|
|
|
24.12.2013 КСК: мины замедленного действия В прошлом номере газеты мы начали разговор о недостатках системы самоуправления в ЖКХ. Как и ожидалось, он оказался непростым. С одной стороны, почти каждый житель ощущает на себе несовершенство этой системы, а с другой, именно граждане своим равнодушием сделали ее такой. Распространенное мнение «Я плачу, меня не трогайте» фактически дает зеленый свет мошенничеству и воровству в этой сфере. Впрочем, есть люди, которые остро воспринимают проблемы КСК, и именно они стали сегодняшними нашими собеседниками.
Юрий Матвиенко, пенсионер (Астана):
«Нас, жителей, кто-то крупно надурил» - Меня гнетет убогость обстановки нашего КСК. И это результат давнишней аферы. Все подвальные помещения нашего дома №8 каким-то образом перешли неизвестно в чьи руки. Нас, жителей, кто-то крупно надурил. И теперь КСК арендует полуподвальное помещение в нашем же доме. Весной был на собрании жильцов. Поговорили о многом, в том числе и о проблеме полуподвальных помещений. Но выяснилось, что пропал техпаспорт на дом. Где он, никто не знает. Нерешенность общих юридических аспектов жизнедеятельности цепочки «жильцы - собственники квартир - персонал, обслуживающий коммуникации» стала главной причиной нынешнего положения. Как поется в одной популярной песне: «я такой не была, я такой не была - это ты меня сделал такой». Деятельность КСК - это бизнес, который, конечно, должен регулироваться. В своей публикации в прошлом номере вы затронули важные вопросы. Я могу добавить еще один. Это касается персонала. Известно, что есть учебные заведения, которые готовят менеджеров по управлению банками, строительными организациями. А кто готовит специалистов по управлению теми же КСК? Почему водитель автобуса должен иметь специальный допуск к работе, почему врач прежде чем лечить людей должен получить специальное образование, а председателем КСК может стать абсолютно неподготовленный к этому человек? Согласен, что комплекс нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства нужно совершенствовать. Но делать это надо не столько решительно, сколько осмотрительно. И было бы лучше не отдавать целиком эту работу на откуп ангажированным специалистам. Иначе получится то, что случилось со снабжением электричеством и водой. Придумают какую-нибудь гадость типа карточного распределения ресурсов, ссылаясь при этом на якобы опыт развитых стран…
Евгений Деревянко, председатель ЖСК «Север» (Алматы, Алмалинский район):
«Хотелось бы работать с более расторопными чиновниками» - Наш жилищно-строительный кооператив существует с 1964 года. Я возглавил его в 2009-м. Дом довольно старенький, но в нем есть один плюс - собственники покупали квартиры на свои средства. В банки они не обращались, взносы были приемлемыми, посредников не было, поэтому для рядового покупателя выходила подъемная сумма. Отсюда и складывалось отношение к дому - люди ценят свое. ЖСК «Север» - это один дом, насчитывающий 96 квартир. Не так уж и много, соответственно можно осуществлять более эффективный контроль - в отличие от КСК, объединяющего 20-30 домов, жильцы которых в глаза не видели своего председателя. Трудности у нас начинаются тогда, когда нам нужно решить вопросы, выходящие за рамки наших внутридомовых возможностей. К примеру, в 2010-м мы решили сделать обрезку деревьев во дворе, так нам пришлось целый месяц оформлять на это разрешительные документы. Хотелось бы работать с более расторопными чиновниками. Или взять хотя бы тот факт, что территория вокруг нашего дома принадлежит государству, однако спрашивают за его санитарное состояние с меня как с председателя. Прошли те времена, когда все дружно выходили на субботники. Сейчас люди другие, они говорят: «Мы тебе платим, а ты нанимай и убирай». Здесь тоже хотелось бы понимания со стороны государства, чтобы оно помогло нам хотя бы с техникой. Кооперативу не по карману та же бензопила или газонокосилка. Наш бюджет составляет 80-90 тысяч тенге в месяц. В эту сумму входят зарплаты председателя, бухгалтера, уборщицы, дворника, плата за электричество и за аварийные работы, налоги и прочее. В общем, сильно не разгуляешься. Между тем, у нас есть желание отремонтировать входные группы, сделать отмостку, улучшить внешний вид дома. Но особое возмущение, конечно же, вызывают тарифы. Взять, к примеру, обслуживание газовых точек. В мае нынешнего года плату подняли с 40 тенге до 50 тенге с одной квартиры. А в декабре принесли договор о повышении цены уже до 75 тенге. Получается, что за полгода услуга подорожала на 95%, хотя мастеров я не видел уже два-три года. Они приходят в рабочее время, когда практически все жильцы на работе или учебе, то есть для галочки. Зато договор требуют подписать в срочном порядке, без всякого объяснения, мнение же самих жильцов их абсолютно не интересует. Та же ситуация с отоплением - каждый сезон тарифы повышаются на 15-25%. И это в нашей угольной, нефтяной стране. Наверное, нужно более лояльно относиться к населению. Что касается активности жильцов дома, то она слабая. Согласно уставу, собрания мы проводим не реже одного раза в год. Отчеты по доходам и расходам - это обязательно. Бывает, проводим внеочередные собрания по поводу текущих ремонтов и повышения тарифов. Ну, опять же, мне легче, так как всего один дом, все на виду, все меня знают. Большинство решений принимаем вместе с жильцами прямо в подъезде. Большой КСК предпочтительнее в финансовом плане - можно и ремонт качественнее сделать, и рабочих более квалифицированных нанять. Хотя все зависит от председателя, от его порядочности, от знания дела. Зачастую действия руководителей КСК лишены всякого здравого смысла. К примеру,в некоторых домах микрорайона «Аксай»нужно платить за то, чтобы на время ремонта квартиры закрыть стояк, за то, чтобы спуститься в подвал. Действительно, получается государство в государстве. Люди обращаются с жалобами в акиматы, а там один ответ: «Вы выбирали председателя - вы и решайте с ним проблемы. У вас свой устав, свои ревизоры». Одного вороватого председателя одного из алматинских КСК долгих три года пытались убрать, пока он все не растащил и не ушел сам. Потом еще год с ним судились, столько сил и нервов потратили. В заключение хотелось бы обратиться к властям: будьте порасторопнее, вникайте в проблемы людей. Ведь есть у нас хорошие законы, главное - отношение к делу. Я тоже не идеал, но стараюсь выполнять свою работу качественно.
Светлана БОРИСОВА
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
«Очень мало жалоб на КСК доходят до суда»
Светлана Романовская, депутат мажилиса парламента, президент Национальной лиги потребителей: - В Лигу потребителей обращается много людей с жалобами на неправомерные действия КСК. Чаще всего жалуются на то, что их не приглашают на собрания, что за них все решает председатель КСК. К примеру, руководитель кооператива может самостоятельно выбрать сервисную компанию, нанять людей на работу, не согласовав это с жильцами. Кроме того, люди жалуются на низкое качество оказываемых услуг - крыша течет, подвалы в ужасном состоянии, грязные подъезды и придомовые территории. Для Астаны, к примеру, сегодня остро стоит вопрос с лифтами. Столичные КСК за 100 поездок на лифте берут с людей плату в размере 600 тенге - это помимо целевых сборов. Жалуются еще на то, что председатели КСК завышают эти самые целевые сборы, когда им вздумается, при этом не проводя собраний, не поставив в известность жильцов. У нас же нет конкретного постановления, в котором указан фиксированный размер целевых. По-хорошему, такие вещи должны решаться на общем собрании. Председатель КСК обязан презентовать жильцам программу со своими предложениями, после чего методом голосования или опроса прийти к обоюдному решению. Потому что КСК - это мы с вами. Если мы решили покрасить и побелить подъезды, то мы должны решить это вместе - кто будет делать и сколько на это нужно собрать денег. Но сейчас этого нет, отсутствует связь между жителями и руководством КСК. Председатели получают какие-то деньги, договариваются со строительной компанией, которая как попало выполняет заказ и исчезает. Как следствие, самим жителям приходится это все расхлебывать. У нас были факты, когда крыша из китайской черепицы, которая прослужила максимум три года, обошлась жителям в пять раз дороже крыши из оцинковки. Это происходит потому, что нет никаких стандартов работы, а сами жители не знают, какие стройматериалы надо использовать, сколько они стоят. В конечном счете им приходится переплачивать из собственного кармана. Собственники квартир также жалуются на то, что не могут переизбрать председателя. По уставу для этого нужно организовать легитимное собрание, на котором должно присутствовать 2/3 участников КСК. Если будет меньше людей, то голосование может быть признано недействительным. Как известно, наши граждане в этом плане очень пассивны. Многие из них арендуют квартиры, и их не интересуют организационные вопросы. Но сколько бы жалоб на КСК ни поступало к нам, очень редко они доходят до суда. Казалось бы, маленький иск, а проблем с ним очень много. Сложно что-то доказать. Поэтому мы стараемся разрешать споры с помощью медиации. Институт медиации на самом деле помогает в досудебном порядке удовлетворить требования потребителей, сохранить отношения с предпринимателями.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |