|
|
|
18.11.2013 Утверждать, что число гастарбайтеров из Казахстана в РФ выросло, нельзя
В последнее время в российских СМИ стала появляться информация о том, что в России наблюдается увеличение количества трудовых мигрантов из Казахстана. Насколько выводы российских экспертов соответствуют данным международной организации по миграции (МОМ), сможет ли Казахстан самостоятельно обеспечить себя рабочей силой, ИА Новости-Казахстан рассказал координатор МОМ в Центральной Азии, глава миссии в Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане Деян Кесерович. - Согласно выводам некоторых российских экспертов, в настоящее время наблюдается увеличение количества трудовых мигрантов из Казахстана, основную массу которых составляет молодежь с юга страны. Насколько эта информация подтверждается данными вашей организации? - Официальная статистика федеральной миграционной службы России сообщает об около 600 тысячах гражданах Казахстана, которые по состоянию на август 2013 года находятся на территории России. Статистика МОМ сообщает примерно о такой же цифре - 600 тысяч. Но! Это просто количество казахстанцев, которые пересекли казахстано-российскую границу и в данный момент находятся там. То есть определить, какая часть этих людей приехала в Россию на работу, а какая отдохнуть, мы не можем. К сожалению, иных способов подсчета пока не существует, поэтому мы не можем утверждать, что количество граждан Казахстана, работающих в России, резко выросло. Наша организация провела глобальное исследование, которое выявило существование так называемого миграционного коридора в направлении с юга на север. На севере планеты сейчас наблюдается демографический кризис - население стареет, рождаемость снижена, в связи с чем количество рабочих рук, естественно, уменьшается. Недостаток рабочей силы восполняется трудящимися мигрантами с юга. Казахстан, как и Россию, тоже можно отнести к странам севера, то есть стране, которая нуждается в рабочей силе. - Как Вы считаете, может ли Казахстан самостоятельно обеспечить себя трудовыми ресурсами? - Нет, Казахстан является девятой по территории страной в мире с населением всего 16,5 миллионов человек. Я считаю, что государство сможет реализовать национальную стратегию «Казахстан-2050» используя свои трудовые ресурсы и привлекая иностранную рабочую силу. В этой замечательной программе миграция определяется как один из приоритетов государства. С момента принятия программы можно наблюдать реформу в области трудовой миграции, которая стала рассматриваться как экономическая сфера общества. Часть полномочий в области миграции населения переданы от МВД к Министерству труда и социальной защиты Казахстана. Теперь МВД отвечает только за противодействие незаконной миграции, а также за учет и регистрацию иностранцев и лиц без гражданства. Работа идет - медленными, но серьезными шагами. Государство проводит политику в этом направлении, но Россия движется быстрее, поэтому, я думаю, стоит ускорить этот процесс. Киргизия планирует присоединиться к евразийской интеграции с 2015 года. С этого времени около одного миллиона киргизов готовы поехать на заработки за рубеж, по результатам опросов в основном они планируют работать в России. - Насколько безопасно для Казахстана масштабное привлечение трудовых мигрантов из Центральной Азии? - Я бы поставил вопрос по-другому: что будет, если Казахстан в ближайшее время не выстроит политику по привлечению мигрантов из стран Центральной Азии? Ответ прост - в этом случае Казахстан рискует потерять возможность получить этих мигрантов в будущем. Соседние страны привлекут этих мигрантов к себе, и тогда рабочие руки, которые нужны Казахстану, прибудут из стран, которые никак не связаны с Казахстаном ни на культурном, ни на языковом уровне. Естественно, интеграция таких мигрантов в местное общество будет проходит сложнее и дольше или не проходить вообще, что приводит обычно к появлению отдельных культурных анклавов. Мигранты пока в основном едут в Россию, потому что она, во-первых, выстраивает свое законодательство в этом направлении, а во-вторых, оказывает информационную поддержку людям еще в стране исхода. Например, в Киргизии у будущих трудовых мигрантов существует возможность учить русский язык. - Какую работу в таком случае, на Ваш взгляд, следует провести государству для того, чтобы ускорить цивилизованный процесс привлечения мигрантов? Во-первых, следует упростить миграционную политику со странами Центральной Азии. Но в то же время, не нужно открывать границу и приглашать всех подряд, то есть нужно приложить больше усилий для регулирования миграции, например, установив большие штрафы для работодателей за прием на работу неурегулированных мигрантов. Во-вторых, необходимо пересмотреть политику, связанную с оралманами, которую государство проводит на протяжении последних 15 лет. Речь идет о том, чтобы основное внимание было уделено политике интеграции. Оралманам непросто найти работу и интегрироваться в политическую жизнь общества, а также реализовывать свои гражданские права. Также следует понимать, что появление оралманов - это в первую очередь, вопрос инфраструктуры, причем не только для оралманов, но и для всего местного сообщества. Например, если в аульной школе после прибытия оралманов количество учеников увеличится вдвое, неизбежно встанет вопрос постройки новой школы. В-третьих, нужно выяснить куда и откуда мигрируют люди внутри самого Казахстана. По данным официальной статистики, в Казахстане сейчас работает 700 тысяч неурегулированных мигрантов, 40 тысяч мигрантов работают по разрешению, а также проживают около одного миллиона оралманов.Нужно выяснить в каких регионах Казахстана существует потребность в тех или иных профессиях и уже после этого направлять туда трудовых мигрантов из-за рубежа. В этом вопросе необходимо в первую очередь провести тщательную аналитическую работу. Можно было бы попробовать применить эти рекомендации сначала, например, в секторе строительства. Интервью вела Айсулу Абдрахманова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |