| ||||||||||||||||||||
|
|
|
12.06.2013 Чтобы доходы равнялись расходам
А. КОЖАХМЕТОВА, специалист Специализированного финансового суда г. Алматы
Осуществляя изъятие денежных средств у одних субъектов и направляя другим, государство тем самым регулирует и выравнивает уровни доходов звеньев, отраслей и секторов экономики, территорий и социальных групп и тем самым смягчает диспропорции, возникающие в процессе первичного распределения доходов финансовых ресурсов. Бюджет - это смета денежных доходов и расходов, в переводе с английского языка слово «бюджет» означает «сумка». Любой бюджет состоит из доходной и расходной части, а также плана поступлений в бюджет и расходов из него. В соответствии с п. 12 ст. 3 Бюджетного кодекса Республики Казахстан бюджетом является централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций. Бюджет страны определяет размер бюджета области или города. Государственный бюджет определяет уровень годовых расходов на поддержку образования, здравоохранения и других социально значимых сфер. Источником финансирования пенсий и социальных пособий, получаемых гражданами, является бюджет страны. Основными законодательными актами, регулирующими бюджетные отношения, являются Конституция и Бюджетный кодекс РК, который был принят Парламентом республики 4 декабря 2008 года. Согласно Конституции по своему государственному устройству Казахстан является унитарным государством, что означает действие на всей территории страны единой бюджетной системы, основанной на едином бюджетном законодательстве, единых процедурах осуществления бюджетного процесса. Государственный бюджет объединяет республиканский и местный бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними, используемых в качестве аналитической информации. Как правовая категория государственный бюджет представляет собой финансовый план государства, имеющий силу закона, выступающий в виде сметы денежных доходов и расходов государства на бюджетный год. Социально-экономическое содержание госбюджета проявляется в процессе реализации его функций, основными из которых являются: 1) определение приоритетных целей государства на соответствующий год. Эта важная функция позволяет общественности сравнивать цели, заявленные политическим руководством страны, с теми, что были фактически заложены в бюджет и, значит, подлежат реализации в текущем году; 2) служить инструментом, позволяющим государству влиять на экономическую ситуацию в стране; 3) служить системой для управления бюджетными ресурсами. Государственный, городской, областной бюджеты состоят из доходов и расходов. Если для семьи источниками дохода являются заработная плата, стипендия членов семьи, доходы от сдачи в аренду имущества, от продажи собственности, предпринимательской деятельности, проценты по банковским депозитам, то для государства источниками доходов являются налоги, взимаемые с граждан и организаций, поступления от сдачи в аренду госсобственности (например, предприятий), поступления от продажи госсобственности (например, земли), проценты по предоставленным кредитам. Обязательными платежами в бюджет страны, составляющими его доходы, являются поступления денежных средств от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в госбюджет и в государственные внебюджетные фонды, а также сборы пошлин и других платежей, установленных законодательством. Подавляющую часть доходов бюджета составляют индивидуальный подоходный налог (объекты налогообложения - заработная плата, прибыль, процент, рента, гонорары), корпоративный подоходный налог, акцизы, таможенные пошлины. Относительно невысокие поступления обеспечивают налоги с наследства, дарений. Если в семейном бюджете существуют такие расходы, как питание, образование, медицинские услуги, одежда, то из госбюджета оплачиваются расходы на содержание органов госуправления, национальной обороны, на обеспечение образования, предоставление гражданам медицинских услуг в определенных размерах, оказание социальной помощи, на обеспечение охраны жизни и здоровья. В разное время в государстве могут быть различные приоритеты по расходованию имеющихся в распоряжении средств, которые влияют на количество затрачиваемых средств на те или иные потребности. Изменение государством приоритетов по расходованию своих денежных средств отражается на его фискальной политике и стратегических социально-экономических планах. Государству необходимо искать новые источники доходов либо регулировать и сокращать расходы на другие потребности. В соответствии с п. 19 ст. 3 Бюджетного кодекса РК бюджетные средства - деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражается в бюджете в денежной форме. Значительные бюджетные средства выделяются в форме кредитов, субсидий, дотаций предпринимателям, участвующим в выполнении государственных программ экономического развития. На Западе бюджетные средства инвестируются в основной капитал, направляются на фундаментальные научные работы, прикладные исследования и разработки. Важной составляющей любого бюджета является план доходов и расходов. Этот план государством составляется в письменной форме на один календарный год в виде нормативно-правового акта. Любой план доходов и расходов должен быть составлен таким образом, чтобы доходы равнялись расходам. Согласно п. 15 ст. 3 Бюджетного кодекса РК под бюджетной системой подразумевается совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отношений. Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет, расчеты по которому используются в процессе макроэкономического прогнозирования, финансового и налогового планирования. Масштабы бюджетных распределительных отношений определяются такими факторами, как национальные традиции, общеэкономическая ситуация, сложность и масштабность социально-экономических задач, стоящих перед обществом. Осуществляя изъятие денежных средств у одних субъектов и направляя другим, государство тем самым регулирует и выравнивает уровни доходов звеньев, отраслей и секторов экономики, территорий и социальных групп и тем самым смягчает диспропорции, возникающие в процессе первичного распределения доходов и финансовых ресурсов. Рыночные отношения предполагают свободное движение финансовых и товарных потоков, что ведет к стихийному формированию макроэкономических диспропорций, поэтому бюджетное регулирование позволяет корректировать действие рыночного механизма в нужном направлении. Государство осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в бюджет законодательно установленных сумм доходов, целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Бюджет выступает основным инструментом социальной политики государства. С его помощью осуществляется перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. При этом значительная часть денежных средств, полученных в форме налогов, выплачивается неимущим в виде социальных пособий, так называемых трансфертов. Государственный бюджет способствует перераспределению национального дохода и валового внутреннего продукта, является важным элементом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Бюджет страны обеспечивает социальную направленность расходования бюджетных средств, оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы, организует распределительные процессы в народном хозяйстве, позволяет осуществить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.
Источник: Медиа-корпорации «ЗА?» (https://zanmedia.kz/)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |