Досье на проект Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан
(апрель 2013 года)
1. Некоторые проблемы проекта уголовно-исполнительного кодекса новой редакции (Саламатов Е.А., кандидат юридических наук, доцент)
2. Проект Концепции Кодекса Республики Казахстан по исполнению наказаний и других принудительных мер (новая редакция УИК РК) (Представительство МОО «Penal Reform International» (Международная тюремная реформа в Центральной Азии), 2012)
3. Концепция Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (Коалиция НПО Казахстана против пыток ОО «Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности». Алматы, 2013)
4. Новости, обсуждения по проекту
Мажилис Парламента
Республики Казахстан
Пояснительная записка
к проекту Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (новая редакция)
Вносимый на рассмотрение проект Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан разработан во исполнение поручения Главы государства от 6 января 2012 года (№ 51-14.20).
Новая редакция Уголовно-исполнительного кодекса знаменует завершение очередного этапа реализации направлений развития уголовной политики, определенных Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858.
Реализуемые проектом направления развития уголовно-исполнительной сферы кардинально переосмысливают пенитенциарное законодательство с целью избавления от наследия советской лагерной системы с сохранением базовых для уголовно-исполнительного права, оправданных временем и практикой институтов.
К числу одной из новаций новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса относится изменение существующих названий исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы в зависимости от степени изоляции от общества и содержания осужденных.
В современных условиях дифференцированного исполнения лишения свободы наличие в названии исправительных учреждений слова «режим» препятствует единообразному пониманию правового института - режима содержания.
В связи с чем, внедряются следующие названия: минимальной изоляции - колонии-поселения; средней изоляции - исправительные колонии общего режима; средней изоляции для содержания несовершеннолетних - воспитательные колонии; полной изоляции - исправительные колонии строгого режима; максимальной изоляции - исправительные колонии особого режима; чрезвычайной изоляции - тюрьмы; смешанной изоляции - следственные изоляторы, а также учреждения с изолированными участками различных видов режима исправительных колонии, в которых осужденные проживают в камерах.
Устанавливаются различные условия содержания в колонии-поселения, тюрьме для обеспечения унификации отбывания наказания во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы и определении правила о начале отбывания осужденными наказания не на «низшей» ступени, как это предусмотрено в тюрьме, а на «средней», то есть в обычных условиях.
Проектом совершенствуется механизм исполнения наказания по прогрессивной системе, при применении которого правовое положение осужденного меняется в зависимости от степени его исправления в сторону расширения, либо в сторону ограничения объема его прав. Ввиду чего, вводится более «дробная» классификация осужденных, когда определенной степени улучшения его правового положения должна соответствовать определенная степень исправления.
Для оценки поведения осужденного в период отбывания наказания устанавливаются степени поведения, которая позволит более детально подойти к дифференцированным условиям отбывания наказания и будет учитываться при составлении характеризующих материалов.
Так, положительно характеризующиеся осужденные делятся на следующие 3 группы: осужденные, достигшие первой степени исправления (к этой группе могла бы применяться такая мера, как перевод с обычных на облегченные условия содержания); осужденные, достигшие второй степени исправления (содержащиеся на облегченных условиях содержания, с которого возможен перевод в учреждение другого вида с более мягкими условиями содержания); осужденные, достигшие третьей степени исправления (с которого помимо перевода в учреждение другого вида с более мягкими условиями содержания также возможен перевод на льготные условия содержания).
Отрицательно характеризующихся осужденных необходимо разделить на три группы: нарушители установленного порядка отбывания наказания (независимо от того, где находились - из льготных и облегченных условий содержания переводятся на обычные); лица, систематически нарушающие установленный порядок отбывания наказания (могут быть переведены с обычных на строгие условия содержания); злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания (переводятся на строгие условия содержания или в учреждения иного, более строгого вида).
Проектом предусматривается широкомасштабное введение комплексной Службы пробации и расширение функций данного института. Расширяется перечень лиц, в отношении которых устанавливается пробационный контроль. Так, кроме лиц, осужденных условно, пробационный контроль также будет установлен и в отношении осужденных к ограничению свободы, условно-досрочно освобожденных лиц, а также в отношении лиц, которым судом установлен административный надзор.
В проекте закрепляется правовое положения осужденных путем его приближения к международным стандартам обращения с заключенными. Выводятся в самостоятельные статьи положения о правах, обязанностях и правоограничениях осужденных. Исключаются нормы, создающие условия для коррупционных проявлений при предоставлении осужденным свиданий, телефонных переговоров, применения мер поощрения и взыскания к осужденным, лишенным свободы, изменении им условий содержания и вида учреждения.
В рамках реализации международных обязательств отдельной главой вводятся положения о превентивном механизме в уголовно-исполнительной системе.
В новой редакции предусматривается участие общественности в воспитательном процессе, проводимом с осужденными, а также реализация социального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Кроме того, проектом корректируется порядок исполнения наказаний вводимых проектом новой редакции Уголовного кодекса Республики Казахстан. Это, в частности, касается наказаний за совершение уголовных правонарушений в виде ареста, конфискации имущества, выдворения за пределы Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства.
Принятие нового Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан приведет к сокращению количества осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, и, соответственно, финансовых средств на их содержание; снижению уровня пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива; создаст условия для социальной адаптации и реабилитации осужденных и лиц, освобожденных от отбывания наказания, а также сформирует механизм участия общественности в воспитательном процессе, проводимом с осужденными.
Реализация проекта не потребует дополнительных бюджетных затрат и будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных Министерству внутренних дел в республиканском бюджете.
На основании изложенного Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (новая редакция).
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов
Справочный лист
к проекту Уголовно-исполнительного кодекса (новая редакция)
1. | Инициатор законопроекта (полное наименование органа) | Правительство Республики Казахстан |
2. | Состав рабочей группы по подготовке законопроекта | Приказы Министра внутренних дел от 6 ноября 2012 года № 592 и от 4 февраля 2013 года № 87 |
3. | Головной комитет по законопроекту | |
4. | Дата регистрации законопроекта в Парламенте Республики Казахстан | |
5. | Заключения по законопроекту постоянных комитетов Парламента Республики Казахстан | |
6. | Научная экспертиза законопроекта | 1) научная правовая экспертиза; 2) научная антикоррупционная экспертиза; 3) научная криминологическая экспертиза; 4) научная экономическая экспертиза; 5) научная лингвистическая экспертиза. |
Принятые и не принятые замечания заключения научной экспертизы | Обоснование непринятия замечаний прилагается |
Обоснования причин не принятия замечаний заключения научной экспертизы | Обоснование непринятия замечаний прилагается |
7. | Экспертные заключения аккреди-тованных объединений субъектов частного предпринимательства | |
Принятые и не принятые замечания экспертных заключений аккреди-тованных объединений субъектов частного предпринимательства | |
Обоснования причин не принятия замечаний заключения аккреди-тованных объединений субъектов частного предпринимательства | |
8. | Изменения и дополнения, вносимые в процессе доработки законопроекта | Не вносились |
9. | Кому поручено выступить с докладом по законопроекту | Заместителю Министра внутренних дел Республики Казахстан Куренбекову А.Ж. |
10. | Наличие альтернативных проектов | Отсутствуют |
11. | Дата рассмотрения законопроекта Парламентом Республики Казахстан в первом чтении и его результатов | |
12. | Головной комитет (комиссия), другой орган, которому поручена доработка законопроекта и подготовка его ко второму чтению | |
13. | Вынесение законопроекта на народное обсуждение и его сроки | Не выносился |
14. | Заключение по законопроекту Комитета (перед вторым чтением) | |
15. | Дата рассмотрения законопроекта Парламентом Республики Казахстан во втором чтении и его результаты | |
16. | Время вступления закона в силу | |
17. | Прочие условия | |
Прогноз последствий
принятия проекта Уголовно-исполнительного кодекса
Республики Казахстан (новая редакция)
Вносимый на рассмотрение проект Уголовно-исполнительного кодекса (новая редакция) разработан во исполнение поручения Главы государства от 6 января 2012 года (№ 51-14.20).
Проект реализует положения Послания Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» новый политический курс состоявшегося государства», Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, а также поручения, данные Главой государства на совещании с руководящим составом правоохранительных органов от 30 января 2013 года.
В качестве главных позитивных последствий принятия новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса является совершенствование системы исполнения уголовных наказаний путем существенного повышения:
уровня защищенности личности осужденных, их прав и законных интересов;
повышение эффективности деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
качества и степени воспитательного воздействия на осужденных;
оказания осужденным необходимой социальной, правовой, психологической и иной помощи.
Названные задачи будут достигнуты в результате:
совершенствования механизма исполнения наказания по прогрессивной системе, при применении которого правовое положение осужденного меняется в зависимости от степени его исправления в сторону расширения, либо в сторону ограничения объема его прав (степени исправления);
широкомасштабного введения комплексной Службы пробации;
участия общественности в воспитательном процессе, проводимом с осужденными, а также реализация социального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания;
установления различных условий содержания в колонии-поселения, тюрьме для обеспечения унификации отбывания наказания во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы;
закрепления правового положения осужденных путем его приближения к международным стандартам обращения с заключенными;
исключения норм, создающих условия для коррупционных проявлений при предоставлении осужденным свиданий, телефонных переговоров, применения мер поощрения и взыскания к осужденным, лишенным свободы, изменении им условий содержания и вида исправительного учреждения;
поэтапного перехода от отрядного к камерному порядку содержания осужденных.
Принятие нового Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан приведет к сокращению количества осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, и, соответственно, финансовых средств на их содержание; снижению уровня пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива; создаст условия для социальной адаптации и реабилитации осужденных и лиц, освобожденных от отбывания наказания, а также сформирует механизм участия общественности в воспитательном процессе, проводимом с осужденными.
Министр внутренних дел
Республики Казахстан К. Касымов
Проект
О проекте Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан
(новая редакция)
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (новая редакция).
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов
Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Республики Казахстан
«О проекте Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан
(новая редакция)»
№ | Перечень сведений, которые должны быть отражены в пояснительной записке | Информация государственного органа разработчика |
1. | Государственный орган разработчик проекта | Министерство внутренних дел Республики Казахстан |
2. | Обоснование необходимости принятия проекта | Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (новая редакция) |
3. | Предполагаемые социально-экономические и/или правовые последствия в случае принятия проекта | Не предполагает |
4. | Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта | Не предполагает |
5. | Конкретные цели, сроки ожидаемых результатов, предполагаемая эффективность принятия проекта | Принятие Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (новая редакция) |
6. | Сведения об актах Президента и/или Правительства принятых ранее по вопросам, рассматриваемым в проекте, и результат их реализации | Нет |
7. | Необходимость последующего приведения законодательства в соответствие с проектом | Не требуется |
8. | Результаты дополнительной экспертизы (правовой, экономической, экологической, финансовой и других) в случае ее проведения по поручению Премьер - Министра в других организациях | Не требуется |
9. | Иные сведения | Отсутствуют |
10. | Разрешается передача материалов (выписок) на мобильные устройства членов Правительства через информационную систему «Мобильный офис Правительства Республики Казахстан». |
11. | Информация о размещении проекта на интернет-ресурсе | |
| | | |
Министр внутренних дел
Республики Казахстан К. Касымов
«____» __________ 2013 года
Паспорт по оценке социально-экономических последствий действия проекта
Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (новая редакция)
1. Общая информация:
1.1. Разработчик: _______Министерство внутренних дел Республики Казахстан ____________________________
1.2. Название законопроекта: Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан (новая редакция)
1.3. Цель законопроекта: Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства путем существенного повышения уровня защищенности прав и законных интересов осужденных, реализация уголовной политики, определенной Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, положений Послания Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» новый политический курс состоявшегося государства», а также поручений, данных Главой государства на совещании с руководящим составом правоохранительных органов от 30 января 2013 года.
1.4. Предмет правового регулирования: общественные отношения, охраняемые государством при исполнении уголовных наказаний
1.5. Отрасль законодательства: Уголовно-исполнительное законодательство
1.6. Вид законопроекта: проект кодекса__________________________________________
Вид законопроекта | Количество | Описание |
Самостоятельный | 1 | Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан (новая редакция) |
Вносит изменения и дополнения | - | |
Вносит изменения | - | |
Вносит дополнения | - | |
Ставит на утрату другой закон | 1 | Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года |
1.7. Действие законопроекта:
Действие законопроекта | Описание |
по времени: | вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования. |
в пространстве: | национальное (действует на всей территории РК) |
по лицам (целевая группа): | Действие проекта распространяется на всех осужденных, отбывающих наказание на территории Республики Казахстан. По принадлежности к государству: граждане Республики Казахстан, лица без гражданства, иностранцы |
1.8. Соответствие законопроекта со смежными отраслями законодательства и экономики:
Смежные отрасли | Описание соответствия |
Смежные отрасли законодательства | Все отрасли законодательства |
| |
Смежные отрасли экономики | |
1.9. Коэффициент информативности норм законопроекта:
Нормы | Действующая редакция (при наличии) | Предлагаемая редакция | Количество (часть, пункт, статья, раздел) |
Nнов. (количество норм, содержащих новую информацию) | Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года содержит 184 статьи | Проект Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан излагается в новой редакции, содержит 163 статьи, из которых 145 статей, содержащих новую информацию. | 145 |
Nобщ. (общее количество норм в законопроекте) | | 163 |
Кинф. (коэффициент информативности норм) (количественное описание) | 145/163= 0,89 | 0,89 |
Вывод (качественное описание): | Коэффициент информативности составляет 0, 89. Проект Уголовно-исполнительного кодекса (новая редакция) несет высокий информативный характер, о чем свидетельствует его регулирование отношений в сфере исполнения уголовных наказаний. В связи с чем, Уголовно-исполнительный кодекс от 13 декабря 1997 года ставится на утрату и предлагается в новой редакции. |
1.10. Коэффициент неопределенности норм законопроекта:
Нормы | Действующая редакция (при наличии) | Предлагаемая редакция | Количество (часть, пункт, статья, раздел) |
Nдис.(количество коррупциогенных норм, а также норм, содержащих неурегулированные диспозиции) | 29 | 0 | |
Nнеч.форм.. (количество норм, содержащих нечеткие формулировки) | 0 | 0 | |
Nтерм.(количество норм, содержащих термины и определения) | 5 | 1 | |
Nссыл. (количество норм, содержащих ссылки на другие нормативные правовые акты или отсутствие необходимых норм на действующие нормативные правовые акты) | 51 | 38 | 7 |
Nпр.(количество норм, содержащих различные слова и фразы, позволяющие толковать их по-разному) | | 0 | |
Nобщ. (общее количество норм в законопроекте) | | | 163 |
Кнеопр. (коэффициент неопределенности норм) (количественное описание) | 39/163=0,2 | 0,2 |
Вывод (качественное описание): | Проект Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (новая редакция) содержит незначительное количество неопределенных норм по причине наличия отсылочных норм. |
2. Соответствие законопроекта стратегическим целям государства:
Стратегические цели государства | Цель законопроекта | Описание соответствия |
Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 2.8. Важнейшим звеном правовой политики государства является уголовная политика, совершенствование которой осуществляется путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменения. 2.10. В уголовно-исполнительной сфере необходимо принятие следующего комплекса мер. В целях минимизации вовлечения граждан в сферу уголовной юстиции, экономии мер уголовной репрессии необходимо создать условия для более широкого применения уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества. При этом в законодательстве и судебной практике следует вырабатывать подходы, при которых выбор вида и меры уголовно-правового воздействия основывался бы прежде всего на учете данных о наиболее вероятной ее эффективности в отношении конкретной личности. В то же время для более активного применения судами мер, альтернативных лишению свободы, необходимо добиваться повышения эффективности их исполнения, для чего требуется институциональное развитие специализированного органа, ответственного за исполнение таких мер. Учитывая, что лишение свободы все еще остается основным видом уголовного наказания, необходимо принимать меры, повышающие воспитательный компонент лишения свободы, в котором пока преобладает компонент кары. В частности, необходимо дальнейшее развитие содержания, форм и методов исправительно-воспитательного воздействия на осужденных на основе принципа индивидуализации исполнения наказания. Актуальным является решение проблем занятости осужденных к лишению свободы путем привлечения их к общественно-полезному труду и/или обучению, социальным программам ресоциализации, в том числе антинаркотического, антиалкогольного содержания либо иными формами социально-активной деятельности. Наряду с сохранением и обеспечением высоких требований к дисциплине и порядку в учреждениях уголовно-исполнительной системы, необходимо усилить меры по психолого-педагогическому обеспечению процесса исполнения, (отбывания) уголовных наказаний, по повышению статуса и обеспечению социально-правовой защиты персонала уголовно-исполнительной системы. Наряду с этим для мест лишения свободы важным является обеспечение безопасности личности, соблюдение прав и законных интересов лиц, отбывающих данный вид наказания. В числе наиболее перспективных направлений в этой сфере необходим постепенный переход к камерному порядку содержания, при котором осужденный, имея в дневное время возможность передвижения и межличностного общения в пределах учреждения, в ночное время был бы изолирован в отдельном помещении. Сохранению баланса между интересами общества и государства по наказанию виновных и соблюдению их прав и законных интересов в период отбывания наказания способствуют установленные механизмы общественного контроля, развитию которых необходимо уделить внимание. Также важным является повышение качества медицинского обслуживания лиц, находящихся в местах лишения свободы, особенно системы профилактики заболеваний лиц, отбывающих уголовное наказание. Необходимы системные меры, направленные на обеспечение целенаправленной государственной политики в сфере ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, как полноправных членов общества. В целом систему исполнения уголовных наказаний следует и дальше приближать к общепризнанным международным стандартам. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» новый политический курс состоявшегося государства» | - реализация основных направлений развития уголовной политики, сформулированных в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858; - совершенствование уголовно-исполнительного законодательства путем существенного повышения уровня защищенности прав и законных интересов осужденных; - определение средств исправления осужденных; - качественное улучшение эффективности порядка исполнения уголовных наказаний; - повышение эффективности исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы; - привидение системы исполнения наказаний к требованиям международных стандартов. | Проект Уголовно-исполнительного кодекса (новая редакция) знаменует завершение очередного этапа реализации направлений развития уголовной политики, определенных Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858. Положения проекта направлены на совершенствование системы исполнения уголовных наказаний путем существенного повышения: - уровня защищенности личности осужденных, их прав и законных интересов; - эффективности деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; - качества и степени воспитательного воздействия на осужденных; - оказания осужденным необходимой социальной, правовой, психологической и иной помощи. Названные задачи будут достигнуты в результате: совершенствования механизма исполнения наказания по прогрессивной системе, при применении которого правовое положение осужденного меняется в зависимости от степени его исправления в сторону расширения, либо в сторону ограничения объема его прав (степени исправления); широкомасштабного введения комплексной Службы пробации; участия общественности в воспитательном процессе, проводимом с осужденными, а также реализация социального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; установления различных условий содержания в колонии-поселения, тюрьме для обеспечения унификации отбывания наказания во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы; закрепления правового положения осужденных путем его приближения к международным стандартам обращения с заключенными; исключения норм, создающих условия для коррупционных проявлений при предоставлении осужденным свиданий, телефонных переговоров, применения мер поощрения и взыскания к осужденным, лишенным свободы, изменении им условий содержания и вида исправительного учреждения; поэтапного перехода от отрядного к камерному порядку содержания осужденных. |
| |
3. Социально-экономические последствия:
Стратегическая цель законопроекта: |
Задачи | Социально-экономические показатели задач | Результаты | Социально-экономические показатели результатов | Необходимые действия и ресурсы для достижения результатов | Риски и допущения по результатам |
4. Анализ выгод и издержек:
Уровень анализа | Выгоды | Издержки |
Целевая группа | В качестве главных позитивных последствий принятия новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса является совершенствование системы исполнения уголовных наказаний путем существенного повышения: уровня защищенности личности осужденных, их прав и законных интересов; качества и степени воспитательного воздействия на осужденных; оказания осужденным необходимой социальной, правовой, психологической и иной помощи. Названные задачи будут достигнуты в результате: совершенствования механизма исполнения наказания по прогрессивной системе, при применении которого правовое положение осужденного меняется в зависимости от степени его исправления в сторону расширения, либо в сторону ограничения объема его прав (степени исправления); широкомасштабного введения комплексной Службы пробации; участия общественности в воспитательном процессе, проводимом с осужденными, а также реализация социального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; установления различных условий содержания в колонии-поселения, тюрьме для обеспечения унификации отбывания наказания во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы; закрепления правового положения осужденных путем его приближения к международным стандартам обращения с заключенными; исключения норм, создающих условия для коррупционных проявлений при предоставлении осужденным свиданий, телефонных переговоров, применения мер поощрения и взыскания к осужденным, лишенным свободы, изменении им условий содержания и вида исправительного учреждения; Принятие нового Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан приведет к снижению уровня пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива; создаст условия для социальной адаптации и реабилитации осужденных и лиц, освобожденных от отбывания наказания, а также сформирует механизм участия общественности в воспитательном процессе, проводимом с осужденными. | Отсутствуют |
Население | | |
Предприниматели | | |
Государство | повышение эффективности деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; сокращение количества осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, и, соответственно, финансовых средств на их содержание. | Отсутствуют |
5. Источник финансирования:
Средства достижения | Предполагаемая сумма |
Республиканский бюджет | Выделение средств не потребуется |
Местный бюджет | Выделение средств не потребуется |
Национальный Фонд | Выделение средств не потребуется |
Иные источники | Выделение средств не потребуется |
6. Выводы:
1) На решение какой проблемы направлено регулирование? | - реализация основных направлений развития уголовной политики, сформулированных в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858; - совершенствование уголовно-исполнительного законодательства путем существенного повышения уровня защищенности прав и законных интересов осужденных; - определение средств исправления осужденных; - качественное улучшение эффективности порядка исполнения уголовных наказаний; - расширенное применение наказаний, не связанных с лишением свободы; - привидение системы исполнения наказаний к требованиям международных стандартов. |
2) Что повлечет отсутствие действий, предусмотренных законопроектом и каковы риски? | Не будут достигнуты цели: - существенного повышения уровня защищенности прав и законных интересов осужденных; - цели избавления от наследия советской лагерной системы в части переосмысления содержания многих институтов пенитенциарного права. Риски - низкий уровень работы по исправлению осужденных, увеличение уровня пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива, рост численности тюремного населения. |
3) Эффективно ли регулирование в данной сфере? Если оно неэффективно, то почему? | Предмет уголовно-исполнительного законодательства, основывающийся на общественных отношениях между осужденными и государством (в лице соответствующих учреждений и органов) по поводу исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, остается прежним. Существенные экономические и социальные преобразования, произошедшие, за годы независимости, требуют адекватного реагирования с учетом реалий времени и практики, в том числе, и в области исполнения уголовных наказаний. А поскольку уголовно-исполнительную политику определяет комплекс определенных социальных факторов, (социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структура и динамика преступности в стране, развитие функциональных общественных наук и др.), это не может не отражаться на состоянии уголовно-исполнительного законодательства. При этом практика деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, показывает, что в настоящее время имеется ряд серьезных проблемных вопросов, в том числе связанных с правовой регламентацией процесса исполнения (отбывания) уголовных наказаний, требующих концептуального переосмысления и своего скорейшего разрешения. |
4) Какие инструменты могут быть использованы для достижения поставленной цели? | Использование потенциала гражданского общества в воспитательном процессе с осужденными, а также в оказании социально-правовой помощи лицам, находящимся по пробационным контролем. |
5) Какие имеются альтернативные варианты достижения поставленных целей и почему не выбраны? | Не имеются |
6) Превосходят ли выгоды от введения регулирования издержки, связанные с таким регулированием? | Принятие проекта Уголовно-исполнительного кодекса послужит закреплению правового статуса осужденных и окажет положительное влияние на укрепление законности в уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системе |
7) Какое предусматривается снижение и/или увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта? | Не предусматривает |
8) Как будет обеспечиваться прозрачность распределения издержек и выгод между различными социальными группами (целевой группой)? | Законность применения положений проекта Уголовно-исполнительного кодекса, в случае его принятия, будет обеспечиваться мерами прокурорского надзора, судебным, ведомственным, общественным контролем, а также институтами превентивного механизма. |
9) Какие органы и организации будут ответственны за реализацию, каким образом будет осуществляться оценка эффективности и в какие сроки? | Суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, обороны, специальные государственные органы, местные исполнительные органы, общественные организации, ежегодные отчеты, достижение целей Стратегического плана Министерства внутренних дел. |
Итоговый вывод: Проект Уголовно-исполнительного кодекса (новая редакция) соответствуют стратегическим целям государства, его принятие повысит уровень защищенности прав и законных интересов осужденных и эффективность порядка исполнения уголовных наказаний, приведет к снижению уровня пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива; создаст условия для социальной адаптации и реабилитации осужденных и лиц, освобожденных от отбывания наказания, а также сформирует механизм участия общественности в воспитательном процессе, проводимом с осужденными. |
Министр внутренних дел
Республики Казахстан К. Касымов
Проект
(апрель 2013 года)
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан
Оглавление
Общая часть
Раздел 1. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Статья 2. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан
Статья 3. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан
Статья 4. Действие уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан в пространстве и времени
Статья 5. Основание исполнения наказания и иных мер уголовно-правового воздействия
Статья 6. Принципы уголовно-исполнительного законодательства
Статья 7. Исправление осужденных и его основные средства
Статья 8. Основы правового положения осужденных
Статья 9. Права осужденных
Статья 10. Обязанности осужденных
Статья 11. Правоограничения осужденных
Статья 12. Право осужденных на личную безопасность
Статья 13. Обеспечение свободы совести осужденных
Статья 14. Порядок направления обращений осужденных
Статья 15. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Статья 16. Компетенция уполномоченного органа в сфере уголовно-исполнительной деятельности
Статья 17. Компетенция органов уголовно-исполнительной системы
Глава 2. Учреждения и органы, исполняющие наказания, а также иные меры уголовно-правового воздействия и контроль за их деятельностью