|
|
|
Ю. Гамалей, Менеджер Департамента консалтинга ТОО «BDO«Казахстанаудит»
КАКИЕ ПРОВОДКИ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ПРИ ВЗАИМОЗАЧЕТЕ РАСХОДОВ НА РЕМОНТ В АРЕНДОВАННОМ ПОМЕЩЕНИИ И СУММЫ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ, ВЫПЛАЧИВАЕМОЙ АРЕНДОДАТЕЛЮ?
ТОО ведет свою деятельность в общеустановленном налоговом режиме, арендует офис и склады. В целях привлечения клиентов руководство нашей компании решило произвести капитальный ремонт и реставрацию офиса и складов. Было заключено соглашение с арендодателем о взаимозачете расходов за ремонт в счёт стоимости аренды. Был произведен весь ремонт в этом году и 50% от суммы всех расходов за ремонт перевыставлены арендодателю. На остальные 50% договорились перевыставить в адрес арендодателя в счет аренды в следующем году. Правильно ли будет, если на не возмещаемую часть расходов в этом году по вышеуказанному ремонту мы сделаем бухгалтерскую проводку Д-т 2940 - К-т 3310? Если нет, то посоветуйте, как правильно отразить невозмещаемые расходы в бухгалтерском и налоговом учете в этому году, т.к. заключено соглашение о возмещении, которое будет произведено в следующем году.
Комментарии. I) Бухгалтерский учёт В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона РК «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности» активы - ресурсы, контролируемые индивидуальным предпринимателем или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод. Под активами в МСФО подразумеваются ресурсы и имущество организации, удовлетворяющие трём условиям. Они должны: 1) контролироваться организацией; 2) принадлежать организации в результате событий прошлых периодов; 3) обеспечить организации получение экономических выгод в будущем. Вопрос о зачислении тех или иных объектов в активы организации или, наоборот, об их списании решается не в соответствии с их формальной юридической принадлежностью в настоящем, а согласно намерениям сторон относительно будущего данных объектов. Контроль означает способность ограничивать использование какого-либо ресурса либо «физическими мерами», либо путём реализации прав, которые могут быть подтверждены, например, договором или решением суда. Будущая экономическая выгода, заключённая в активе, может реализоваться разными путями. Например, актив может быть использован отдельно или в сочетании с другими активами при производстве товаров, работ, услуг, реализуемых организацией, либо обменен на другие активы, использован для погашения обязательства или распределён между собственниками организации. Если использование имущества не обеспечивает организации будущих экономических выгод, оно представляется в отчётности как убытки или расходы периода. Выводы. Таким образом, понеся затраты по ремонту арендуемого помещения и зная, что они в будущем будут компенсированы арендодателем путём зачёта взаимных требований, организация в своей финансовой отчётности формирует компенсируемый актив, включающий понесённые расходы. В соответствии с параграфом 7 МСФО IAS18 «Выручка» выручка - это валовой приток экономических выгод за период, возникающий в ходе обычной деятельности организации, когда такой приток приводит к увеличению собственного капитала, иному, чем за счёт взносов акционеров. Поскольку соглашением между арендатором и арендодателем установлено, что арендодатель компенсирует расходы арендатора в полном объёме, но компенсация не будет содержать валовых поступлений экономических выгод у арендатора, то при выставлении счёта-фактуры арендодателю доход в финансовой отчётности арендатора признаваться не будет. Пример. Примем, что затраты арендатора по ремонту арендуемого помещения, подтверждённые документально, составили 1 120 тенге (в том числе НДС - 120 тенге). С учётом того, что затраты будут компенсированы арендодателем в течение установленного соглашением периода, в учёте арендатора эти операции будут отражены следующим образом: 1-й год 1) Отражение расходов, понесённых при ремонте помещения, и НДС в зачёт Д-т 7210 - К-т 3310 - 1 000 тенге Д- 1420 - К-т 3310 - 120 тенге; 2) Признание краткосрочного/долгосрочного компенсируемого актива Д-т 1630/2940 - К-т 7210 - 1 000 тенге 3) Выставление счёта-фактуры арендодателю в счёт компенсации понесённых затрат на ремонт в размере 50% с начислением обязательств по НДС Д-т 1210 - К-т 1630 - 500 тенге Д-т 1210 - К-т 3130 - 60 тенге 4) Взаимозачёт взаимных требований между арендатором и арендодателем Д-т 3310 - К-т 1210 - 500 тенге. 2-й год 5) Выставление счёта-фактуры арендодателю в счёт компенсации понесённых затрат на ремонт в размере оставшихся 50% с начислением обязательств по НДС Д-т 1210 - К-т 1630 - 500 тенге Д-т 1210 - К-т 3130 - 60 тенге 6) Взаимозачёт взаимных требований между арендатором и арендодателем Д-т 3310 - К-т 1210 - 500 тенге.
II) Налоговый учёт Арендатор будет признавать в совокупном годовом доходе в каждом из двух налоговых периодов доходы, получаемые в виде компенсации за понесённые расходы при ремонте арендуемого помещения. То есть признавать их в размере 500 тенге на основании выписанного счёта-фактуры арендодателю. В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода. В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Налогового Кодекса вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены. В соответствии с пунктом 4 статьи 122 Налогового Кодекса сумма последующих расходов, произведенных арендатором в отношении арендуемых основных средств, относится на вычеты. Таким образом, арендатор в декларации по корпоративному налогу за первый налоговый период отразит в вычетах понесённые расходы на ремонт в размере 1 000 тенге. НДС. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 230 Налогового Кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг в РК. В соответствии с пунктом 2 статьи 231 Налогового Кодекса оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, а также любую деятельность за вознаграждение. Мнение автора по данной ситуации. Таким образом, арендатор перевыставленные арендодателю понесённые затраты на ремонт признает облагаемым оборотом и отразит его в соответствующем размере (500 тенге и 500 тенге) в декларациях по НДС, которые предоставит в текущем и последующем году. В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового Кодекса при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются иные условия, установленные статьёй 256 Налогового Кодекса. Так как приобретённые арендатором работы по ремонту помещения в дальнейшем будут использоваться в целях облагаемого оборота (то есть перевыставляемые арендодателю затраты будут облагаться НДС), то суммы НДС, отражённые в полученных арендатором счётах-фактурах, будет признаваться в зачете в размере 120 тенге при заполнении деклараций по НДС.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |