|
|
|
30.10.2013 Андрей Лукин: Приоритет финполиции - предупреждение коррупции
- Давайте здесь сразу уточним, выявление большого количества преступлений и привлечение как можно больше лиц к ответственности не является нашей целью, мы стремимся повысить эффективность борьбы с коррупцией и «теневой» экономикой. Для этого перед нами стояла задача построить работу таким образом, чтобы предотвращать преступления, не допуская их совершения, пресекать их на ранних стадиях, еще до наступления вредных последствий, возмещать гражданам и государству причиненный ущерб в полном объеме. То есть перейти от количественных показателей к качественным. Поэтому во исполнение поручений Главы государства, озвученных им в своем послании народу Казахстана, об использовании новых правовых механизмов, информационных возможностей для предупреждения и профилактики коррупционных нарушений Председателем Агентства финансовой полиции Рашидом Тусупбековым профилактика преступлений обозначена как приоритетное направление деятельности ведомства. На сегодняшний день мы полностью пересмотрели критерии оценки нашей деятельности от повального возбуждения уголовных дел в сторону профилактики преступлений. Кроме того, финансовая полиция отказалась от массовых проверок как способа выявления преступлений. Сегодня мы раскрываем преступления путем дистанционного анализа и точечной оперативной работы. Для этого в структуре Агентства создано специализированное Управление профилактики и предупреждения коррупции и экономической преступности, а также Ситуационный центр, в областных департаментах - аналитические отделы. Работа с информационными источниками особо актуальна для финансовой полиции, поскольку все сведения о движении бюджетных средств, взаиморасчетах между хозяйствующими субъектами аккумулируются в государственных базах данных. Мы исходим из того, что нет необходимости безосновательно начинать проверку предпринимателей, препятствуя их нормальной работе. Можно, не выходя на проверку, дистанционно собрать определенный объем информации, позволяющей сделать вывод о наличии или отсутствии признаков преступной деятельности, и уже точечно работать по конкретным рисковым субъектам и проблемным зонам. На сегодняшний день Агентство через систему информационного обмена Генеральной прокуратуры имеет доступ к 49 базам данных государственных органов. В ближайшее время ожидается подключение еще порядка 20 информационных источников. Наряду с базами данных, в рамках Ситуационного центра проводится сбор и анализ информации из Интернета. Ситуационным центром в ежедневном режиме проводится мониторинг планов закупок государственных органов и национальных компаний с целью выявления и своевременного пресечения закупок товаров, работ и услуг по завышенным ценам. Так, с начала года по результатам ревизии планов государственных закупок госорганов и национальных компаний предотвращено нерациональное использование порядка 3,2 млрд. тенге бюджетных средств. Если бы не вмешательство финансовой полиции, указанные средства, скорее всего, были бы расхищены. По материалам Ситуационного центра, с начала года возбуждено более 467 уголовных дел с суммой ущерба 105 млрд. тенге. Причем акцент при проведении анализа делается на выявлении фактов системной коррупции, пресечении деятельности организованных преступных групп. Таким образом, деятельность Ситуационного центра позволяет нам не только предупреждать совершение преступлений, но и эффективно выявлять и раскрывать их. - Перед тем, как направить работу финансовой полиции на профилактику коррупционных и экономических преступлений, изучали ли Ваши специалисты международный опыт в этой области, и опыт каких стран оказался наиболее полезным? - Да, изучение передового зарубежного опыта показало, что правоохранительные органы и спецслужбы ведущих стран более половины информации, представляющей оперативный интерес, получают из открытых источников. В силовых структурах США и Западной Европы обработка открытых сведений выделена в самостоятельное направление, именуемое Open Source Intelligence. Интересным и полезным для нас стало изучение антикоррупционных мер профилактического характера Сингапура и Малайзии. При этом хочу отметить, что антикоррупционный профилактический механизм, реализуемый финансовой полицией, создан на основе комплексного анализа и обобщения передовых методик различных стран в этой области. - По результатам проводимого Ситуационным центром АБЭКП мониторинга государственных закупок и реализации государственных программ выявляются крупные коррупционные преступления с участием высокопоставленных чиновников. Можете ли Вы сообщить, на какой стадии находятся уголовные дела, возбужденные АБЭКП в отношении президента АО «Казахстан Гарыш Сапары» Габдуллатифа Мурзакулова, бывшего вице-министра образования Саята Шаяхметова, бывшего заместителя председателя комитета по водным ресурсам МСХ РК Армана Кумашева? - Да действительно, финансовая полиция на сегодняшний день расследуют ряд резонансных уголовных дел, фигурантами по которым проходят высокопоставленные чиновники как областного, так и республиканского уровня. К примеру, расследуется уголовное дело в отношении президента АО «Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары» Мурзакулова, который был арестован в августе текущего года. Он обвиняется в том, что вымогал от представителя ТОО взятку в сумме 272 тыс. долларов США и 75 млн. 300 тыс. тенге за оказание содействия в победе на конкурсе по строительству Сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов на сумму более 15 млрд. тенге. Завершается расследование уголовного дела в отношении бывшего вице-министра МОН РК Шаяхметова, обвиняемого в хищении бюджетных средств в сумме почти 1,5 млрд. тенге при строительстве образовательного учреждения на 700 ученических мест в г.Усть-Каменогорск. Продолжается расследование уголовного дела в отношении бывшего заместителя председателя Комитета по водным ресурсам МСХ РК Кумашева, который обвиняется в хищении бюджетных средств в сумме 1,5 млрд. тенге путем завышения стоимости гидросилового оборудования, закупаемого для канала им.Сатпаева. Кроме того, сотрудники Агентства финансовой полиции предотвратили хищение Кумашевым еще 4,8 млрд. тенге, выделенных на реконструкцию основного технологического оборудования насосных станций РГП «Канал им. Саптаева». По данному факту в отношении Кумашева также возбуждено уголовное дело. По вышеуказанным уголовным делам проводятся следственные действия, направленные на обеспечение полного, объективного и всестороннего исследования обстоятельств по уголовным делам. По завершении которых материалы уголовных дел будут переданы в суд. - Андрей Иванович, в прессе активно обсуждаются вопросы возбуждения уголовных дел в отношении бывшего министра образования Бакытжана Жумагулова, бывшего вице-министра транспорта и коммуникаций Романа Скляр. Можете ли Вы официально прокомментировать ситуацию с этими бывшими государственными служащими. Есть ли примеры, связанные с высокопоставленными чиновниками, подозреваемыми в совершении коррупционных правонарушений? - Для объективного доведения до общественности информации сообщаю, что на сегодняшний день органы финансовой полиции не возбуждали уголовные дела в отношении бывшего министра образования Жумагулова и вице-министра транспорта и коммуникаций РК Скляра. При этом хочу отметить, что финансовая полиция ставит перед собой задачу выявлять и пресекать организованные и системные формы коррупции, которые наносят значительный ущерб гражданам и государству. Проводя оперативные разработки, мы ставим цель выявить всю криминальную цепочку: от рядового исполнителя до организатора преступной схемы. Так, за 2012 год и 9 месяцев этого года финансовая полиция выявила и пресекла деятельность около 30 организованных преступных групп и одного преступного сообщества, членами которых являлись более 190 человек. Наибольший ущерб государству и гражданам нанесли организованное преступное сообщество бывшего акима Атырауской области Бергея Рыскалиева и организованная преступная группа Храпуновых, руководители и члены которых занимали должности в государственных органах. - По данным АБЭКП, наибольшее количество совершенных преступлений приходится на служащих местных исполнительных органов. Эти преступления также связаны с госзакупками и реализацией госпрограмм. Например, начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Южно-Казахстанской области Абильсеит Рабаев, начальник Управления строительства Павлодарской области Алибек Кульджанов. На какой стадии расследование указанных уголовных дел? - С начала года финансовая полиция привлекла к уголовной ответственности 582 служащих акиматов и их структурных подразделений, а также 47 акимов разных уровней. В сфере реализации госпрограмм возбуждено 255 уголовных дел, в сфере госзакупок - 433. Эти цифры подтверждают Ваши слова о том, что наиболее коррумпированными сферами остаются сферы государственных закупок и реализации государственных программ. К примеру, с мая текущего года находится под арестом начальник Управления пассажирского транспорта и автодорог по ЮКО Рабаева. Он обвиняется в том, что в период с июля 2011 по октябрь 2012 года, заведомо зная, что фактически участок автодороги Коксайек-Аксу-Шаян-Мынбулак не требует ремонта, незаконно повторно включил эти работы при формировании бюджетной заявки, и в последующем за невыполненный объем работ были незаконно выплачены деньги в размере более 131 млн. тенге из бюджетных средств. В настоящее время расследование завершено, и проводится процедура ознакомления с материалами уголовного дела. Также находится под арестом начальник управления строительства акимата Павлодарской области Кульджанов, который обвиняется в хищении бюджетных средств на сумму свыше 153 млн.тенге, выделенных на строительство оросительного водопровода на территории Заринского сельского округа по программе «Ак булак», а также более 177 млн.тенге бюджетных средств при строительстве оросительной системы в сел Жамбыл Лебяжинского района. Он также обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями и служебном подлоге. В октябре в г.Шымкент задержан находившийся в розыске бывший начальник отдела экономики и бюджетного планирования акимата г.Усть-Каменогорск Жанэт Нурлан. Он обвиняется в том, что со своим близким родственником - председателем совета директоров группы компаний «Контигрупп» Курманбековым - путем мошенничества похитил бюджетные средства в сумме свыше 156 млн.тенге, выделенных на строительство одноквартирных домов по программе «Нұрлы көш». - Какие меры принимаются АБЭКП для предотвращения хищения бюджетных средств в таких крупных размерах? Насколько высока эффективность Паспортов коррупционных рисков регионов Казахстана? - Агентством финансовой полиции на постоянной основе изучается мировой опыт противодействия коррупции, в частности опыт стран, имеющих низкий уровень коррупции. Кроме того, необходимо отметить значительную работу Ситуационного центра Агентства, где с помощью использования 49 баз данных аналитики финансовой полиции осуществляют мониторинг государственных закупок, что также является важным фактором в предотвращении хищения бюджетных средств. К примеру, был идентифицирован в качестве рискового запланированный Министерством транспорта и коммуникаций конкурс на проведение ремонта автодороги Жизак - Сарыагаш в Южно-Казахстанской области. Система автоматически выявила значительные расхождения в стоимости работ между данным конкурсом и прошлогодним тендером на строительство другого участка этой же дороги. Если в прошлом году капитальный ремонт 1 км этой дороги обошелся государству в 57,4 млн. тенге, то в этом году стоимость без корректного экономического обоснования возросла почти вдвое - до 104,5 млн. тенге. В Министерство транспорта было своевременно внесено представление. Конкурс общей стоимостью 784 млн. тенге отменен. Уже в этом месяце предотвращен запланированный одним из районных отделов сельского хозяйства Акмолинской области закуп бензина АИ-92 по 325 тенге за литр. Своевременная реакция финансовой полиции позволила только по этому конкурсу сэкономить более 1 млрд. тенге бюджетных средств, которые в случае проведения конкурса с большой долей вероятности были бы похищены. Таким образом, с созданием Ситуационного центра мы получили возможность работать на опережение, предотвращать преступления, не дожидаясь наступления вредных последствий. - По Вашему мнению, возможно ли, что первый руководитель не знает о коррупционных делах своих подчиненных, ведь при расследовании тех или иных дел выясняется, что коррупционные схемы увода государственных средств действовали на протяжении продолжительного периода времени? - Как показывает оперативно-следственная практика, коррупционные преступления и правонарушения должностными лицами совершаются с использованием различных методов, схем и комбинаций. В связи с чем, вопрос об осведомленности первого руководителя государственного органа или организации о коррупционных правонарушениях подчиненных рассматривается в каждом случае отдельно и устанавливается входе следствия. - Андрей Иванович, для стимулирования граждан к более активному участию в противодействии коррупции с октября прошлого года начали действовать Правила поощрения лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией. Расскажите, каким образом происходит выплата поощрительного вознаграждения. Зависит ли сумма выплаты от значимости преступления или размеров государственных средств? - Действительно, постановлением Правительства РК введены в действие Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией. Я думаю, читателям будет интересно узнать о размерах материальных выплат за информацию о коррупционных правонарушениях и преступлениях. Размеры единовременного денежного поощрения зависят от тяжести коррупционного правонарушения или преступления, которое было раскрыто в результате полученной информации. По административным делам о коррупционных правонарушениях единовременное денежной поощрение составляет 30 МРП (51 930 тенге), по уголовным делам о коррупционных преступлениях небольшой тяжести - 40 МРП (69 240 тенге), о коррупционных преступлениях средней тяжести - 50 МРП (86 550 тенге), о тяжких коррупционных преступлениях - 70 МРП (121 170 тенге), об особо тяжких коррупционных преступлениях - 100 МРП (173 100 тенге). Решения о выплатах поощрений принимаются специально созданными в Агентстве и территориальных подразделениях финансовой полиции комиссиями по рассмотрению материалов на поощрение лиц. По итогам 9 месяцев этого года поощрено более 140 человек на сумму 13 млн. тенге. Следует отметить, что благодаря нововведению активизировано участие граждан в борьбе с коррупцией. Вместе с тем, на практике имеют место случаи непонимания либо незнания отдельными гражданами, сообщившими о фактах коррупции. норм действующего законодательства, выражающиеся в преждевременном требовании поощрения. В соответствии с Правилами поощрение осуществляется в случае, если информация, представленная лицом, соответствует действительности, и в отношении виновного лица: вступило в законную силу постановление суда о наложении административного взыскания; вступил в законную силу обвинительный приговор; вынесено постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. - Как АБЭКП борется с коррупцией в рядах своих сотрудников? Приведите, пожалуйста, статистику и примеры коррупционных преступлений со стороны финансовых полицейских? - Весь 2012 год и с начала этого года по поручению и под контролем Председателя Агентства велась принципиальная и жесткая работа по выявлению и пресечению правонарушений, совершенных нашими сотрудниками, а также профилактики нарушений законности среди личного состава. Все случаи нарушения закона со стороны финансовых полицейских мы придаем огласке и принимаем предусмотренные законом жесткие меры. Такая позиция в комплексе с другими мерами в конечном итоге минимизировала коррупционные риски в нашем ведомстве. В текущем году за несоблюдение требований Кодекса к дисциплинарной ответственности привлечено 32 сотрудника. В целях своевременного предупреждения и пресечения коррупционных преступлений и правонарушений должностных лиц органов финансовой полиции приказом Председателя Агентства закреплена ответственность руководящего состава за совершение подчиненными сотрудниками коррупционных преступлений и правонарушений. В 2012 году приказом Председателя Агентства утвержден «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов финансовой полиции» и ужесточены требования за допущенные нарушения. В органах финансовой полиции функционирует телефон доверия «144», посредством которого также можно сообщить о фактах нарушения законности со стороны сотрудников финансовой полиции. На занятиях по боевой и служебной подготовке с личным составом на постоянной основе озвучиваются приговора судов, что также выступает действенной мерой профилактики совершения преступлений в собственных рядах. Работа по чистоте собственных рядов находится на особом контроле Председателя Агентства. - Спасибо за интервью Айнур Коскина, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |