|
|
|
Контроль за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно, как форма предупреждения рецидивной преступности
Нурлыбек Абдраимов, начальник отдела Департамента по надзору за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание Генеральной прокуратуры, советник юстиции
К моменту обретения независимости по «тюремному населению» Казахстан занимал третью позицию в мире. Опережали нас только Соединенные Штаты и Россия. С момента суверенитета в Казахстане принято порядка 70 законов, направленных на совершенствование и гуманизацию уголовного закона, на более широкое применение наказаний, альтернативных лишению свободы. Проведено 7 амнистий. Значительно гуманизирована практика назначения мер уголовного наказания. За последние 12 лет число осуждаемых к лишению свободы снизилось в 4 раза. Если в 2000 году было осуждено 40 тысяч человек, то в прошлом году - чуть больше 9 тысяч. По данным Международного центра тюремных исследований Казахстан по итогам 2011 года по тюремному индексу с 3-го места переместился на 31-ое, а по итогам 2012 года на 36-ое место. Это, безусловно, большое достижение. Однако прогресс все-таки не настолько оптимистичен. Сегодня уголовные наказания отбывают около 64 тыс. лиц, из них 42 тыс. в местах лишения свободы. Это огромная армия, требующая особого внимания. К тому же, потенциал гуманизации почти исчерпан. В итоге 95% оставшегося спецконтингента - это осужденные, отбывающие наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, которые могут рассчитывать лишь на условно-досрочное освобождение. Изменения, внесенные в действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство в последние годы, значительно расширили сферу применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, окончательно завершили его трансформацию из меры поощрения в субъективное право осужденных, и упростили процедуру реализации данного права осужденными. Удельный вес условно-досрочного освобождения растет высокими темпами. Оно стало одним из самых распространенных видов освобождения из мест лишения свободы. За последние пять лет более половины осужденных освободились условно-досрочно. Несмотря на совершенствование института условно-досрочного освобождения, порядок и организация контроля за поведением освобожденных, по сути, мало чем изменились. Контроль за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, законодательно только фрагментарно увязан с видом освобождения от наказания и обычно рассматривается без взаимосвязи с другими постпенитенциарными вопросами. В результате контроль сводится к наложению на таких лиц определенных обязанностей и выявлению отдельных случаев их несоблюдения. Освобождение этих лиц без дальнейшей адаптации в общество с проведением только лишь контрольных мероприятий за их поведением приведет к тому, что многие из них возвращаются в места лишения свободы, совершив новое преступление. Поэтому все зависит от профилактики рецидивной преступности. Неслучайно Глава государства в Послании народу Казахстана от 29 января 2010 года подчеркивал, что этот сектор сохранил многие изъяны прошлой системы, основным видом наказания остается лишение свободы и никто не занимается реабилитацией бывших заключенных. В текущем году Генеральной прокуратурой проведена проверка состояния контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно. По итогам проверки был сформирован портрет лица, склонного к совершению повторных преступлений. Как правило, это лица мужского пола, в возрасте от 25 до 45 лет, безработные (96%), злоупотребляющие спиртными напитками (84%), с низким жилищно-бытовым обеспечением (89%). Отличительной чертой повторных преступлений является их однотипность. Подучетными совершаются характерные преступления, за которые они были ранее судимы. К примеру, гр-н И., судимый за совершение насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетней после освобождения вновь совершил аналогичное преступление. О необходимости усиления контроля за поведением указанной категории лиц Генеральной прокуратурой обращалось внимание в 2012 году, когда после освобождения осужденные создавали организованные преступные группировки, в т.ч. для совершения террористических актов. Так, трое условно-досрочно освобожденных, оказавшись без внимания со стороны органов внутренних дел, в составе организованной преступной группы совершили вооруженное нападение, а также убийство двух полицейских в городе Алматы в июле прошлого года. Оценка эффективности контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, должна складываться из того, насколько достигнуто окончательное исправление личности, ее развития и возвращение в общество законопослушного гражданина. Основные причины рецидива - это формализм профилактики, неоднозначная практика установления ограничений, отсутствие взаимодействия между УИС и ОВД, непринятие мер к нарушителям по отмене УДО. Проверкой выявлены 147 фактов выезда подучетных в страны дальнего и ближнего зарубежья. Из граничащих с другими государствами регионов они выезжали более 100 раз. Несмотря на это, в период выезда за границу они проверялись по месту жительства, с ними участковые инспекторы проводили профилактические беседы, а отсутствующие на момент проверки подучетные являлись на периодическую регистрацию в ОВД. О чем производились соответствующие отметки. Контроль за освобожденными лицами должен быть взаимосвязан с оказанием им помощи в решении жилищных, бытовых и иных проблем. Тем самым устанавливается зависимость оказания этой помощи от действий подконтрольных лиц и поощряется их правопослушное поведение. В рамках реализации Указа Президента Республики Казахстан от 17 августа 2010 года функции по организации и осуществлению социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших уголовные наказания, были переданы в ведение акиматов. Вместе с тем, лишь 10% от общего количества лиц, освобожденных условно-досрочно, обратились в отделы занятости за оказанием помощи в трудоустройстве, из них трудоустроено менее половины. В рамках проверки было также проведено анкетирование лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел. Как показали результаты анкетирования, многие из них не знали о возможности и порядке обращения в получении работы. Таким образом, остро стоит вопрос оказания социальной адаптации осужденных, освобожденных условно-досрочно. Наряду с этим, уже после освобождения функцию по оказанию социальной помощи осужденным могут взять на себя службы пробации уголовно-исполнительных инспекций, которые имеют достаточно хорошо отлаженную схему работы с условно осужденными. Служба пробации в Казахстане действует с прошлого года только в отношении условно осужденных. Введена она была в усеченном виде в целях пилотирования и постепенного ее расширения. В 2012 году из почти 6 тыс. условно осужденных пробацией охвачено 2 тыс. чел. (37%). Первые практические результаты свидетельствуют об очевидных преимуществах института пробации и необходимости расширения круга лиц, в отношении которых она может быть применена в будущем. Через внедрение пробации уголовно-исполнительной инспекции удалось снизить рецидивную преступность. Условно осужденные, находящиеся под пробацией, в 6 раз меньше совершали преступления, чем те же условно осужденные, к которым пробационный контроль судом не назначался. И это несмотря на новизну механизма и отсутствие достаточного опыта в этом деле. Если сейчас пробация может быть назначена судом лишь в отношении условно осужденных, то по новому УК и УИК - и на тех, кто вышел на УДО, и на лиц, находящихся под административным надзором, и в отношении тех, кто осужден к ограничению свободы. Необходимо отметить и тот факт, что уголовно-исполнительные инспекции и исправительные колонии являются подразделениями службы исполнения наказаний, а это позволит более четко координировать действия и обеспечить преемственность воспитательного процесса и повысит эффективность процесса социальной адаптации лица, освобожденного из мест лишения свободы условно-досрочно.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |