|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
В. Проскурина, сертифицированный бухгалтер-практик, САР
СЛЕДУЕТ ЛИ ГККП, ВЫДЕЛЕННЫЕ СУБСИДИИ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОС, ВКЛЮЧАТЬ В ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И УВЕЛИЧИВАТЬ УСТАВНОЙ КАПИТАЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ АКИМАТА ОБЛАСТИ?
Согласно проводимыми проводкам в конце года, при закрытии счетов бухгалтерского учета. Например: ГККП выделены средства из областного бюджета на приобретение основных средств (финансирование) в сумме 25000,0 тыс.тенге. Проводимые проводки: Д-т 1030 К-т 6230 = 25000,0 (получено финансирование) 3310 1030 = 25000,0 ( Приобретено основ.средство) 2411 3310 = 25000,0 (Основ.сред. поставлено на бухгалтерский на учет) 7211 6230 = 25000,0 (Субсидии выделены на приобретение основ.средств отнесены на расходы предприятия) 5030 7211 = 25 000,0 ( Увеличение уставного капитала) Следует ли согласно стандартов ведения бух.учета. относить выделенные субсидии на приобретение основных средств на доходы предприятия и увеличивать уставной капитал постановлением акимата области.
Комментарии. В приведенной вами схеме бухгалтерских проводок заметна ошибка в том, что вы дважды относите на доходы одну и ту же сумму: первый раз, в первой проводке - Дт1030 - Кт6230; и второй раз, в предпоследней проводке- Дт7211 - Кт6230. На основании этого у вас происходит необоснованное завышение дохода, а в дальнейшем -искажение финансового результата от деятельности субъекта. По моему мнению, для правильного решения вашего вопроса необходимо использовать не только положения бухгалтерских стандартов, но и основополагающие законы, которые регулируют деятельность государственных предприятий, таких как Бюджетный кодекс РК и Закон РК «О государственном имуществе». В целях дополнительного источника информации, можно использовать порядок учета подобных операций, изложенный в новых Правилах ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, утвержденных приказом Министра финансов РК, и введенных в действие с 1 января 2013 года. Давайте разберем вопрос с точки зрения, изложенной в вышеперечисленных документах. Правила ведения бухучета в госучреждениях (выписки) Пункт 3. В настоящих Правилах используются следующие понятия: 36) инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора - вложения бюджетных средств в государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами РК в сфере управления государственным имуществом; Пункт 70. При поступлении финансирования из местного бюджета государственное учреждение производит записи: дебет субсчета 1092 «Плановые назначения на принятие обязательств по капитальным вложениям» и кредит субсчета 5011 «Финансирование капитальных вложений за счет бюджетных средств»; В 5-ом разделе Типового плана счетов имеются счета, которые отражают: - движение капитала; - движение резервов; - движение финансового результата деятельности субъекта. В 5-от разделе Плана счетов для госучреждений на счетах производится отражение: - движение финансирования капитальных вложений; - движение резервов; - движение финансового результата деятельности субъекта. Счет 5011 «Финансирование капитальных вложений за счет бюджетных средств» относится к счетам на котором отражается движение финансирования капвложений. Экономическая сущность группы счетов, отражающих движение капитала Типового плана счетов, и отражающих движение финансирования капвложений Плана счетов для госучреждений немного различна. Поэтому, то что в госучреждении будет отражаться на этом счете, не будет соответствовать отражению увеличения уставного капитала субъекта, который ведет учет своей деятельности по Типовому плану счетов. Закон РК «О госимуществе» (выписки) (пункт 4 статьи 8) Государственное имущество может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. (пункт 1 статьи 9) Передача имущества из состава республиканского имущества в состав коммунального имущества или наоборот не влечет прекращения прав государства на имущество. (статья 21 и статья 129) Приобретение имущества государственными юридическими лицами в результате производственно-хозяйственной деятельности или по иным основаниям, не запрещенным законами РК, является основанием для приобретения государством прав на это имущество и отнесения его к государственному имуществу. (статья 135) Государственное предприятие не имеет право отчуждать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения имущество, относящееся к основным средствам. (статья 153) Республиканское казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, относящимся к основным средствам, передавать и списывать дебиторскую задолженность лишь с письменного согласия уполномоченного органа по государственному имуществу, а коммунальное казенное предприятие - лишь с письменного согласия местного исполнительного органа Имущество предприятия - это совокупность материальных, финансовых и нематериальных активов, принадлежащих предприятию и предназначенных для осуществления его деятельности. Основные средства, приобретенные ГККП на деньги, которые выделены из бюджета на эти цели, в любом случае принадлежат государству. А в случае с учредителями субъектов других форм собственности, - такое положение не сохраняется. Регулирование имущественных отношений между учредителем ГККП (уполномоченным органом) и самим ГККП регулируется другими нормами, нежели отношения между учредителями субъектов негосударственных форм собственности и самими субъектами. Поэтому в данном случае целесообразно применять принцип преобладания экономической сущности операции над ее формой. Выводы. Анализируя вышеприведенные выписки из законодательных актов, можно сказать, что Областной Акимат, который является собственником имущества ГККП и его учредителем, имеет право своим решением увеличивать уставный капитал. Порядок такого увеличения должен быть прописан в Уставе ГККП. Увеличение уставного капитала также влечет за собой внесение изменений в учредительные документы, которые должны пройти соответствующую госрегистрацию в уполномоченном органе. Если выделенные финансовые средства - это взнос учредителя на увеличение уставного капитала, то на основании Решения Акимата должна быть сделана бухпроводка по возникновению обязательств у учредителя по неоплаченному капиталу: Дт 5110 Кт 5030 А при поступлении денег: Дт 1030 Кт 5110. В этом случае дохода не возникает. Если же это просто поступление денег на финансирование деятельности по специфике 411, то тогда это относится на доходы и оформляется проводкой: Дт 1030 Кт 6230. Приобретение основного средства и в том и в другом случае оформляется стандартными проводками: 1. Приобретение у поставщика ОС - Дт 2410 Кт 3310 2. Расчет с поставщиком - Дт 3310 Кт 1030. Сумма операции по всем приведенным выше проводкам составляет 25 000,0 тыс. тенге.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |