|
|
|
16.07.2013 Важное звено в системе бюджетирования
Бюджетная система, в которую входит и казначейство, является одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективность которого оказывает непосредственное влияние на качество экономического роста и на уровень общественного благосостояния, передает Кazpravda.kz. После обретения Казахстаном независимости возникла необходимость реформирования прошлых экономических структур и прежде всего государственных органов финансового управления. Указом Президента РК от 27 января 1994 года № 1526 «Об образовании Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан» было сформировано Главное Управление казначейства и его территориальные подразделения во всех регионах страны. Самый трудный вопрос, который был решен и осуществлен Казначейством, - это открытие в июне 1996 года Единого казначейского счета в Национальном банке. Так как основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов на единый казначейский счет и осуществление всех расходов с единого счета. Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как во времени, так и по территориям. Таким образом, каждый день отслеживается состояние бюджета: доходы, расходы, остаток денежных средств по областям и в республике в целом. В 1996 году Правительство провело переговоры с международными организациями и было подписано Соглашение о займе с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), который выделил средства на закуп оборудования и программного продукта. В 1999 году Комитет казначейства приступил к реализации проекта «Модернизации казначейства», а в марте 2001 года - к внедрению интегрированной информационной системы (ИИСК) на территории РК. Главными аргументами в пользу создания ИИСК явились недостатки действующего механизма исполнения бюджета. Основные из них: распыление бюджетных средств по счетам бюджетных учреждений; низкая скорость движения бюджетных потоков; отсутствие оперативной информации по исполнению бюджета; отсутствие предварительного контроля за операциями с бюджетными средствами. За весь период деятельности казначейство показало себя перспективно развивающимся финансовым институтом, являясь информационной основой для оперативного управления государственными финансами. Эффективность функционирования казначейства на всех уровнях удалось обеспечить с отменой системы отсрочек, различных форм зачетов, а также с введением единой классификации доходов и расходов всеми участниками бюджетного процесса и с повышением качественного уровня используемых информационных технологий в системе казначейства. Еще одно немаловажное предназначение казначейства как государственного института - обеспечение точного учета государственных финансов, что очень важно для регулирования денежных потоков в стране. Все это осуществляется благодаря грамотной и квалифицированной работе сотрудников казначейства и обеспечению эффективного контроля за исполнением государственного бюджета. С 2004 года ИИСК успешно функционирует на всей территории страны. Все территориальные подразделения казначейства работают в единой информационной среде, обеспечивая исполнение республиканского бюджета и кассовое обслуживание местных бюджетов. Сегодня многими экспертами признается, что в Казахстане сформирована лучшая в СНГ современная интегрированная информационная система казначейства. Проект модернизации казначейства получил высокую оценку экспертов МВФ, МБРР и руководителей проектов из стран СНГ, Китая, Словакии, Монголии. Модернизация системы казначейства признана уникальной моделью и рекомендована для других стран. В 2005 году Министерству финансов за успешную реализацию проекта вручены медаль и сертификат «Программы компьютерного мира за достижение XXI века» от Всемирного фонда по присвоению наград в области IT-технологий. Для исключения коррупциогенности при обслуживании госучреждений в 2004 году в органах казначейства был введен институт предварительного контроля, чтобы документы проверялись на начальном этапе. Ставилась задача - предупредить ошибки распорядителей бюджетных средств на предварительном этапе. В результате за первое полугодие 2013 года было возвращено с различными нарушениями бюджетного законодательства 49 тыс. документов на общую сумму 1 790,7 млрд. тенге. Для уменьшения хищений и злоупотреблений бюджетными средствами и бесконтрольного образования дебиторской задолженности была введена норма, при которой госучреждения при проведении платежей за выполненные работы или оказанные услуги представляют в органы казначейства акты выполненных работ, счета-фактуры, государственную экспертизу, акт государственной комиссии о вводе объектов в эксплуатацию. Учитывая динамику роста финансовых документов, в Стратегическом плане Минфина предусмотрена задача по совершенствованию информационной системы Казначейства в части его взаимодействия с государственными учреждениями. В рамках совершенствования казначейской системы в 2008 году разработан программный продукт по созданию электронного документооборота с государственными учреждениями «Казначейство - клиент» для автоматизации функции по приему и дальнейшей обработке в интегрированной информационной системе казначейства финансовых документов, предоставленных клиентом. В режиме самообслуживания через информационную систему «Казначейство - клиент» госучреждения заполняют электронные формы документов. За счет дистанционного обслуживания происходит увеличение скорости обслуживания, сокращение бумажных, временных и транспортных затрат государственных учреждений, уменьшение административных барьеров, уменьшение количества возвратов за счет ошибок человеческого фактора и прямого обращения к справочникам казначейской системы. Например, по городу Астане 95% госучреждений обслуживается через информационную систему «Казначейство - клиент». Перед органами казначейства поставлена цель по повышению уровня своевременного проведения финансовых операций, достижению максимальной стабильности при увеличении нагрузки на систему с увеличением пользователей, расширению функциональности ИИСК, повышению эффективности взаимодействия органов казначейства с клиентами, при этом предоставляя государственным органам и руководству страны возможность самостоятельного получения актуальной, достоверной и точной информации о финансовом балансе страны. В Послании Президента «Стратегия «Казахстан-2050» большое внимание уделено бюджетной политике в главе «Экономическая политика нового курса - всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности». В рамках реализации данной стратегии департамент казначейства предлагает ряд мер по усилению бюджетной дисциплины и прозрачности при использовании бюджетных средств, а также средств Национального фонда, так как одно из требований Послания гласит: «Отношение к бюджетно-финансовому процессу должно стать таким же бережным и продуманным, как к частным вложениям. Иными словами, ни один бюджетный тенге не должен быть потрачен впустую». В соответствии с Бюджетным кодексом РК при планировании республиканского и местных бюджетов госорганы должны основываться на базовых расходах, утвержденных в предыдущих периодах, а также руководствоваться принципом последовательности - соблюдение ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений. Однако на практике при заключении многолетних договоров местные исполнительные органы не всегда придерживаются вышеуказанных норм. Так, заключенные многолетние договоры на основе государственных закупок поступают в первый год на регистрацию в органы казначейства, в последующие годы по этим объектам не в полном объеме выделяется финансирование, а то и вовсе в бюджете не закладываются средства. При планировании бюджетных средств на инвестиционные проекты не всегда соблюдаются нормы Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК», а именно - выделения средств строго с условием наличия ПСД и государственной экспертизы, отводов земельных участков и подведенных инженерных сетей. Это приводит к образованию дебиторской либо кредиторской задолженности, консервации объекта, удорожанию проектно-сметной документации, нарушению сроков ввода в эксплуатацию объектов, не достижению конечных результатов и в итоге к неэффективному расходованию бюджетных средств. Кроме того, департамент казначейства предлагает для эффективного использования средств бюджета законодательно закрепить механизм проведения капитальных ремонтов зданий, сооружений и дорог в строго определенный период, чтобы не было ежегодного ремонта одних и тех же объектов. Гарантийный срок эксплуатации объектов после капитального ремонта учитывать в заключении государственной экспертизы. Стратегией предусматривается «в первую очередь средства Нацфонда РК направлять на долгосрочные стратегические проекты» и «использовать эти средства надо весьма рационально и продумано». Для эффективного использования и контроля за целевым расходованием средств, выделяемых из Нацфонда, так как это средства будущих поколений, департамент казначейства предлагает в Единой бюджетной классификации расходов предусмотреть отдельную бюджетную программу в разрезе администраторов бюджетных программ. Составлять отдельный перечень инвестиционных проектов, финансируемых из средств Нацфонда. Расходование этих средств должно строго контролироваться депутатским корпусом и соответствующими органами. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения. Большое значение в Стратегии отведено модернизации системы управления государственными активами. Для реализации данной задачи в рамках перехода с 2013 года государственных учреждений на МСФООС департамент казначейства предлагает повсеместно масштабно провести инвентаризацию государственной собственности РК, включая земли, водные ресурсы, леса, пастбища и другие основные средства. Метод начисления предполагает, в первую очередь, строгий учет активов. Выделение средств на реконструкцию и капитальный ремонт основных средств, а также финансирование их содержания должно быть строго в соответствии с данными бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Эффекта от перехода бухгалтерского учета и финансовой отчетности от кассового метода на метод начисления не будет, если не будет налажен первичный учет. В настоящее время зачастую бюджетные средства выделяются на объекты, не числящиеся на балансе государственного учреждения. Управленческие решения должны строго основываться на данных бухгалтерского учета, и это должно быть закреплено на законодательном уровне запретительными мерами либо мерами ответственности. Еще одним положительным моментом является то, что приватизация объектов будет осуществляться по справедливой стоимости, а это возможно при методе начисления, когда все затраты относятся на стоимость объекта. Учитывая то, что кассовое обслуживание государственного бюджета проводится органами казначейства, необходимо наделить их правом проводить анализ расходных операций по государственным учреждениям и представлять информацию либо администраторам бюджетных программ, либо в Правительство. Грамотное применение инструментов бюджетной политики даст возможность сформировать необходимое для государства финансовое обеспечение. В канун 20-летия национальной валюты и создания органов казначейства можно констатировать, что казначейство Казахстана стало мощным звеном в системе исполнения бюджета с безупречной репутацией. Вместе с тем необходимо отметить, что возможности казначейской системы используются не в полной мере. В настоящее время органы казначейства должны рассматриваться, прежде всего, в качестве ведущего института, на базе которого могут быть сконцентрированы все направления управления бюджетными потоками государства. Рахат ТОКБАЕВ, начальник департамента казначейства по городу Астане КК М
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |