|
|
|
Источник: Радио «Азаттык» - Казахская Служба радио «Свобода» (rus.azattyq.org)
14.11.2013 Трудный путь к тендерам в Таможенном союзе
Лидеры стран, входящих в Таможенный союз, делают позитивные прогнозы в отношении перспективы участия компаний одних стран в тендерах в других странах. Однако механизм тендеров полон противоречий.
ТЕНДЕРЫ В ЕЭП ИЛИ В ТС?
Новость о том, что компании стран-участников Таможенного союза могут участвовать в тендерах во всех трех странах - Казахстане, России и Беларуси - у одних вызвала ощущение эйфории о росте конкуренции, у других скептицизм. Между тем всплывают новые свидетельства проблем в экономических взаимоотношениях этих стран, которые бросают тень сомнений на успех идеи об открытых для всех тендерах. Экономист Валентин Макалкин в своем комментарии Азаттыку подчеркивает, что следует говорить о тендерах в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП), а не Таможенного союза (ТС). Общее и различное между ЕЭП и ТС он поясняет следующим образом: — В Таможенный союз и в Единое экономическое пространство входят одни и те же страны: Казахстан, Россия и Беларусь. Однако Таможенный союз регулирует прохождение товаров через границы между этими странами, а также на внешних границах Таможенного союза. Экономическое сотрудничество стран, в том числе участие их компаний в тендерах, взаимные инвестиции и так далее, осуществляется в рамках Единого экономического пространства. Возможность участия компаний стран — участниц ТС в тендерах в рамках ЕЭП Валентин Макалкин оценивает в целом положительно, поскольку, по его словам, каждая из этих стран будет проникать в экономику других стран по тем направлениям, по которым у нее наиболее сильные позиции. Он ожидает, что таким образом будут заново создаваться новые или укрепляться уже существующие экономические интеграционные связи, которые должны прийти на смену разрушенным в постсоветскую эпоху прежним интеграционным связям. Механизм участия компаний в тендерах в рамках ЕЭП еще не заработал, хотя на уровне глав государств — участников ЕЭП такое решение в принципе принято. Чтобы такой механизм заработал, необходимо соответствующим рабочим органам проработать все вопросы, в том числе технологические, говорит Валентин Макалкин. Он приводит в пример так называемые электронные закупки, применение которых находится на разных уровнях даже в разных регионах в пределах одного государства, не говоря уже о межгосударственных различиях. Но главной проблемой для такого рода интеграционных процессов, как проведение тендеров в рамках ЕЭП, экономист называет различия между национальными законодательствами, которые необходимо преодолевать, так как политическое решение уже принято. При этом Валентин Макалкин полагает, что в подобных тендерах будут участвовать прежде всего крупные компании, что должно облегчить контроль за прозрачностью тендеров с целью не допустить коррупцию. Однако уровень коррупции в разных странах, входящих в Единое экономическое пространство, разный, говорит Макалкин. Здесь следует заметить, что в международных индексах коррупции страны Таможенного союза традиционно относятся к высококоррумпированным. Автор учебного пособия «Основы рыночной экономики» академик Едиге Туркебаев говорит Азаттыку, что руководители постсоветских государств разрушили старые экономические связи и не смогли более чем за 20 прошедших лет создать новые интеграционные связи — не столько по политическим причинам, сколько из-за незнания ими фундаментальных экономических законов. Поэтому руководители этих стран, по его словам, пытаются решать частные интеграционные проблемы практически вслепую, не видя в целом скрытых экономических законов и механизмов их реализации, что в принципе заведомо обречено на провал, а единичные достижения могут быть лишь счастливой случайностью.
ВЗАИМНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ
Между тем звучат упреки в отсутствии паритета между партнерами по Таможенному союзу. И такие заявления делают уже лидеры стран, входящих в этот союз. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Минске 24 октября подверг критике политизацию работы Евразийской экономической комиссии и то, что Россия дает установки членам комиссии. В тени оказалось его предложение о ликвидации Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). Тогда президент России Владимир Путин отметил, что юридически Таможенный союз базируется на договоренностях, достигнутых в рамках ЕврАзЭС, и поэтому с маху ликвидировать ЕврАзЭС означало бы лишить ТС юридического основания. Назарбаев на том же саммите в Минске признал, что еще далеки от совершенства юридические механизмы деятельности в рамках ТС и ЕЭП. Участникам Таможенного союза, по его словам, предлагают в спешном порядке подписывать соглашения по различным вопросам, в то время как не решаются проблемы тарифов, электроэнергетики, расширения полномочий комиссии по финансовым вопросам. Не сложно предположить, что подобные нерешенные проблемы имеют прямое отношение и к вопросу о проведении тендеров в рамках ЕЭП. На встрече президентов Казахстана и России в рамках регионального форума в Екатеринбурге 11 ноября стороны попытались загладить некоторые шероховатости, имевшие место на предыдущем, минском саммите. Казахстан и Россия подписали новый договор о сотрудничестве. Но и тут звучала косвенная критика в адрес друг друга. Президент России Владимир Путин заявил, что российские товары в Казахстан попадают гораздо медленнее, чем казахстанские - в Россию. Там же он привел данные о дисбалансе в сфере инвестиций. Инвестиции России в экономику Казахстана, по словам Путина, за прошлые годы составили почти миллиард долларов, а инвестиции Казахстана в экономику России — один миллиард 700 миллионов долларов.
Казис ТОГУЗБАЕВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |