|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Н. Анохина, член Палаты налоговых консультантов РК
КАК ПРОИЗВОДИТСЯ ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВ ИП?
ТОО «Компания», ИП, применяет упрощенный налоговый режим. Как производится исчисление налогов Индивидуального предпринимателя (упрощенный налоговый режим) за ИП и за его работников. Будут ли какие- либо штрафные санкции в случае сдачи дополнительной декларации (910) за 2012 год с дополнительными суммами налогов за работников ИП (ИПН, пенс,......), если очередные отчеты были сданы во время?
Налоговые обязательства ИП. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 355 Налогового кодекса плательщиками СН являются ИП. На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 356 Налогового кодекса исчисление, уплата и представление налоговой отчетности по СН производятся плательщиками, применяющими СНР для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации в соответствии со статьями 433 - 438 Налогового кодекса. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 436 Налогового кодекса, соответственно, исчисление налогов на основе УД производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 %. Сумма налогов, исчисленная за налоговый период согласно пункту 1 настоящей статьи, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 процента от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у ИП не менее 2-кратного МЗП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число налогового периода. Законом РК «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы» на период 2013 года величина МЗП установлена в размере 18 660 тенге. На основании пункта 2 статьи 437 Налогового кодекса ИПН подлежит уплате в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по УД, СН - в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по УД за минусом суммы СО в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом РК об обязательном социальном страховании. При превышении суммы СО в Государственный фонд социального страхования над суммой СН сумма СН налога считается равной нулю. ОПВ. На основании пункта 3 Постановления Правительства РК «Правила исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды» ИП исчисляют ОПВ за каждый месяц налогового периода и перечисляют их в накопительные пенсионные фонды в свою пользу. В пункте 5 Правил исчисления ОПВ определено, что удержание и уплата ОПВ в накопительные пенсионные фонды осуществляются ИП в свою пользу - в размере десяти процентов от заявляемого дохода, но не менее десяти процентов от МЗП и не выше десяти процентов от семидесятипятикратного МЗП, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Соцотчисления. Далее, согласно пункту 3 Постановления Правительства РК «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 года № 683 «Об утверждении Правил исчисления и перечисления СО»» - для самостоятельно занятых лиц объектом исчисления СО являются получаемые ими доходы. Принимая во внимание то, что ИП осуществляет свою деятельность в СНР на основе УД (форма 910.00), то на основании абзаца четвертого пункта 4 Правил для ИП, применяющих СНР, размер дохода, принимаемого для исчисления СО, должен быть не менее размера МЗП, установленного законом о республиканском бюджете. Согласно пункту 6 Правил СО, подлежащие уплате в Фонд за участников системы обязательного социального страхования, устанавливаются в размере 5 процентов от объекта исчисления СО. Для самостоятельно занятых лиц, на которых распространяется СНР в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, размер СО, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 5 процентов от объекта исчисления СО, но не менее 5 процентов от МЗП, установленной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. При этом максимальный размер СО для самостоятельно занятых лиц не должен превышать сумму исчисленного СН за отчетный период. Налоговые обязательства по наемным работникам ИП. Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса налоговый агент - ИП, на которого, в соответствии с Налоговым кодексом, возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты. На основании подпункта 1 статьи 160 Налогового кодекса к доходам, облагаемым у источника выплаты, относится доход работника. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 163 Налогового кодекса, соответственно, доход работника, облагаемый у источника выплаты, определяется как разница между начисленными работодателем доходами работника, подлежащими налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 Налогового кодекса, и суммой налоговых вычетов, предусмотренных статьей 166 Налогового кодекса. Начисленными работодателем доходами работника, подлежащими налогообложению, являются признанные в бухгалтерском учете работодателя в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательствомРеспублики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности: 1) подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений; 2) доходы работника в натуральной форме в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса; 3) доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса. Согласно пункту 2 Правил для исчисления СО ежемесячный доход принимается в размере, не превышающем десятикратного размера МЗП, установленного законом о республиканском бюджете. В случае, если общая сумма начисленных доходов работнику за календарный месяц менее МЗП, установленного законом о республиканском бюджете, то объект исчисления СО определяется исходя из МЗП. На основании пункта 3 Правил для работодателя объектом исчисления СО являются его расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов за выполненные работы, оказанные услуги. Во втором абзаце пункта 4 Правил предусмотрено, что к расходам юридических лиц, а также самостоятельно занятых лиц, использующих труд наемных работников, относятся доходы, выплачиваемые работнику в денежной или натуральной форме, включая доход, полученный в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды. Согласно пункту 3 Правил исчисления ОПВ агенты, использующие труд наемных работников, ежемесячно исчисляют и удерживают ОПВ из доходов, выплачиваемых работникам, и перечисляют их в накопительные пенсионные фонды. На основании пункта 5 Правил исчисления ОПВ удержание и уплата ОПВ в накопительные пенсионные фонды осуществляются ИП использующими труд наемных работников, - в размере десяти процентов от ежемесячного дохода, начисленного работодателем в денежной или натуральной форме, включая доходы, предоставленные работодателем в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления ОПВ, не должен превышать семидесяти пятикратный МЗП, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Относительно представления дополнительной отчетности. Согласно пункту 1 статьи 63 Налогового кодекса налоговая отчетность - документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в органы налоговой службы в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом, который содержит сведения о налогоплательщике, об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также об исчислении налоговых обязательств, ОПВ, СО. В положениях статьи 70 Налогового кодекса предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в налоговую отчетность производится налогоплательщиком (налоговым агентом) путем составления дополнительной налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения. В дополнительной налоговой отчетности по соответствующим строкам указывается: 1) разница между суммами, указанными в ранее представленной налоговой отчетности, и фактическим налоговым обязательством за налоговый период - при изменении сумм в ранее представленной налоговой отчетности; 2) новое значение - при изменении остальных данных в ранее представленной налоговой отчетности. При представлении дополнительной налоговой отчетности выявленные налогоплательщиком (налоговым агентом) суммы налогов, других обязательных платежей, ОПВ и СО подлежат внесению в бюджет без привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности, установленной законами РК. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 46 Налогового кодекса исковая давность по налоговому обязательству и требованию - период времени, в течение которого налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность, отозвать налоговую отчетность. На основании пункта 2 этой же статьи срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет. Течение срока исковой давности начинается после окончания соответствующего налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |