|
|
|
Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан
В последних числах апреля в Атырау состоялась XI международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан». Участники конференции - ведущие юристы республики, представители министерств и ведомств, а также зарубежные гости - осветили ряд вопросов, требующих разрешения. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ключевые доклады участников конференции.
Экологическая ответственность: экономика или экология?
Р. Байсуанов, старший юрист ТОО «Юридическая фирма «SIGNUM»
Развитие экономики и состояние окружающей природной среды тесным образом связаны между собой и оказывают друг на друга существенное влияние. Взаимоотношения общества и природы на современном этапе складываются таким образом, что растущее потребление природных ресурсов постепенно ведет к загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов и одновременно к увеличению поступления отходов производства и жизнедеятельности человека в окружающую среду. Не секрет, что нефтегазовая отрасль является одним из главных двигателей экономики РК. Однако осуществление нефтяных операций является экологически опасным видом деятельности /1/ и, соответственно, риск аварийного загрязнения окружающей среды в данной сфере остаётся высоким. В целях предупреждения и минимизации аварийных ситуаций, законодательство РК предусматривает меры экономического регулирования охраны окружающей среды, в то время как совершение экологических правонарушений является основанием применения ответственности.
Меры экономического регулирования охраны окружающей среды Экологический кодекс РК предусматривает следующие меры экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования: - планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды; - плата за эмиссии в окружающую среду; - плата за пользование отдельными видами природных ресурсов; - экономическое стимулирование охраны окружающей среды; - рыночные механизмы управления эмиссиями в окружающую среду; - рыночные механизмы сокращения выбросов и поглощения парниковых газов; - экологическое страхование; - экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде. Ниже мы рассмотрим некоторые из мер экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования них. Мероприятия по охране окружающей среды К мероприятиям по охране окружающей среды относится комплекс технологических, технических, организационных, социальных и экономических мер, направленных на охрану окружающей среды и улучшение ее качества. Такие мероприятия проводятся на основании программ, что является необходимым условием при получении экологических разрешений, и могут финансироваться за счет любых источников, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан. Плата за эмиссии в окружающую среду Осуществление на территории Республики Казахстан деятельности в порядке специального природопользования требует получения разрешения на эмиссию в окружающую среду и предусматривает следующие особенности: - ставки и порядок взимания платы за эмиссию в окружающую среду устанавливаются налоговым законодательством РК; - объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду в пределах и (или) сверх установленных нормативов эмиссий в окружающую среду; - за эмиссии в окружающую среду сверх установленных нормативов ставки платы увеличиваются в десять раз от установленных ставок; - предусмотрены рыночные механизмы в виде установления лимитов и квот на эмиссии в окружающую среду и торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссии в окружающую среду. Экологическое страхование Институт страхования является методом экономического стимулирования охраны окружающей среды и предоставляет гарантию возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде, в результате аварийного загрязнения за счет страховых выплат.
«Зеленые» инвестиции Под термином «зеленые инвестиции» понимается механизм финансирования, в котором доход от продажи квот на выбросы снова инвестируется в проекты и/или программы, направленные на охрану окружающей среды, включая дальнейшее сокращение выбросов. Так, средства, полученные от передачи единиц установленного количества и управления резервом объема квот национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов, подлежат зачислению в республиканский бюджет. Далее за счет полученных средств реализуются инвестированные проекты в порядке конкурса /2/.
Ответственность за экологические правонарушения Кроме предупредительных мер законодательство РК устанавливает ответственность за экологические правонарушения, которые носят карательную или компенсационную функции. Так, к экологическим правонарушениям относятся: 1) нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, влекущие имущественную ответственность; 2) административные правонарушения в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов; 3) экологические преступления /3/. Гражданско-правовая ответственность Под имущественной ответственностью понимается гражданско-правовая ответственность лица, совершившего экологическое правонарушение, что влечет обязанность возместить причиненный им ущерб /4/. Однако возмещение вреда не освобождает правонарушителя от административной и уголовной ответственности /5/. Обращаем внимание, что - уничтожения и повреждения природных ресурсов; - самовольного и нерационального использования природных ресурсов; - самовольного загрязнения окружающей среды, в том числе аварийных, несогласованных залповых выбросов и сбросов, размещения отходов производства и потребления; - сверхнормативного загрязнения окружающей среды /6/. При этом владелец источника повышенной опасности обязан возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего /7/. Данное положение Экологического кодекса дублируется Гражданским кодексом /8/ и Законом о недрах /9/. Из контекста нормативных правовых актов следует, что непреодолимая сила представляет Возмещение ущерба, причиненного окружающей среде вследствие нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, производится на основании экономической оценки ущерба в добровольном порядке или по решению суда /11/ путём возмещения убытков или в натуре /12/. Возмещение убытков Возмещение убытков возможно при причинении материально невосполнимого вреда и выражается в стоимостной форме, где убытки соразмерны денежным средствам для восстановления окружающей среды до состояния, имевшегося к моменту причинения вреда, выполнения мероприятий по воспроизводству природных ресурсов, включая возмещение истцу иных убытков, в том числе и упущенную выгоду /13/. При этом законодательство РК прямо предусматривает, что возмещение вреда в стоимостной форме возможно как за счет собственных средств лица, причинившего вред окружающей среде, или страховых выплат /14/ путем перечисляются в государственный бюджет, а в установленных законодательством Республики Казахстан случаях - потерпевшему лицу /15/. Возмещение в натуре В случае наличия возможности восстановить загрязнённую среду, правонарушитель обязуется выполнить восстановительные работы путем заключения договора, определяющий порядок, условия, сроки и объемы возмещения причиненного вреда. При этом, к натуральным формам возмещения вреда относятся меры по восстановлению окружающей среды до состояния, имевшегося к моменту причинения вреда, предоставлению равноценного природного ресурса взамен уничтоженного либо повреждённого /16/. Добровольное устранение вреда Законодательство РК позволяет лицу, причинившему вред, добровольно устранить нанесенный ущерб либо компенсировать его иным способом. При этом такое обязательство должно быть изложено в гарантийном письме с указанием конкретных мероприятий и сроков их проведения /17/. Устранение вреда по решению суда При рассмотрении административного или уголовного дела суд одновременно взыскивает такой вред, если отсутствует спор о его размере /18/. Однако при наличии спора о размере имущественного вреда, причиненного административным правонарушением или преступлением, он рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. Суд может наложить на лицо, причинившее вред, обязательство по возмещению убытков или по возмещению вреда в натуральной форме, если потерпевшая сторона не возражает от восстановления ресурса в натуре. Определение размера и объёма вреда Размер ущерба, причиненного вследствие нарушения экологического законодательства, определяется компетентным органом на основании экономической оценки ущерба, нанесенного окружающей среде /19/. Однако в случае спора, когда субъекты экологических правоотношений не могут прийти к консенсусу в части объёма восстановительных работ или размера компенсации, возможно привлечение экспертов, в том числе, экологических аудиторов, специалистов проектных, инженерных и научных организаций /20/. Так, При этом экономическая оценка ущерба осуществляется прямым или косвенным методами, в зависимости от того, возможна ли полная ликвидация нанесенного ущерба путем мероприятий по восстановлению окружающей среды. Прямой метод Прямой метод экономической оценки ущерба рассматривается в первую очередь и состоит в определении фактических затрат, необходимых для: - восстановления окружающей среды; - восполнения деградировавших природных ресурсов; - оздоровления живых организмов. Причем восстановительные работы должны проводиться посредством наиболее эффективных инженерных, организационно-технических и технологических мероприятий, где независимых экспертов /21/. Косвенный метод Косвенный метод экономической оценки ущерба применяется, когда прямой метод экономической оценки ущерба не может быть применен при /22/: - загрязнении атмосферного воздуха; - загрязнении водных ресурсов; - размещении отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных, сверхустановленных нормативов; - сверхнормативном изъятии природных ресурсов. Косвенный метод экономической оценки ущерба основывается на разнице между фактическим воздействием на окружающую среду и установленным нормативом по всем видам загрязняющих веществ, исходя из размера МРП, уровнях экологической опасности и экологического риска. В остальных случаях при определении стоимости подлежащего возмещению вреда необходимо принимать во внимание, иные нормативные правовые акты. При этом в случае причинения вреда лесным угодьям, расчет размера вреда исчисляется на основании ставок, предусмотренных специальным Постановление Правительства РК /23/. Уголовная ответственность Уголовный кодекс предусматривает экологические преступления, главу 11. Наиболее распространённой статьей является ст. 277 УК - нарушение при использовании природных ресурсов, если это повлекло существенное загрязнение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель растительного или животного мира и иные тяжкие последствия. Данная статья носит общий характер, предусматривающий ответственность за причинение ущерба окружающей среде, здоровью человека в процессе хозяйственной деятельности человека. При этом, главным признаком является последствия, выраженные в существенном загрязнении окружающей среды, массовой гибели животного или растительного мира и других тяжких последствий. Однако уголовное законодательство не устанавливает стоимостное выражение существенного загрязнения окружающей среды. Административная ответственность КоАП также предусматривает ряд административных правонарушений в области экологии. Одним из общих является ст. 265 КоАП - нарушение экологических норм и правил при использовании недр и переработке минерального сырья, если это деяние не повлекло причинение значительного ущерба. Исходя из общего правила, добровольное устранение причиненного ущерба, как предусмотрено выше, не освобождает от применения к нему административного взыскания /24/. Однако такое положение может быть рассмотрено как обстоятельство, смягчающее ответственность за административное правонарушение /25/. Тем не менее лицо, впервые совершившее административное правонарушение и добровольно возместившее причиненный ущерб, может быть освобождёно от административной ответственности в связи с деятельным раскаянием /26/. Также здесь следует отметить, что при совершении административного правонарушения в области экологии, в качестве дополнительного меры взыскания может быть применено приостановление специального разрешения (например: разрешение на эмиссию в окружающую среду). Более того, недропользователь может быть лишен такого разрешения в судебном порядке.
1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2007 г. № 543 «Об утверждении перечня экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности». 2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 августа 2012 года № 1032 «Об утверждении Правил реализации экологических (зеленых) инвестиций». 3. Ст. 319 Экологического кодекса. 4. П. 1 ст. 321 Экологического кодекса. 5. П. 7 ст. 322 Экологического кодекса. 6. П. 2 ст. 321 Экологического кодекса. 7. П. 5 ст. 321 Экологического кодекса. 8. П 931 Гражданский кодекс (Особенная часть). 9. П. 1 ст. 127 Закона РК «О недрах и недропользовании». 10. Пп. 1) п. 1 ст. 182 ГК и п. 2 ст. 359 Гражданского кодекса (Общая часть). 11. П. 4 ст. 321 Экологического кодекса. 12. Ст. 934 Гражданского кодекса (особенная часть). 13. П. 3 ст. 322 Экологического кодекса. 14. П. 2 ст. 322 Экологического кодекса. 15. П. 6 ст. 322 Экологического кодекса. 16. П. 5 ст. 322 Экологического кодекса. 17. П. 1 ст. 322 Экологического кодекса. 18. П. 1 ст. 64 КоАП. 19. П. 3 ст.127 Закон РК «О недрах и недропользовании». 20. Ст. 323 Экологического кодекса. 21. Ст. 109 Экологического кодекса. 22. Ст. 110 Экологического кодекса. 23. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2007 года № 441 «Об утверждении базовых ставок для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан». 24. Пункт 5 статьи 60 КоАП. 25. Пункт 2) статьи 61 КоАП. 26. Ст. 67 КоАП.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |