|
|
|
25.06.2013 Право на счастливое детство
Инна Еньшина
На днях в отечественных СМИ появилась информация о запрете на усыновление детей из Казахстана гражданами США, поскольку двое казахстанских сирот были обнаружены в американской спецшколе для трудных подростков. С просьбой прокомментировать эту ситуацию, а также рассказать о новой стратегии усыновления, разработанной в Казахстане, мы обратились к председателю Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК Раисе ШЕР.
- Раиса Петровна, действительно ли наша республика приостановила процедуру усыновления гражданами США детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? Если да, то с чем это связано? - В прошлом году в СМИ появилась публикация о том, что на специальном ранчо «Ranch for kids» в Монтане (США), предназначенном для перевоспитания трудных подростков, находятся дети из разных стран, в том числе из Казахстана, усыновленные гражданами США. Для выяснения и получения достоверных сведений об этом факте Министерство образования и науки РК направило запрос в Департамент консульской службы МИД РК, а также проинформировало Посольство США в РК. Согласно Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, страны, ратифицировавшие ее, вправе запрашивать информацию об усыновленных детях. В соответствии с нормами конвенции центральные органы ратифицировавших ее государств принимают меры для сбора, хранения и обмена данными о положении ребенка, а также для предоставления информации на обоснованные просьбы со стороны центральных или государственных властей о конкретной ситуации в сфере усыновления. Официального ответа от компетентных органов США еще не поступало. В связи с этим не представляется возможным возобновить процедуру усыновления казахстанских детей гражданами США. - Приведите, пожалуйста, статистику усыновления детей-сирот казахстанцами и иностранными гражданами? - С 1999 года усыновлены 47 тыс. 421 ребенок. Из них гражданами РК - 38 068 детей, родственниками-иностранцами - 547 детей, иностранцами - 8 806 детей. - Какими законодательными актами регулируются вопросы усыновления детей-сирот в Казахстане? Придерживается ли наша республика международных правовых документов в сфере усыновления? - Процесс усыновления казахстанских детей иностранцами регламентирован Кодексом РК «О браке (супружестве) и семье», Гражданским кодексом РК, другими нормативными правовыми актами. 12 марта 2010 года Республикой Казахстан ратифицирована Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления. После ее ратификации национальное законодательство приведено в соответствие с нормами конвенции. Постановлением Правительства РК от 21 сентября 2010 года № 966 центральным органом по вопросам иностранного усыновления назначено Министерство образования и науки РК. Для реализации Кодекса «О браке (супружестве) и семье» приняты постановления Правительства РК, касающиеся вопросов усыновления: - «Об утверждении Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление» (ППРК от 30 марта 2012 года № 380); - «Об утверждении Правил учета лиц, желающих усыновить детей» (ППРК от 30 марта 2012 года № 386); - «Об утверждении Правил аккредитации агентств по усыновлению» (ППРК от 30 марта 2012 года № 385); - «Об утверждении Правил организации учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих усыновлению, и доступа к информации о них» (ППРК от 30 марта 2012 года № 388); - «Об утверждении Правил осуществления функций государства по опеке и попечительству» (ППРК от 30 марта 2012 года № 382); - «Об утверждении Правил деятельности и состава комиссии, выдающей заключение о возможности выдачи разрешения о передаче детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление» (ППРК от 30 марта 2012 года № 387); - «Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат» (ППРК от 30 марта 2012 года № 404, разработано Министерством здравоохранения РК); - «Об утверждении Правил учета иностранцев, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Республики Казахстан» (ППРК от 5 мая 2012 года № 578, разработано Министерством иностранных дел РК). - Что собой представляет процедура усыновления детей-сирот, какие документы необходимо предоставить потенциальному усыновителю? Насколько тщательно и какими органами ведется проверка иностранцев, подавших документы? - Иностранцы, желающие усыновить ребенка - гражданина Казахстана, сначала регистрируются в качестве кандидатов в усыновители в загранучреждениях РК. Затем через аккредитованные агентства по усыновлению подают в уполномоченный орган следующие документы: письменное заявление о желании усыновить ребенка, копии паспортов, справки о доходах, семейном положении, отсутствии судимости, состоянии здоровья, в том числе, психического, об отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости, письменное согласие близких родственников на усыновление ребенка, не менее трех рекомендательных писем друзей или соседей, документ, подтверждающий наличие жилья. Также кандидаты в усыновители должны представить справки о личных нравственных качествах, выдаваемые специальными уполномоченными иностранными госорганами и организациями по усыновлению; документ, выданный компетентным органом принимающего государства, подтверждающий право на усыновление ребенка; разрешение на въезд усыновленного ребенка из РК в принимающее государство; обязательства о регистрации усыновленного ребенка в МИД РК, сохранении гражданства РК за усыновленным ребенком и его нахождении на учете в загранучреждении Республики Казахстан до 18 лет, назначении опекунов в случае непредвиденных обстоятельств. Перечень документов, необходимых для усыновления казахстанского ребенка, а также порядок передачи детей на усыновление утверждены постановлением Правительства РК от 30 марта 2012 года № 380 «Об утверждении Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление». Подробную информацию можно посмотреть на сайте комитета по защите прав детей www.bala-kkk.kz. Все документы иностранных кандидатов в усыновители направляются аккредитованными агентствами напрямую в уполномоченный орган по защите прав детей. Ребенку подбирается семья и в случае получения письменного согласия семьи уполномоченным органом готовится приглашение для оформления визы. Кандидаты в усыновители напрямую по визе приезжают с направлением уполномоченного органа по защите прав детей в регион по месту нахождения ребенка для участия в процедуре усыновления. После усыновления в обязательном порядке осуществляется регистрация учета ребенка как в Департаменте консульской службы МИД РК, так и в загранучреждении МИД РК. Согласно требованиям законодательства иностранцы общаются с ребенком не менее четырех недель. Только потом подают заявление и документы в суд. Окончательное решение об усыновлении выносит суд с обязательным участием прокурора, представителей органов, осуществляющих функции по опеке или попечительству, а также самих усыновителей. Проверка иностранцев ведется компетентными органами страны их проживания. Кроме того, действующим законодательством изменены условия подбора иностранных усыновителей, расширен круг лиц, которые не могут ими быть (лица с нетрадиционной ориентацией, одинокие мужчины, граждане, не имеющие постоянного места жительства, лица без гражданства). Кроме того, определена разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком не менее шестнадцати лет и не более сорока пяти лет. Так, граждане в возрасте 48 лет не могут усыновить двухлетнего ребенка, так как разница в возрасте составит более 45 лет. - Каким образом отслеживается судьба казахстанских детей-сирот, усыновленных иностранцами? - В соответствии с действующим законодательством контроль над казахстанскими детьми, усыновленными иностранцами, возлагается на МОН РК и загранучреждения республики. Отчеты об условиях жизни, обучения, воспитания и о состоянии здоровья усыновленного ребенка представляются в уполномоченный орган по защите прав детей РК представительствами агентств по усыновлению. Немаловажная роль отводится постусыновительному контролю социальной и психологической адаптации, изучению условий проживания и воспитания ребенка после усыновления. На агентства возложена обязанность по осуществлению контроля над усыновленными детьми и своевременному предоставлению отчетов в уполномоченный орган по защите прав детей в РК. В отчете содержатся фотографии, информация о состоянии здоровья ребенка, физическом, нравственном развитии. В течение первых трех лет отчеты должны представляться дважды в год, затем ежегодно до достижения усыновленным ребенком 18 лет. Если будут нарушения этого обязательства, деятельность агентств будет прекращена. Формы контроля разнообразны. Это и официальные письменные запросы в специальные уполномоченные органы зарубежных государств, и встречи с иностранными усыновителями и усыновленными детьми как по месту жительства, так и дипмиссиях РК, и постусыновительные отчеты, и материалы зарубежных СМИ. - Сколько детей-сирот в Казахстане на сегодняшний день? - Сегодня в республике 34 785 детей-сирот. 23 898 детей находятся в семьях под опекой и попечительством, на патронатном воспитании. 10 887 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в предназначенных для этого организациях, в том числе, в организациях системы образования - 8 494 воспитанника, в организациях системы здравоохранения - 1552 воспитанника, в организациях системы социальной защиты населения - 841 воспитанник. - Что собой представляют презентованная в Правительстве новая стратегия усыновления и новая нормативно-правовая база по усыновлению казахстанских сирот иностранцами? - Сегодня выстроен принципиально новый правовой механизм регламентации вопросов усыновления, соответствующий современной мировой практике, позволяющий обеспечить четкую, контролируемую систему процедур усыновления детей-сирот. Он подразумевает повышение и конкретизацию ответственности каждого госоргана, разграничение категорий граждан, желающих усыновить детей. Разработан новый нормативный правовой документ, который позволяет обеспечить четко выстроенную систему учета потенциальных усыновителей. Определены перечень необходимых документов для постановки их на учет и сроки подготовки заключений о возможности или невозможности быть кандидатами в усыновители. До ратификации Гаагской конвенции в республике было независимое усыновление. Интересы иностранцев представляли граждане на основании доверенностей, их деятельность не была регламентирована нашим законодательством, носила хаотичный характер и создавала почву для различных злоупотреблений. Информация о том, кто этим иностранцам представлял сведения о ребенке, кто решал организационные вопросы, каковы затраты, была неизвестна. Подобная практика независимого усыновления никак не соответствует системе мер безопасности, предусмотренной Гаагской конвенцией по усыновлению. Чтобы избежать этих негативных моментов, в целях прозрачности процедуры усыновления нами разработаны специальные правила по аккредитации агентств. Введение аккредитации позволит, отменив независимое усыновление, сделать процедуру иностранного усыновления прозрачной, свободной от возможных коррупционных действий, создать совершенно новую систему сотрудничества между странами для предотвращения торговли детьми и иными злоупотреблениями. Аккредитация иностранных агентств по усыновлению проводилась в течение 2012 года и завершилась 18 января этого года. Из 60 иностранных агентств по усыновлению аккредитовано 37: 15 из США, шесть из Испании, пять из Канады, четыре из Италии, три из Германии, два из Франции, по одному из Бельгии и Швеции. В Министерстве юстиции РК свидетельство об учетной регистрации получило 31 агентство, остальные семь продолжают процедуру регистрации. Контроль над деятельностью аккредитованных в Казахстане филиалов агентств будет вестись Министерством иностранных дел, уполномоченными органами в области защиты прав детей, а также соответствующими правоохранительными органами. В случае какого-либо нарушения деятельность филиала на территории Казахстана будет прекращена. Принципиальная новизна в процедуре усыновления - это установление иерархии учета детей-сирот, подлежащих усыновлению (первичный, региональный и централизованный учет), а также порядка передачи детей-сирот на усыновление. Необходимо определить конкретную роль каждого госоргана в процедуре усыновления. Одним из новшеств для казахстанских граждан является право на усыновление ребенка по истечении трех месяцев после его оставления или обнаружения органами опеки. Также граждане Казахстана в случае усыновления ребенка до года имеют право до окончания процедуры оформить опеку или патронат. - Как давно созданы межведомственные комиссии на местах, занимающиеся решением вопросов усыновления в интересах ребенка? Каким образом ведется их работа? - Межведомственные комиссии являются одним из нововведений. Они созданы в соответствии с п. 8 ст. 84 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» и определяют, какие дети подлежат усыновлению, готовят мотивированные заключения о соответствии или несоответствии усыновления интересам ребенка. Правила их деятельности утверждены постановлением Правительства от 30 марта 2012 года. Комиссии обеспечивают согласованность действий исполнительных органов по реализации государственной политики в области усыновления детей, являющихся гражданами РК. Кроме того, благодаря созданию комиссий органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству, выдающие разрешения о передаче детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление, стали полностью защищены, а их решения обоснованы, так как строятся на заключениях комиссий. Комиссия является постоянно действующей, создается решением местного исполнительного органа. Основные направления ее работы - рассмотрение документов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на их соответствие п. 2 ст. 84 Кодекса «О браке (супружестве) и семье»; заслушивание органов, осуществляющих функции по опеке или попечительству, о предпринятых мерах по возврату детей в кровную семью или их устройству под опеку или попечительство, либо на патронатное воспитание, органов внутренних дел об установлении местонахождения родителей или родственников ребенка, органов здравоохранения о состоянии здоровья ребенка. Также комиссии готовят заключения о возможности выдачи разрешения о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление. Для принятия обоснованного заключения очень важно качественно провести подготовительный этап. Уполномоченным органом в области образования готовится пакет документов, подлежащих рассмотрению на заседании. Документы предварительно изучаются председателем и членами комиссии, определяется круг лиц, подлежащих приглашению на заседание, необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного рассмотрения материалов, а также истребования дополнительных материалов. Мотивированное решение о соответствии либо несоответствии усыновления интересам ребенка принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Хотелось бы подчеркнуть, что принятие новой национальной стратегии по вопросам усыновления детей-сирот позволит создать четкую, отлаженную систему процедуры усыновления в соответствии с международными требованиями; повысить ответственность каждого госоргана, задействованного в процедуре усыновления; четко разграничить категории граждан, желающих усыновить детей, на граждан РК, родственников-иностранцев, иностранных граждан; регламентировать деятельность агентств по усыновлению; обеспечить контроль над процедурой усыновления.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |