законом РК «Об автомобильном транспорте» определяются понятия автомобильного транспорта и автомобильного транспортного средства, из которых следует, что автомобильный транспорт - это отрасль экономики по организации и осуществлению перевозок пассажиров, багажа, грузов и посты с использованием автотранспортных средств. Под автомобильным транспортным средством понимается единица подвижного состава автомобильного транспорта, включающего автобусы, микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили, автомобильные прицепы, полуприцепы к седельным тягачам, а также специализированные автомобили (предназначенные для перевозки определенных видов грузов). Таким образом, точку зрения ученых, согласно которой объектом гражданских правоотношений являются как материальные, так и невещественные блага: вещи, продукты творческой деятельности, действия людей, результаты действий, в том числе автомобиль как вещь, можно считать более правильной. Для определения правового режима автомобиля как объекта гражданского права, с точки зрения потребностей гражданского обращения, автотранспортное средство необходимо в установленном действующим законодательством порядке квалифицировать как «автомобиль» после тестирования на соответствие установленным техническим требованиям, то есть провести сертификацию; зарегистрировать в установленном законом порядке. Указанное правило касается как автомобилей, изготовленных на предприятиях, так и самодельных автомобилей, фактически пригодных для использования по назначению. Под установленным законом порядком следует, прежде всего, понимать сертификацию устройства на предмет признания его автомобилем, а затем и его регистрацию. Для допуска ряда товаров к коммерческому обращению необходима их сертификация. По исходу срока пригодности товара он не может быть использован по прямому назначению, как и не может эксплуатироваться технически непригодный для этого автомобиль. Согласно Закону «О транспорте в Республике Казахстан» транспортные средства должны иметь сертификат, определяющий соответствие требованиям безопасности, медико-санитарным нормам, нормам охраны труда и экологии, международным и государственным стандартам и техническим условиям, а также быть зарегистрированными в установленном законодательством порядке. Транспортные средства, не прошедшие сертификацию и не зарегистрированные в установленном порядке, к эксплуатации не допускаются. Кроме этого, различаются транспортные средства отечественного и зарубежного производства. При сертификации автомобилей иностранного производства среди других мероприятий осуществляется и техническое наблюдение за дорожными техническими средствами, в том числе и испытание. Сертификации подлежат как сами дорожные транспортные средства, так и их составные части. На запасные части конкретного типа дорожного транспортного средства производитель должен иметь копию сертификата соответствия, сертификат происхождения запасных частей, лист-декларацию производителя о наличии необходимых условий производства или сертификат на систему качества. На основе анализа действующего законодательства следует сделать вывод, что субъективное право собственности на автомобиль связано с фактом его регистрации. В зависимости от нее в дальнейшем и решается вопрос о реализации права собственности. В соответствии с Правилами дорожного движения Республики Казахстан к эксплуатации автомобиль допускается лишь в технически исправном состоянии. Государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, соблюдения порядка приобретения, получения, пользования, отчуждения, выбраковки транспортных средств, надлежащей уплаты соответствующих налогов владельцами транспортных средств, обеспечения централизованного и регионального учета транспортных средств, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями. Регистрация прежде всего осуществляется с целью обеспечения публичных интересов, таких, как: фискальная политика, правомерность, предупреждение и облегчение раскрытия преступления, формирование резерва на случай чрезвычайных событий и тому подобное. В данном случае регистрация выступает как правовая форма подтверждения легитимности приобретения транспортного средства, узлов и агрегатов, имеющих идентификационные номера. Однако осуществление права собственности на автотранспортное средство имеет определенные правовые последствия. Прежде всего следует выяснить момент возникновения права собственности на автомобиль, с учетом присущих ему признаков. Индивидуально-выдающиеся и родовые признаки необходимо иметь в виду, когда нужно выяснить момент возникновения права собственности на устройство - автомобиль, который является объектом гражданского права, но еще не является предметом гражданского обращения. Накопление юридических фактов, с которыми связано возникновение права собственности на автомобиль, проходит постепенно. У производителя начальное право собственности появляется еще на конвейере. В это время автомобиль как устройство характеризуется только родовыми признаками. После этого, но еще до его юридической квалификации как автомобиля, эта вещь получает индивидуально-определенные признаки. Затем устройство-автомобиль в установленном законом порядке приобретает статус автомобиля как объекта гражданского права и объекта гражданского обращения. Поэтому можно сделать вывод о том, что начальное право собственности на автомобиль как объект гражданского обращения, возникает только на последней стадии. Это важно иметь в виду потому, что каждый шаг имеет свой юридический состав возникновения правоотношений. Однако необходимо учесть, что автомобиль как объект права, как товар в гражданском обращении, характеризуется не только индивидуальными признаками. Автомобиль признается и как предмет материального мира, который удовлетворяет потребности людей и относительно которого могут возникать гражданские права и обязанности. Автомобиль и другие транспортные средства как предмет материального мира справедливо рассматривают как источник повышенной опасности. Из вышеперечисленного можно сделать следующие выводы: с момента возникновения права собственности на автомобиль в установленном законом порядке он становится объектом гражданского права и гражданского обращения; производное право собственности на автомобиль возникает через гражданско-правовые соглашения, направленные на передачу права собственности (купля-продажа, дарение, обмен); необходимость установления гражданско-правовых соглашений, направленных на передачу права пользования на автомобиль (аренда, доверенность), а также на поддержку должного состояния автомобиля (техническое обслуживание, ремонт); особенности автомобиля как объекта правоотношений способствуют появлению и других вещных прав на него.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |