Реформа финансирования образования: подушевая модель - ключевое направление
Догдуркуль Кендирбаева: «Подушевая модель даст школам права административной и финансовой автономии»
В последнее время в обществе активно обсуждается вопрос внедрения в школах подушевого финансирования, в средствах массовой информации также появляются статьи, освещающие этот вопрос. Между тем, как считают специалисты, при обсуждении и освещении принципов подушевого финансирования имеет место однобокость, а порой и откровенное, не знание сути вопроса. При этом, акцентируется внимание на то, что внедрение подушевого финансирования приведет к закрытию малокомплектных школ, а также школ, расположенных в высокогорной и отдаленной местности. Заместитель министра образования и науки Кыргызской Республики Догдуркуль Кендирбаева разъяснила положение дел, отметила плюсы и возможные минусы подушевого финансирования.
- Каковы плюсы подушевого финансирования?
- Основным достижением введения подушевого финансирования стало выравнивание расходов на 1 учащегося общеобразовательных школ по регионам страны. До введения принципа подушевого финансирования, средний расход на 1 учащегося общеобразовательной школы (без влияния коэффициента высокогорья) в 2006 году составлял в среднем по республике 2164 сома, в то время как в областях: Баткенской - 1722 сом, Джалал-Абадской - 1778 сом, Ошской - 1916 сом. А, к примеру, в Таласской - 2285 сом, Нарынской - 2294 сом, Иссык-Кульской - 2387 сом, городе Бишкек - 2818 сом. Другими словами, имело место не соответствие размеров финансирования школ в расчете на 1 учащегося в разрезе регионов. Эти размеры финансирования не были подкреплены объективными факторами. На тот период в республике фактически отсутствовали единые условия финансового обеспечения учащихся по типам и уровням образования.
- По каким принципам планируется бюджет школ, какие категории различия учитываются при этом?
- В основе подушевого финансирования лежит планирование бюджета общеобразовательных организаций в расчете на 1 учащегося. Планирование бюджета школ - одинаковое для всех средних учебных заведений, независимо от их географического расположения. Разница существует только для городских и сельских школ, а так же по их типам (начальная, основная и общеобразовательная школа, школа-интернат, гимназия и лицей), а так же по ступеням образования (I ступень - 1-4 классы, II ступень - 5-9 классы, III ступень - 10-11 классы). Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|