|
|
|
Онлайн-чеки скоро станут реальностью
Казахстанская налоговая служба одной из первых среди государственных органов начала внедрять различные электронные сервисы. И сегодня налоговики ставят перед собой амбициозную задачу - максимально охватить налогоплательщиков различными онлайн-услугами. О том, что нового на «электронном налоговом поле» ждет казахстанцев, рассказал заместитель председателя Налогового комитета Министерства финансов Абылкаир СКАКОВ.
- Налоговики начали активно внедрять в своей работе современные технологии. Это позволило улучшить качество оказываемых вами услуг и снизить жалобы на них? - Я считаю, что должен быть эволюционный путь развития налоговой системы. Если помните, во временном отрезке мы прошли путь от чисто бумажных документов до электронных услуг, и это нормальный процесс. Опыт развитых стран показывает, что переход к онлайн-услугам длился от 20 до 30 лет. При переходе на электронные услуги налоговые администрации сталкивались с техническими проблемами, недоработками IT-решений, неготовностью бизнеса к одномоментному переходу на электронные услуги и другими проблемами. Тем не менее плюсы электронных услуг очевидны. Сфера налоговых отношений - одна из наиболее чувствительных для граждан и бизнеса, и задача состоит в создании максимально комфортных условий для добросовестных налогоплательщиков. Сегодня бизнес-сообщество само оценивает качество оказания налоговых услуг, для этого проводится ежегодный независимый соцопрос. И сейчас уже есть устойчивая тенденция роста удовлетворенности, по итогам 2012 года - 91% налогоплательщиков довольны качеством нашей работы. Мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем предпринимать определенные шаги. Это в первую очередь автоматизация госуслуг, максимальный перевод их в электронный формат. Результатом этой автоматизации станет сокращение издержек как для государства, так и для бизнеса. К примеру, для государства себестоимость приема и обработки одной страницы налоговой отчетности в электронном виде составляет 15 тенге, а в бумажном виде эти расходы - почти в 10 раз больше. Я уже не говорю об издержках времени нахождения в очередях для сдачи налоговых деклараций, затратах на бумагу и других расходах. Поэтому мы максимально стараемся переводить налоговые услуги в электронный формат. Сегодня 70% наших услуг оказывается в электронном виде. При этом сохраняется и альтернатива - в виде бумажных документов. По данным 2012 года 86% налоговой отчетности представляется в электронном формате, это уровень развитых стран, к которому мы пришли за 10 лет. Конечно, имеется ряд проблем. Это не полный охват высокоскоростным Интернетом, недостаточная интеграция баз данных всех государственных органов и «чистота» сведений в них. Решение этих проблем позволит не запрашивать сведения, которые уже имеются в госорганах. Поэтому пока эти вопросы не будут решены в полном объеме, говорить о стопроцентном переходе на электронный формат сложно. Но это - задача-максимум. - Тем не менее 14% налогоплательщиков электронными сервисами пользоваться не хотят. С чем это связано, с жалобами на плохой сервис, недостатком мощностей информационных систем или их частыми изменениями? - Плюсы электронных услуг очевидны. Но тем не менее всегда есть определенная категория лиц, которые в силу разных причин (возраст людей, невосприятие онлайн-услуг, менталитет) не хотят пользоваться онлайн-сервисами. Как показывают исследования IOTA (Европейская организация налоговых администраций), такая категория граждан есть во всем мире. Что касается частых изменений информационных систем, то это не так. Во-первых, сегодня, прежде чем что-то изменить в информационных системах, необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс, а это - процесс не одного дня, этот вопрос обсуждается с бизнес-сообществом. Во-вторых, была проблема с нагрузкой, связанная с сопровождением информационных систем, слабыми серверными возможностями и загруженностью каналов связи. Но эти проблемы со стороны Налогового комитета решены. Кроме того, прежде чем ввести какую-то новую электронную услугу в промышленную эксплуатацию, мы проводим пилотную апробацию. Например, с января 2013 года предоставлена возможность электронной регистрации индивидуальных предпринимателей. Мы вначале ввели пилот на территории Астаны, все существующие пробелы отработали и сейчас планируем ввести этот сервис во всех регионах. И на сегодняшний день уже свыше тысячи индивидуальных предпринимателей зарегистрировались в электронном виде в онлайн-режиме, не приходя в налоговую службу. - А в чем заключается логика решений по снятию нагрузки на информационные системы? - Логика проста, она заключается в анализе текущей ситуации и детальных расчетах. Судите сами: сегодня государство пошло навстречу бизнесу, увеличив срок сдачи налоговой отчетности с 15 дней до полутора месяцев, т.е. в 3 раза. Казалось бы, должно быть равномерное распределение самим бизнесом удобного для них периода для сдачи налоговых деклараций. К примеру, для малого бизнеса - в начале периода, для среднего бизнеса - в середине, для крупного бизнеса - ближе к концу сроков сдачи отчетности. К сожалению, статистика такова, что 75-80% налогоплательщиков по непонятным причинам сдают налоговую отчетность в последние пять дней. Это, естественно, ведет к нагрузке на информационные системы, каналы связи перегружаются и работают на максимуме. Если в секунду 10 тыс. пользователей одновременно работают в пиковый период и при этом в течение 40 дней нагрузка в 100 раз меньше, чем в пиковые, - ни одно железо, ни одни каналы связи этого не выдержат. Естественно, идет замедление работы. И эта тенденция устойчиво сохраняется на протяжении ряда лет. Хотя объективно - можно сдавать налоговую отчетность не в пиковый период. Считаю, что сегодня назрела необходимость в принятии кардинальных решений. Мы это видим в увеличении и расширении серверных мощностей, эту работу мы уже практически провели путем создания резервного центра, который будет автоматически подключаться в пиковые периоды. По нашему мнению, в качестве ответного шага бизнес должен сам, возможно через ассоциации, установить некий график сдачи налоговой отчетности. Представляется, что обоюдное решение данной проблемы существенно снизит имеющуюся нагрузку. - Когда все-таки у нас будет интеграция баз данных? Нередки случаи, когда и налоги не начисляют - дома в базе не оказалось, или выставляют налоги поуже несуществующему имуществу. - Да, проблемы по интеграции существуют, так же как и проблемы по актуальности данных. Но нужно понимать, что мы так же, как и население, являемся обычным пользователем сведений уполномоченных органов. Это системная проблема, и по ней необходимо искать системное решение. Также начисление налогов на несуществующее имущество может происходить по причине неявки граждан для его регистрации в регистрирующий орган. Вместе с тем каждый случай жалобы граждан необходимо рассматривать индивидуально, и мы это делаем по обращаемости. Наряду с этим для удобства граждан мы предлагаем различные дополнительные сервисы. - А какие именно сервисы? Что еще вы планируете сделать на ниве информационных технологий? - Сегодня у нас уже действуют сервисы по расчету налога на транспорт, налога на имущество, расчету пеней, поиску налогоплательщиков, проверки на наличие ИИН/БИН. В ближайшее время планируем внедрить сервис по разыскиваемым налогоплательщикам. Сейчас мы прорабатываем соответствующий интерфейс. Это будет специальная опция по разыскиваемым налогоплательщикам. В базу данных мы включим тех, кто не сдаст налоговую отчетность и является бездействующим налогоплательщиком, должников свыше шести месяцев, список лжепредприятий и тех, кто не находится по юридическим адресам. То есть мы создаем список проблемных, неблагонадежных налогоплательщиков, чтобы добросовестный бизнес знал, с кем нежелательно совершать операции. И мы рассчитываем, что в пилотном режиме внедрим этот сервис уже в следующем году. - Это - по сути - информационный сервис, своего рода сопутствующий. А практический - именно по налоговым услугам? - Вообще, у нас очень большие, амбициозные планы. Мы сейчас начали огромную работу по реинжинирингу бизнес-процессов. Мы пошли по пути инвентаризации всего реестра услуг, функций, процессов. Прежде чем что-то внедрить, мы изучаем, как та или иная услуга оказывается, как осуществляется бизнес-процесс, и в целом задаемся вопросом, насколько вообще актуальна данная услуга? И если она актуальна, то - что в процессе ее оказания можно оптимизировать, дабы облегчить жизнь бизнесу. Из ближайших наших «новинок» - мы работаем над переводом в электронный формат услуги по регистрации контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью. Сегодня эта услуга не переведена в электронный формат и, по сути, в нынешнем виде возможности по переводу в онлайн-режим не имеется. В настоящее время все контрольно-кассовые аппараты проходят регистрацию в налоговых органах, пломбируются, а центры технического обслуживания занимаются их технической поддержкой. В действующей схеме есть ряд проблем для бизнеса. Кроме того, сегодня крайне низок уровень платежно-кассовой дисциплины как среди бизнеса, так и среди населения. Чеки не выбиваются повсеместно. Понятно, что возле каждой торговой точки поставить сотрудника налоговой службы - это нереально. Поэтому мы идем по другому пути. Мы внесли изменения в законодательство, согласно которому для тех, кто реализует алкогольную продукцию и нефтепродукты, планируется перевод и существенная модернизация услуги по применению ККМ с передачей сведений в онлайн-режиме в налоговую службу. Что это означает? Сегодня есть кассовые аппараты, по которым через SIM-карту передаются сведения о совершенной транзакции. Кроме того, для отдельных кассовых аппаратов можно установить соответствующее передаточное устройство, не меняя сам аппарат. Информация о транзакциях будет поступать к нам на сервер, мы по этой информации будем проводить анализ, определять по системе управления рисками, у кого высокая степень риска неприменения ККМ. Соответственно, у кого мало транзакций, тот попадает в группу риска. При этом добросовестные предприниматели, у кого частота транзакций высокая, в дальнейшем смогут передавать эти данные не после каждой транзакции, а раз в день или раз в неделю. На основе анализа и определения группы риска будет определяться и частота проверок, а добросовестный бизнес при такой системе мы вообще сможем не проверять. Сегодня проверки осуществляются как на основе анализа, так и по жалобам. А пожаловаться может кто угодно, включая конкурентов. Здесь мы уже на основе объективной аналитики будем видеть, нужно дополнительно контролировать этот бизнес или нет. По сути, в такой системе - одни плюсы. Для государства - это полнота оборота денежной наличности и уплата налогов. Для бизнеса - сокращение проверок при добросовестной работе. Кроме того, сам бизнесмен, собственник, может обеспечить полный контроль за работой своих кассиров и продавцов. Ключевым в новом подходе является то, что потребители также смогут пользоваться этой системой. Мы планируем внедрить электронный сервис, по которому граждане могут в онлайн-режиме удостовериться в том, что контрольно-кассовый чек легален, а это прямое участие населения в общественном контроле за кассовой дисциплиной. - Вы забыли упомянуть о минусах. Это же дополнительные затраты для бизнеса на замену кассовых аппаратов. - Вообще-то мы хотим внедрить эту систему, максимально не меняя парк ККМ. А планируемые издержки на эксплуатацию и техобслуживание кассовых машин в новом формате, по нашим расчетам, будут не выше существующих. Главное, что услуга по регистрации ККМ станет полностью электронной, в онлайн-режиме, без посещения налогового органа. Пока, конечно, это будет не повсеместно, а для тех сфер бизнеса, которые наиболее активно работают с наличными средствами и с высокой степенью риска. Это порядка 60 тыс. субъектов бизнеса. В последующем будем подключать и остальные сферы бизнеса. - И когда ждать внедрения этого сервиса? - Пока ведется техническая проработка. По нашим планам, запуск будет либо с середины следующего года, либо с начала 2015 года. Пока сроки открыты. - Вы считаете, что ваша инициатива будет встречена с пониманием со стороны бизнеса? - Думаю, да. Поскольку сегодня сам бизнес понимает - быть честным налогоплательщиком выгоднее, нежели работать в тени. Если все процессы максимально прозрачны, бизнес избавится от рейдовых проверок, постоянного контроля и адмбарьеров в целом. А налоги у нас - одни из самых низких среди стран СНГ и Евросоюза. Со своей стороны, мы стараемся максимально облегчить бизнесу жизнь, сделав налоговую службу клиентоориентированной. Наш клиент - это налогоплательщик, и мы стараемся работать так, чтобы у добросовестного налогоплательщика проблем не было.
Источник: http://vlast.kz/?art=2906
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |