|
|
|
26.11.2013 Систему технического и профессионального образования ждут большие перемены
Судя по всему, в истории отечественной системы технического и профессионального образования (ТиПО) начинается новый этап, который, по расчетам экспертов, должен вывести ее на качественно новый уровень. В чем смысл нововведений и какие перспективы ожидают отрасль - об этом мы беседуем с начальником отдела анализа и содействия в сфере ТиПО Палаты предпринимателей г. Алматы Верой Цзинь. - Вера Михайловна, расскажите, пожалуйста, о новой структуре, которая теперь подключается к решению проблем ТиПО, и стоящих перед ней задачах… - В соответствии с Законом РК «О Национальной палате предпринимателей РК» создана Национальная палата предпринимателей РК (НПП) и ее региональные структуры. Согласно этому закону впервые функции анализа и содействия в сфере технического и профессионального образования (ТиПО) теперь отведены и предпринимателям. Им фактически предоставлены права анализировать ситуацию в сфере ТиПО и содействовать ее развитию. Для этого при НПП и ее региональных структурах созданы отделы анализа и содействия в сфере ТиПО. Статус и круг функциональных обязанностей новой структуры отражен и прописан в статье 13 «Закона о НПП». Само название нового подразделения свидетельствует о том, что перед НПП ставится задача изучения и создания банка данных по проблемным аспектам состояния дел в сфере ТиПО. Особенно в плане выявления причин, мешающих процессам интеграции системы технического и профессионального образования с работодателями. В идеале они должны стать единым целым и эффективно работать ради общей цели - целенаправленно готовить квалифицированные и, самое главное, востребованные кадры. Одним из главных условий для этого является содержание ТиПО и нормативная база. Под этим в первую очередь подразумеваются учебные планы и стандарты, профстандарты и отраслевые рамки квалификаций, а также государственные стандарты образования в сфере ТиПО. Только созданные отделы анализа и содействия сегодня как раз и занимаются анализом положения дел в этих сегментах. Он показывает, что на этих направлениях есть серьезные проблемы. Для их обсуждения и выработки мер по их выправлению уже были проведены совещания, «круглые столы» в Ассоциации колледжей и отраслевых ассоциациях работодателей по программе «Дорожная карта занятости - 2020″. То есть взято направление на то, чтобы система ТиПО стала многоцелевой. «Дорожная карта занятости - 2020″ стартовала в июне этого года. По этой программе учебные заведения и работодатели напрямую подключены к ее реализации, которая предполагает подготовку, переподготовку, повышение квалификации из числа незанятого населения. Теперь это будет не просто взгляд со стороны, а заинтересованное участие предпринимателей, непосредственно задействованных в развитии системы технического и профессионального образования. Потому что именно работодатель в первую очередь заинтересован, кого и как необходимо готовить и какой уровень должен быть у выпускников учебных заведений системы ТиПО. - Скажите, а не получится ли так, что ваша деятельность так или иначе будет дублировать работу соответствующих структур Министерства образования? - Сегодня ни для кого не секрет, что главная претензия работодателей относится именно к качеству подготовки кадров, которое зачастую совершенно не устраивает их. Связано это в первую очередь с тем, что в связке работодатель - учебное заведение каждый работает сам по себе. Для того, чтобы стать катализатором процесса сближения позиций заинтересованных сторон и наладить более тесное и продуктивное сотрудничество в деле подготовки технических и профессиональных кадров, и введено новое положение в законе, что предпринимали активно включаются в сферу подготовки кадров. При этом соответствующие структуры Министерства науки и образования будут заниматься сугубо вопросами соблюдения стандартов и нормативов в системе ТиПО. То есть государственные органы, как и раньше, будут осуществлять общее стратегическое управление. В свою очередь, перед отделами анализа и содействия в сфере ТиПО стоит много и других задач: анализ всей нормативной базы, регулирующей работу ТиПО, в том числе и с работодателями, снятие существующих административных барьеров, особенно в области законодательства, оказание содействия по внедрению инновационных технологий обучения. Все эти усилия будут направлены на дальнейшее поступательное развитие системы ТиПО и выстраивание ее работы в соответствии с требованиями времени. Таким образом, создаваемые структуры возьмут на себя работу, которую не всегда могли охватить соответствующие госструктуры, в силу известных причин бюрократического свойства. Вводимые законодательные новшества, по мнению профессиональных наблюдателей, дают вполне реальные возможности для вывода системы ТиПО на качественно иной уровень. Все опасения по поводу возможного пересечения в работе соответствующих структур МОН и созданных отделов анализа и содействия, которые якобы могут возникнуть в силу инертного мышления, не имеют под собой никакого основания. Никаких противоречий или накладок быть не может. Задача отделов анализа и содействия - довести до министерства взгляд заинтересованной стороны, поскольку мы выступаем от имени работодателей, для которых систематизация вопроса подготовки кадров является актуальнейшей задачей. Однако кое-какие аспекты, конечно же, требуют корректировки. Например, на данный момент специальным приказом МОН утверждены типовые учебные планы по 65 специальностям, которые были разработаны на основании государственных стандартов образования (ГОСО). Однако, как считают эксперты, в данном случае работники министерства несколько «перестарались». В каком плане? Попытаюсь пояснить. Что такое типовой учебный план? Это документ, разработанный на основе модели учебного плана, устанавливающий перечень и объемы учебных дисциплин применительно к профессии или специальности, срокам обучения в организациях ТиПО. То есть это своего рода рамка, перечень предметов в зависимости от специальности, квалификации и количество часов на их изучение. Последнее зависит от времени обучения, это может быть год, два или три. Все, больше ничего не требуется. Почему должно быть так, а не иначе? Да потому, что это признанная мировая практика. На местах лучше знают, что учебным заведениям ТиПО и работодателям нужно. Поэтому они должны сами устанавливать график учебного процесса. Так было всегда. - То есть все же есть некоторые моменты, которые, с вашей точки зрения, требуют определенной корректировки? - Продолжу на приведенном примере. Что сделали работники министерства и какие проблемы из-за этого возникают? Они просто развернули имеющийся типовой план и вместо него утвердили рабочий учебный план, который все до мелочей регламентирует и является обязательным для исполнения. Причем именно в том варианте, который предлагается министерством. А фактически происходит, мягко говоря, нарушение 14 пункта ГОСО. 15 ноября 2013 года в Алматы состоялся «круглый стол» с участием работодателей, на котором представителям МОН был задан вопрос о причинах и целесообразности столь жесткой регламентации данного процесса. Ведь теперь любое учебное заведение за малейшее отклонение от предлагаемого плана может стать объектом пристального внимания со стороны контролирующих органов как нарушитель установленных стандартов. Но даже в советские времена график учебного процесса мог пересматриваться не один раз в течение всего учебного года. Представители МОН, отвечая на поставленные вопросы, сослались на просьбы от учебных заведений, которые поставили вопрос о неспособности самостоятельно развернуть типовой учебный план. Слабость подобной аргументации для экспертов более чем очевидна. Правда, следует отметить, что после состоявшегося обмена мнениями представители министерства согласились учесть высказанные критические замечания и внести в документы соответствующие исправления. На сегодняшний день отдел по анализу и содействию системе ТиПО алматинского филиала НПП РК считает необходимым подготовить письмо в департамент по контролю в сфере образования о том, что обязательным стандартом может являться только лишь перечень предметов и количество часов, на них отводимых. Все остальные положения могут иметь только рекомендательный характер. Мы полагаем, что для выправления допускаемых ошибок необходимо воспользоваться предоставляемым нам правом внесения предложений в отраслевые министерства - МОН и Минтруд. Причем не только от имени региональных палат предпринимателей, но и от лица НПП РК. Справедливости ради следует отметить, что в принципе МОН проявило готовность сотрудничать в этом вопросе с только созданными отделами анализа и содействия в сфере ТиПО. - А можно более конкретно сформулировать основные направления работы, на которых будут сконцентрированы ваши усилия? - Сейчас работники созданных отделов занимаются выявлением «болевых» точек и их исправления. К примеру, с подачи отделов анализа и содействия системе ТиПО, будет корректироваться законодательная и нормативная базы ТиПО и сегментов, находящихся с ней на стыке, в частности «Дорожная карта занятости». Создание такой аналитической структуры, как наша, будет способствовать выходу отечественной системы ТиПО на международный уровень, поскольку нам необходимо привести отечественное законодательство и нормативную базу в соответствие с международной практикой. Для учебных заведений нашей системы важно, что появилась структура, которая будет следить за тем, чтобы форматировалась дееспособная нормативная база, корректировала ее и помогала их развитию. Им становится легче работать, и они уже ощутили это. Также это должно позитивно отразиться и на рынке труда. Теперь можно рассчитывать, что будет осуществляться перманентный и заинтересованный мониторинг ситуации на нем. Сейчас на рынке труда в основном сконцентрированы усилия только госорганов в лице управлений образования и занятости. Теперь же образуется триада: работодатель, региональная палата предпринимателей, управления образования и занятости, совместные усилия которых должны значительно повысить эффективность работы на этом направлении. Но выстраивание такой модели сотрудничества и взаимодействия потребует значительных усилий, времени и, самое главное, понимания, что все делают одно общее и очень важное дело. Мы рассчитываем, что предприниматели получат эффективный механизм подготовки кадров, который будет выстраиваться под их запросы и интересы. При этом мониторинг рынка труда не должен быть процессом механическим, когда мониторинг осуществляется ради мониторинга. Он должен быть направлен также на развитие рынка образовательных услуг. Был период, когда у нас не строились новые учебные заведения системы ТиПО. Сейчас в этом направлении наметилась активизация. Но для большей эффективности этого процесса требуется знать о перспективах развития рынка труда и формировать рынок образовательных услуг с учетом этого фактора. То есть необходимо создание целостной системы. Решение этой комплексной задачи потребует немалых усилий. Только тогда не будет возникать ситуаций, когда уровень выпускников системы ТиПО, пришедших на производство, не соответствует требованиям времени. На сегодняшний день существуют различные источники финансирования организаций ТиПО, куда входит бюджетное финансирование, финансирование за счет собственных средств учебных заведений, за счет предприятий, за счет обучаемых, а также при помощи донорских вливаний, в том числе и международных. Анализ источников финансирования и вариантов наиболее рационального использования поступающих средств также будет предметом скрупулезного внимания наших структур. НПП и ее региональные отделения выступают как катализатор, который должен помочь процессу трансформации в единое целое связки - работодатель, учебное заведение и госорган. Для этого отделы анализа и содействия будут генерировать идеи, внедрять их на практике, действуя в тесной смычке с госорганами. Еще раз хочу подчеркнуть, практическая реализация этой идеи в форме создания НПП является отражением международной практики. Во всех цивилизованных странах политику в области ТиПО определяет именно работодатель, выступая в качестве цементирующего фактора. Зарубежные специалисты, которые приезжают к нам, никогда не могли понять, почему у нас существует двухзвенная система, которая ограничивалась связкой госорган - учебное заведение, а работодатель находится в конце цепочки, довольствуясь тем, что ему предлагают как конечный продукт. Но такой подход зачастую не соответствует его запросам и пожеланиям. И, как показывает мировая практика, работодатель не просто должен получать готовый продукт в лице специалистов, а активно участвовать в формировании запроса и их последующей подготовки. Отделы анализа и содействия системе ТиПО получают право вносить предложения по всему спектру технического и профессионального образования, касается ли это подготовки педагогических кадров, повышения квалификации, уровня заработной платы. То есть по всем вопросам, связанным с ТиПО и влияющим на качество подготовки, отделы будут анализировать ситуацию и вносить свои предложения в те отраслевые министерства, которые являются разработчиками нормативной базы. Кроме того, они имеют также право вносить те или иные рекомендации в рамках своей компетенции в местные органы власти. Это будет осуществляться в рамках региональных советов, в работе которых обязательно участвуют акимы областей или их заместители. Одним словом, предстоит кропотливая и очень важная работа, которая, на наш взгляд, позволит в ощутимой степени улучшить состояние дел в сфере ТиПО. Профессиональная востребованность очень важна для любого гражданина нашей страны. А это в свою очередь, с нашей точки зрения, должно положительно отразиться на социальном самочувствии общества в целом.
Вопросы задавал Кенже ТАТИЛЯ.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |