|
|
|
Источник: Сетевое, интернет-издание, ИА, портал ZAKON.KZ (www.zakon.kz)
11.10.2013 Политолог Мамырайымов: Из-за нового закона о трудовой миграции простые казахстанцы могут оказаться на грани выживания
- Талгат, что нового предлагает нам принятый вчера сенаторами закон по трудовой миграции? - Как утверждают разработчики закона, депутаты Парламента, данный закон позволит лучше регулировать внешнюю трудовую миграцию в Казахстан за счет легализации трудовых мигрантов. Согласно новому закону, трудовым мигрантам из стран, с которыми у нашей страны действует безвизовый режим, позволяющий пребывать в Казахстане без виз не менее трех месяцев, теперь будет выдаваться разрешение органами внутренних дел для выполнения работ у работодателей - физических лиц в домашнем хозяйстве и на ремонте недвижимого имущества. Причем максимальный срок такой работы составит один год, в течение которого каждый трудовой мигрант обязан выплачивать ежемесячно налог в размере 2 МРП. Предполагается, что за счет этого наша казна ежегодно будет пополняться на сумму не менее 10 млрд. тенге. - Какую пользу от этого закона извлекут непосредственно казахстанцы? - Полезность данного закона весьма двояка. С одной стороны, он позволит легализовать значительное количество нелегально работающих в нашей стране трудовых мигрантов из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и других стран. То есть, этот закон выгоден трудовым мигрантам и работодателям, так как теперь позволит им свободно использовать труд рабочих из тех же, например, перечисленных выше стран, ибо привлечение рабочей силы не будет трудоемким и длительным процессом. Причем это касается не только физических лиц. Почему? Да, нормы нового закона относятся исключительно к работодателям в виде физических лиц, но у нас сложилась практика, когда и юридические лица могут зарегистрировать у физических лиц трудовых мигрантов и использовать их труд у себя на предприятии. Тем самым, данный закон будет выгоден в первую очередь тем казахстанцам, которые хотели бы сэкономить на работниках, которым можно выдавать заработную плату в меньших объемах, чем своим соотечественикам. Ведь всем известно, что трудовые мигранты, допустим, из сопредельных стран Средней Азии зачастую получают за свою работу гораздо меньше, чем наши казахстанцы, хотя по качеству своей работы они не только уступают нашим гражданам, но иногда даже превосходят. Например, в строительстве, выращивании овощей, бахчевых... Кроме того, трудовые мигранты из среднеазиатских государств готовы работать в сложных условиях, живут обычно на строящихся объектах, где нет отопления, не претендуют на бесплатное питание и так далее. - А с другой стороны? - С другой стороны, новый закон резко ущемит права наших простых казахстанцев на труд. Одной из главных причин большого разрыва доходов богатых и бедных, низкого уровня жизни значительного количества людей в Казахстане является высокий уровень безработицы. Министерство труда и социальной защиты сообщает, что в нашей стране более 2,7 млн. самозанятых, или 33,3 процента от трудоспособного населения. В действительности, как мы видим, многие самозанятые имеют непостоянную работу. Проведенный независимым общественным деятелем, экономистом Петром Своиком анализ показывает, что в Казахстане количество получающих свои деньги через легальный бухгалтерский учет составляет 3,22 млн. легальных работников, или около 38,8 процентов от 8,3 млн. трудоспособного населения. В этом плане показательны данные социологического исследования фонда «Global Monitor», проведенного в декабре 2012 года, согласно которым 28,7 процентов опрошенных казахстанцев не имеют постоянной работы, 4,2 процента заявили, что не имеют работы вообще. Поэтому не случайно сотни тысяч казахстанцев мигрируют по стране в поисках работы, которая позволит хоть как-то существовать, или, в лучшем случае, заработать на более или менее достойную жизнь. Согласно официальным данным, с 2001 по 2010 год численность городского населения выросла на 19,8 процентов, тогда как сельского населения - только на 0,7 процентов. То есть городское население увеличивалось благодаря внутренней миграции, а сельское - преимущественно за счет естественного прироста. При этом около трети внутренних мигрантов, прибывающих на заработки в крупные города Казахстана, не имеют прописки, не учитываются статистическими органами. Отсутствие прописки лишает их различных благ - от бесплатного медицинского обслуживания до получения кредитов. Помимо этого, полиция зачастую преследует, задерживает и обирает людей, не имеющих регистрации по месту жительства (прописки). Таким образом, принятие закона по вопросам трудовой миграции может привести к существенному росту количества трудовых мигрантов в нашей стране. В результате простые казахстанцы, особенно внутренние мигранты, могут оказаться в очень сложной ситуации, когда они будут просто выживать или существовать. - Но есть мнение, что трудовые мигранты, а они, как правило, в основном из Средней Азии, работают в тех местах, где не хотят работать наши казахстанцы. - Верно, гастарбайтеры в основном занимаются низкоквалифицированным трудом, работают на стройках, сельскохозяйственных угодьях, но при этом на строительстве домов они получают в месяц в среднем около 600 долларов. За постройку частных домов им платят чуть больше - до 750 долларов, за работу на полях - 300-350 долларов. Между тем, наши внутренние мигранты, сельчане тоже готовы работать за такую зарплату и не только по причине безысходности. Как показывает практика, такие размеры заработной платы вполне устраивают многих простых казахстанцев, не имеющих постоянной работы. - Вы хотите сказать, что наша страна не особо нуждается в трудовых мигрантах? - Почему же, трудовые мигранты востребованы в нашей экономике, но в данном случае приоритет следует отдавать найму высококвалифицированных иностранных специалистов, работающих в тех сферах, где у нас нет своих кадров, либо их подготовка требует много времени и больших средств. В то же время, исходя из геополитических соображений, нам необходимо поддерживать миграцию и низкоквалифицированных работников исключительно из стран Средней Азии, ведь не секрет, что есть такие работы, которые казахстанцы действительно не хотят выполнять. Благодаря потокам трудовых мигрантов в разумных, конечно, пределах из этих государств, мы может укреплять нашу историческую социально-культурную близость, что может стать основой для интеграции постсоветской Центральной Азии. Интеграция внутри этого региона в рамках, например, экономического союза с военно-политическим сотрудничеством позволит нашим государствам чувствовать себя более уверенными в диалоге с ведущими державами мира. В этом свете симптоматично, что наш Президент еще в 2008 году выдвинул идею о создании Союза Центральноазиатских государств. - Понятно, мнения экспертов в этом вопросе в основном сводятся к двум позициям - одни полностью поддерживают трудовую миграцию, другие выступают за ее ограничение, причем и там, и там есть свои нюансы… - Некоторые специалисты предлагают перенять опыт России по введению разового патента для внешних трудовых мигрантов. За счет покупки такого патента в России в течение только 2010 года было легализовано более миллиона трудовых мигрантов. Но такая практика вряд ли применима для Казахстана. В России наблюдается демографический крест, здесь количество умерших ежегодно превышает количество родившихся, поэтому она нуждается в дополнительных трудовых ресурсах и притоке мигрантов, которые впоследствии могут стать российскими гражданами. В Казахстане принципиально другая ситуация, у нас демографический прирост на достаточно высоком уровне, поэтому трудовая миграция в нашу страну должна поддерживаться на уровне, не сильно ущемляющем трудовые интересы простых казахстанцев. Также необходимо расширить процесс подготовки отечественных специалистов для тех сфер, где ощущается острая их нехватка. В конце концов, это стратегический вопрос, относящийся к будущему Казахстана как сильного, дееспособного государства. Думаю, в целом этот вывод должен распространяться на все подходы и предложения по внешней трудовой миграции в нашу страну. Торгын Нурсеитова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |