|
|
|
18.07.2013 В Казахстане идет процесс создания новой модели госслужбы, основанной на принципах меритократии
По поручению Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Алихана Байменова 17 июля 2013 года руководителем Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по г. Алматы - Председателем Дисциплинарного совета г. Алматы Камаловым Б.К. совместно с ректором Института государственного и местного управления Токтыбековым А.А. проведен семинар-совещание на тему «О внесенных изменениях и дополнениях в нормативно-правовые акты в сфере государственной службы в Республике Казахстан» для руководителей государственных органов, руководителей служб управления персоналом (кадровых служб) государственных органов г. Алматы, передает Управление внутренней политики акимата города Алматы. В Послании Президента народу Казахстана «Стратегия «Казахстан -2050»: новый политический курс состоявшего государства» обозначены важнейшие направления дальнейшего совершенствования государственной кадровой политики страны. В Казахстане идет процесс создания новой модели государственной службы, основанной на принципах меритократии, то есть признание заслуг при отборе и продвижении кадров, на повышение эффективности, объективности и прозрачности конкурсного порядка отбора на государственную службу. Это, прежде всего, реформирование государственного аппарата; внедрение современных кадровых технологий, обеспечивающих эффективный и прозрачный порядок поступления на государственную службу; возможность непрерывного профессионального развития государственных служащих; взаимосвязь результатов работы и системы поощрения и в конечном итоге повышение уровня доверия населения к государственному аппарату. Основные приоритеты развития государственной службы нормативно закреплены принятым 14 декабря 2012 года Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной службы», который вступил в законную силу 26 марта 2013 года. В новом законе введены новые понятия, такие как «корпус «А», «корпус «Б», «перевод», «карьерное планирование», «стажировка», «наставник», «временно вакантная государственная должность», «кадровый резерв», «служебная этика». Согласно новым изменениям административная государственная служба разделена на 2 корпуса - управленческий «А» и исполнительный «Б», часть политических государственных должностей были переведены в административные государственные должности корпуса «А». В связи с этим, перевод с 26 марта текущего года должностей политических госслужащих в категорию административных означает прекращение ими полномочий политических госслужащих, и, в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона «О государственной службе», указанные лица имеют право занять административные государственные должности корпуса «Б» вне конкурсного отбора в течение одного года со дня прекращения ими своих полномочий при условии выполнении своих полномочий не менее шести месяцев и соответствия предъявляемым квалификационным требованиям, за исключением уволенных их по отрицательным мотивам. Корпус «А» вводится для формирования управленцев, обеспечивающих реализацию политики, формируемой политическими госслужащими, а так же взаимосвязь между принятием стратегических решений и их исполнением, и в рамках карьерного планирования в отношении административных государственных служащих корпуса «А» по их согласию применяется ротация. В апреле-июне 2013 года был проведен первый отбор в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «А». Пребывание в кадровом резерве административной государственной службы длится не более двух лет, а в случае увольнения с должности, административный государственный служащий корпуса «А» зачисляется по решению Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан в кадровый резерв на один год со дня его освобождения, за исключением уволенных по отрицательным мотивам. Кроме того, для совершенствования действующих и создания новых механизмов управления человеческими ресурсами законодательно предусмотрено значительное усиление кадровых служб госорганов. Во-первых, кадровые службы становятся самостоятельными подразделениями и преобразуются в службы управления персоналом с прямым подчинением первому руководителю. Впервые утверждено типовое положение о службе управления персоналом. Во-вторых, в регионах предусматривается возможность создания единых служб управления персоналом, что позволит высвободить значительное количество человеческих ресурсов от исполнения функций кадровой службы по совместительству. В связи с этим, введена возможность создания в областях, городах республиканского значения, столице, районах, городах единой конкурсной комиссии, единой аттестационной комиссии, единой дисциплинарной комиссии. В-третьих, с целью использования передовых технологий управления персоналом и автоматизации данной работы, в настоящее время разрабатывается и планируется внедрение информационной системы «е-кызмет». Законодательно введен институт наставничества (за лицами, впервые принятыми на административную государственную должность, закрепляются наставники), закреплена стажировка госслужащих и лиц, зачисленных в кадровый резерв. Законом «О государственной службе» предусмотрено, что в период проведения специальной проверки на лиц, принятых для временного исполнения обязанностей, предусмотренных административной государственной должностью, и отношения с которыми регулируются в соответствии с трудовым законодательством РК, распространяются положения указанного закона в части обязанностей и ответственности государственных служащих, ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе. Усилена ответственность государственных служащих в части введения дополнительных оснований наложения дисциплинарного взыскания таких, как: 1) неправомерное назначение лиц на административные государственные должности и (или) освобождение лиц с административных государственных должностей, 2) неправомерное наложение дисциплинарных на административных государственных служащих, 3) нарушение порядка проведения конкурса на занятие административной государственной должности, разглашение содержания тестовых заданий и иных конкурсных вопросов. Законодательно закреплены дополнительно права госслужащих (на сохранение места работы (должности) в случае направления его государственным органом на обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан или стажировку; на правовую и иную защиту в соответствии с законодательством Республики Казахстан в случае доведения им до сведения руководства государственного органа, в котором он работает, или до правоохранительных органов о ставших ему известными достоверных случаях коррупционных правонарушений), а также обязанности (быть беспристрастными и независимыми от деятельности политических партий, религиозных и иных общественных объединений при осуществлении должностных полномочий; отработать в государственном органе, направившем их на обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования, непосредственно после завершения обучения, а также на государственной службе). Кроме того, ужесточены требования при поступления на государственную службу, так на госслужбу не может быть принято лицо, ранее судимое или освобожденное от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение тяжких или особо тяжких преступлений; установлен возрастной ценз, по которому на государственную службу не может быть принято лицо, достигшее пенсионного возраста, установленного законом Республики Казахстан; В настоящее время в целях реализации вышеуказанного Закона принято 7 Указов Президента Республики Казахстан и 6 приказов Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |