|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Е. Кубиев, МВА, САР, профессиональный бухгалтер РК, профессиональный бухгалтер РФ, член ПОБ «Палаты профессиональных бухгалтеров РК», директор ТОО «Almer Int.Pro.»
ПРИМЕНИМ ЛИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ УСЛУГ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ-НЕРЕЗИДЕНТОВ? ПРИВОДИТ ЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ КОНТРАКТОВ К ОБРАЗОВАНИЮ ПОСТОЯННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НЕРЕЗИДЕНТА В РК?
Ситуация № 1:ТОО (резидент РК) в 2012 году для строительства объекта в РК, запланированного на 5 лет, (далее Проект) заключило с юридическим лицом-нерезидентом (Франция) соглашение на предоставления консультационных услуг в области управления проектом. Соглашением предусмотрено, что услуги нерезидента предоставляются за границей Республики Казахстан. С момента соглашения ТОО производит оплату за услуги нерезидента. Ссылаясь на положение Конвенций и статьи 212 НК РК, самостоятельно освобождает от налогообложения при выплате дохода. Ситуация № 2:Тоже самое ТОО (резидент РК) в 2013 году заключило с этим нерезидентом соглашение на предоставления инженерных и технических услуг для строящегося объекта в РК. ТОО планирует произвести выплату за услуги и на основании Положения Конвенций и статьи 212 НК РК освободить от налогообложения при выплате дохода. Ситуация № 3:Планируется, что этот нерезидент будет предоставлять консультационные услуги в области управления проектом в течение 5 лет. Со стороны нерезидента ожидается визит персонала связанный с таким проектом. Ожидается, что эти услуги будут связаны со строительством объекта в РК. Известно, что ранее такой нерезидент оказывал подобные услуги другим налоговым агентам в РК. Вопросы по ситуациям: Имеет ли право ТОО, за весь срок предоставления услуг, освободить доход нерезидента от налогообложения корпоративным подоходным налогом у источника выплат за нерезидента, применив положение Конвенций и НК РК? Имеет ли право нерезидент в дальнейшем не образовать постоянного учреждения в РК? В случае образования постоянного учреждения, с какого периода возникает обязательство по уплате налога? Если нерезидент в целях одного проекта в течение 5 лет заключает несколько контрактов с одним налоговым агентом, не приводит ли это к образованию постоянного учреждения? Если нерезидент ранее оказывал подобные услуги другим налоговым агентам в РК, не приводит ли это к образованию постоянного учреждения?
В ответе я допускаю, что речь идет об одном юридическом лице-нерезиденте, зарегистрированном в Французской Республике. В соответствии с пунктом 1 статьи 212 Налогового кодекса РК налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор. Порядок применения положений международного договора, установленный настоящей статьей, распространяется в отношении налогообложения доходов нерезидента, предусмотренных статьей 192 Налогового кодекса, за исключением доходов, в отношении которых порядок применения положений международного договора установлен статьями 212-1, 212-2, 213, 214 и 215 Налогового кодекса, а также доходов, определенных статьи 197 Налогового кодекса. Как указано в пункте 3 статьи 212 Налогового кодекса, международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пункта 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. При этом документ, подтверждающий резидентство, представляется нерезидентом налоговому агенту не позднее одной из следующих дат, которая наступит первой, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи: 1) 31 декабря календарного года, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты; 2) начала проведения плановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты; 3) не позднее пяти рабочих дней до завершения внеплановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты. Дата завершения внеплановой налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием. Согласно пункту 4 статьи 219 Налогового кодекса документ, подтверждающий резидентство нерезидента, представляет собой официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым РКзаключен международный договор. Нерезидент признается резидентом государства, с которым РК заключен международный договор, в течение периода времени, указанного в документе, подтверждающем резидентство нерезидента. Если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства нерезидента, нерезидент признается резидентом государства, с которым РК заключен международный договор, в течение календарного года, в котором такой документ выдан. Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, заверяется компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент - получатель дохода. Как указано в пункте 5 статьи 219 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящим пунктом или международным договором, участником которого является РК, подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством РК. В случае если в рамках международного договора уполномоченный орган и компетентный орган иностранного государства придут к взаимному соглашению, предусматривающему иной порядок легализации документов, подтверждающих резидентство, то применяется указанный порядок. Между Правительством РК и Правительством Французской Республики заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество. Данное соглашение было заключено в Париже 3 февраля 1998 года и ратифицировано Законом РК. Таким образом, казахстанское предприятие, являясь налоговым агентом, может применить Конвенцию с целью полного освобождения от налогообложения доходов французской компании при предоставлении нерезидентом налоговому агенту легализованный сертификат резидентства. Кроме того, согласно пункту 4 статьи 212 Налогового кодекса в случае, если нерезидент оказывает услуги или выполняет работы на территории РК в пределах срока, не приводящего к образованию постоянного учреждения в РК, в целях применения положений международного договора юридическое лицо-нерезидент наряду с документом, указанным в пункте 3 статьи 212 Налогового кодекса, представляет налоговому агенту нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов либо выписки из торгового реестра (реестра акционеров или иного аналогичного документа, предусмотренного законодательством государства, в котором зарегистрирован нерезидент) с указанием учредителей (участников) и мажоритарных акционеров юридического лица-нерезидента. Налоговый агент на основе представленных документов и договора (контракта) на оказание услуг или выполнение работ определяет факт образования нерезидентом постоянного учреждения в результате оказания услуг или выполнения работ в рамках такого договора (контракта) и связанных проектов при их наличии. При выявлении факта образования нерезидентом в РК постоянного учреждения налоговый агент не вправе применить положения международного договора в части освобождения доходов нерезидентов в РК. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 191 Налогового кодекса, если иное не установлено международным договором, постоянным учреждением нерезидента в РК признается одно из следующих мест деятельности в РК, через которое он осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РК, независимо от сроков осуществления деятельности, любое место осуществления строительной деятельности и (или) строительно-монтажных работ, а также оказания услуг по наблюдению за выполнением этих работ. Согласно пункту 2 статьи 191 Налогового кодекса при оказании услуг, выполнении работ на территории РК, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, постоянным учреждением признается место оказания услуг, выполнения работ через служащих или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, если деятельность такого характера продолжается на территории РК более ста восьмидесяти трех календарных дней в пределах любого последовательного двенадцатимесячного периода с даты начала осуществления предпринимательской деятельности в рамках одного проекта или связанных проектов. Связанными проектами в целях настоящего раздела признаются проекты, контракты (договоры) по которым являются взаимосвязанными или взаимозависимыми. Взаимосвязанными контрактами (договорами) признаются контракты (договоры), соответствующие одновременно следующим условиям: 1) по таким контрактам (договорам) нерезидентом или его взаимосвязанной стороной оказываются (выполняются) идентичные или однородные услуги (работы) одному и тому же налоговому агенту или его взаимосвязанной стороне; 2) период времени между датой завершения оказания услуг (выполнения работ) по одному контракту (договору) и датой заключения другого контракта (договора) не превышает двенадцать последовательных месяцев. Взаимозависимыми признаются контракты (договоры), заключенные нерезидентом или его взаимосвязанной стороной с налоговым агентом или его взаимосвязанной стороной, неисполнение обязательств, по одному из которых нерезидентом или его взаимосвязанной стороной влияет на исполнение обязательств таким нерезидентом или его взаимосвязанной стороной по другому контракту (договору). Таким образом, при заключении долгосрочного контракта (сроком на 5 лет) на оказание консультационных услуг по управлению проектом по строительству объекта, то у нерезидента возникает обязательство по признанию постоянного учреждения в РК. В соответствии с пунктом 8 статьи 191 Налогового кодекса нерезидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность в РК, приводящую к образованию постоянного учреждения, обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговом органе в порядке, установленном статьей 562 Налогового кодекса. Налоговые обязательства у юридического лица-нерезидента возникают с момента постановки на регистрационный учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе. Если контракты между казахстанской компанией и нерезидентом взаимосвязаны и направлены на осуществление одного проекта, то если нерезидент осуществляет деятельность по данному контракту через служащих или персонал, нанятый специально для этого, то нерезидент, как ранее был указано, обязан будет зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в РК. Оказание услуг нерезидентом ранее другим казахстанским компаниям не является основанием для постановки на регистрационный учет в качестве налогоплательщика в РК, если только контракты, заключенные нерезидентом, не связаны с одним проектом или не будут признаны взаимосвязанными согласно пункту 2 статьи 191 Налогового кодекса.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |