Найти
<< Назад
Далее >>
Два документа рядом (откл)
Сохранить(документ)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Кто из сторон договора доверительного управления ведет учет основных средств? (А. Гридин, 6 декабря 2013 г.)

Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

А. Гридин, главный налоговый консультант

ТОО «Налоговое агентство Турегельдин и Партнеры»

 

 

КТО ИЗ СТОРОН ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕДЕТ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ?

 

ИП работает по договору доверительного управления зданием. Учредителем доверительного управления является физическое лицо. Наше ИП работает сейчас на общеустановленном режиме с начала 3 кв., а на момент заключения договора в мае 2013 года по 30 июня 2013 года был упрощенный режим налогообложения. Кто из двух сторон договора доверительного управления ведет учет здания? Начисляет амортизацию? Какие необходимо делать проводки с одной и второй стороны по учету здания?

 

Согласно пункту 1 статьи 886 Гражданского кодекса, по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель доверительного управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах указанного учредителем лица (выгодоприобретателя).

В соответствии с пунктом 2 статьи 886 Гражданского кодекса, договор доверительного управления имуществом должен предусматривать:

1) предмет и срок договора доверительного управления имуществом;

2) состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

3) указание о выгодоприобретателе;

4) сроки и форму отчетности доверительного управляющего;

5) указание на лицо, получающее доверенное имущество в случае прекращения договора доверительного управления имуществом.

Для отдельных видов договоров законодательными актами могут быть предусмотрены и иные существенные условия.

Договор может предусматривать и другие условия, в том числе размер и формы вознаграждения управляющего.

В договоре должны быть указаны права третьих лиц на передаваемое в доверительное управление имущество.

Пунктом 2 статьи 5 и пункту 1 статьи 7 Закона РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» определено, что право доверительного управления подлежит государственной регистрации в правовом кадастре (в органах юстиции).

Право доверительного управления возникают с момента их государственной регистрации.

Если в регистрации не будет отказано, моментом государственной регистрации признается момент подачи заявления.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 35 Налогового кодекса, подлежащие получению (полученные) доходы, подлежащие выплате (произведенные) расходы и имущество, приобретенное и (или) полученное доверительным управляющим в процессе осуществления возложенных на него обязанностей, являются доходами, расходами и имуществом учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом либо выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления.

Доход доверительного управляющего в виде вознаграждения является расходом учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом либо выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления.

В случае, если исполнение налогового обязательства возложено на доверительного управляющего, то положительная разница между доходами учредителя доверительного управления или выгодоприобретателя и его расходами, которые предусмотрены настоящим пунктом, уменьшенная на сумму переносимых убытков такого учредителя или выгодоприобретателя за предыдущие налоговые периоды, а также на сумму налогового обязательства, исполнение которого возложено на доверительного управляющего, является чистым доходом от доверительного управления учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления.

Превышение расходов, которые предусмотрены настоящим пунктом, над доходами учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления является убытком от доверительного управления учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления.

Доходом доверительного управляющего от доверительного управления является вознаграждение, предусмотренное актом об учреждении доверительного управления имуществом. Расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если в указанном акте не предусмотрено возмещение расходов доверительного управляющего за счет учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Налогового кодекса, исполнение налогового обязательства учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, кроме налога на добавленную стоимость, - может быть возложено таким учредителем на основании акта об учреждении доверительного управления имуществом на доверительного управляющего.

Пунктом 8 статьи 35 Налогового кодекса определено, что в случае, когда на доверительного управляющего возложено исполнение налогового обязательства по исчислению, уплате или удержанию сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также составлению и представлению налоговых форм за учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом, исполнение такого налогового обязательства осуществляется от имени лица, являющегося доверительным управляющим, по ставкам и в порядке, которые установлены особенной частью Налогового кодекса для лиц, к числу которых относится доверительный управляющий.

При этом доверительный управляющий составляет и представляет налоговые формы в целом по всей деятельности, включая деятельность, осуществляемую в интересах учредителя доверительного управления имуществом и (или) выгодоприобретателя.

Согласно пункту 5 статьи 58 Налогового кодекса, доверительный управляющий обязан вести раздельный налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, по деятельности доверительного управления, осуществляемой в интересах учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления, и иной деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 36 Налогового кодекса, учредитель доверительного управления вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если по договору доверительного управления имуществом и в иных случаях возникновения доверительного управления, предусмотренных законами Республики Казахстан, исполнение налогового обязательства учредителя доверительного управления полностью возложено на доверительного управляющего.

На основании выше изложенного, в рассматриваемой ситуации, учет недвижимого имущества, являющегося объектом договора доверительного управления, а также исчисление и уплату налогов по данному имуществу и доходам связанным с ним, осуществляет лицо на которого возложены данные обязанности договором доверительного управления.

Налоговым законодательством предусмотрена возможность исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов (соответственно и ведение налогового учета) по договору доверительного управления как учредителем (физическим лицом), так и доверительным управляющим (ИП) договора доверительного управления.

При этом, если по договору доверительного управления имуществом все обязанности по исполнению налогового обязательства возложены на доверительного управляющего, то у физического лица-учредителя доверительного управления имуществом отсутствуют какие либо обязательства по предоставлению налоговой отчетности, ведению учета и уплате налогов.