|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Г.Дорошева, аудитор РК, директор Аудиторской компании «DSAudit», член правления ПАО «Коллегия аудиторов»
КАКИЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЮТ ПРИ ВЫВОЗЕ-ВВОЗЕ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РЕМОНТА НА ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА?
Компания (далее Заказчик), являющаяся резидентом РК, заключила Договор «Об оказании услуг на проведение ремонта двигателя САТ» с Компанией ОАО, являющейся резидентом РФ. Согласно Договору: АО отправляет Дизель на диагностику, ремонт и последующее испытание после ремонта в Россию, г Балакова на завод ОАО. На заводе после диагностики выявляют дефекты в работе Дизеля, определяют зап. части, необходимые для ремонта оборудования и производят ремонт, т.е. работа выполняется подрядчиком из его материала, его силами и средствами. После чего Завод проводит испытание рабочего дизеля (подписывается Акт приема передачи услуг по ремонту Дизеля) и АО забирает отремонтированное оборудование назад в РК. Руководитель Компании АО считает, что необходимо выделить стоимость запасных частей из стоимости ремонта Дизеля, и при ввозе Дизеля с ремонта на территории РК произвести таможенное оформление запасных частей, (т.е уплатить 12 % НДС от стоимости запасных частей), т.е. требует от Завода разделить стоимость ремонта и стоимость запасных частей, установленных на Заводе на Дизель при его ремонте. Главный бухгалтер АО считает, что согласно п. 1 ст. 192 НК РК, т.к. реализация услуг осуществляется на территории РФ, соответственно, доходов из источника в РК возникать не будет. Касательно НДС за нерезидента согласно п. 1 ст. 241 услуги, получаемые резидентом РК от нерезидента , являются оборотом налогоплательщика РК получающего работы услуги, если местом их реализации является РК. Согл. п. 2 ст. 276-5 местом реализации работ, услуг признается РК, если работы связаны непосредственно с движимым имуществом, находящимся на территории РК. Таким образом, исходя из вышеизложенного по ремонту ДИЗЕЛЯ, произведенному на территории РФ, у резидента РК (АО), обязательств по исчислению, удержанию и перечислению КПН И НДС не возникает. При этом, российская сторона выставляет стоимость работ с 18% НДС, и АО оплачивает данную стоимость Договора полностью, НДС в зачет не берет (т.к. не предусмотрено Налоговым кодексом). Какие обязательства возникают у Компании Резидента (АО) по уплате налогов: 1) резидент РК (АО) обязан отразить стоимость ремонта Дизеля, включая НДС 18%, и в зачет НДС не подлежит отнесению. При этом никаких налоговых обязательств по уплате КПН и НДС за нерезидента не возникает; 2) резидент РК (АО) должен выделить стоимость запасных частей, установленных на дизель во время ремонта, и при ввозе на территорию РК произвести таможенное оформление и уплатить 12 % НДС за нерезидента?
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза в число операций таможенной процедуры по переработке товаров входит ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей (статьи 241 и статьи 254 Таможенного кодекса Таможенного союза). Кроме того, подпунктом 9 статьи 248 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от НДС оборотов по реализации (местом реализации которых является РК) услуг по переработке и (или) ремонту товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза в таможенной процедуре переработки на таможенной территории. Вышеизложенное приведено для того, чтобы определить какие таможенные процедуры применяются при ремонте товаров в рамках Таможенного союза, который не имеет однозначного и безоговорочного определения в Налоговом кодексе. В результате чего и произошла ошибка по рассматриваемой ситуации, когда лицо - резидент РК, отправившее оборудование на ремонт в Россию, не может с уверенностью определить свои налоговые обязательства. В рамках Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь применение налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. На основании положений статей 1 - 3 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при оказании услуг производится в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства. При этом местом реализации услуг, непосредственно связанных с движимым имуществом, признается территория государства - члена Таможенного союза, на которой фактически находится соответствующее движимое имущество в период оказания услуг. В связи с этим местом реализации услуг по ремонту двигателя, ввезенных из РК, оказываемых на территории РФ, признается территория РФ и налогообложение таких услуг осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. АО, как лицо, вывозящее оборудование на ремонт, было обязано в соответствии с пунктом 6 статьи 276-13 Налогового кодекса, представить в налоговые органы «Обязательство о вывозе (ввозе) продуктов переработки и его исполнении» по форме, установленной уполномоченным органом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором производился вывоз. Вновь обращаем Ваше внимание на то, что не смотря на формулировку «продукты переработки» или «давальческое сырье» , имеется ввиду оборудование для ремонта и, как уже отмечалось выше, далее по тексту в статьях Налогового кодекса будут применено эти словосочетания. В соответствии с пунктом 1 и пункта 3 статьи 276-14 Налогового кодекса срок переработки давальческого сырья, вывезенного с территории Республики Казахстан на территорию государства - члена таможенного союза, а также ввезенного на территорию РК с территории государств - членов таможенного союза, определяется согласно условиям договора (контракта) на переработку давальческого сырья и не может превышать два года с даты принятия на учет и (или) отгрузки давальческого сырья. В случае превышения срока, установленного в пункте 1 указанной статьи, давальческое сырье, вывезенное для переработки с территории Республики Казахстан на территорию государства-члена Таможенного союза, в целях налогообложения признается облагаемым оборотом по реализации и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость с даты вывоза давальческого сырья с территории РК по ставке, установленной пунктом 1 статьи 268 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных пунктом 1-2 статьи 245 настоящего Кодекса и пунктами 2 и 3 статьи 276-11 настоящего Кодекса. В целях настоящего пункта размер облагаемого оборота по давальческому сырью, приходящемуся на не ввезенный обратно на территорию Республики Казахстан в установленные сроки объем продуктов переработки давальческого сырья, определяется в размере стоимости давальческого сырья, включенной в себестоимость таких продуктов переработки, на основании учетной политики, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Для целей применения настоящей статьи метод определения себестоимости, установленный в учетной политике налогоплательщика, не подлежит изменению в течение календарного года. При обратном ввозе переданного для ремонта двигателя, в соответствии с пунктом 3 статьи 276-20 налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам, не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. При этом, согласно пункту 5 статьи 276-8 Налогового кодекса размер облагаемого импорта определяется на основе стоимости услуг по ремонту товара, включая стоимость запасных частей. Одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы (пункт 2 статья 276-13 Налогового кодекса РК): 1) договоры (контракты), заключенные между налогоплательщиками государств - членов Таможенного союза; 2) документы, подтверждающие факт выполнения работ по переработке давальческого сырья; 3) документы, подтверждающие ввоз давальческого сырья на территорию РК (в том числе обязательство о ввозе (вывозе) продуктов переработки); 4) документы, подтверждающие вывоз продуктов переработки с территории РК (в том числе исполнение обязательства о ввозе (вывозе) продуктов переработки); 5) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, подтверждающее уплату налога на добавленную стоимость со стоимости работ по переработке давальческого сырья; 6) документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 635 настоящего Кодекса, подтверждающие поступление валютной выручки на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории РК, открытые в порядке, установленном законодательством РК; 7) заключение соответствующего уполномоченного государственного органа об условиях переработки товаров. В дополнение, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 276-15 Налогового кодекса освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации услуг по ремонту товара, ввезенного на территорию РК с территории государств - членов Таможенного союза, включая его восстановление, замену составных частей. Документами, подтверждающими оказание услуг, указанных в настоящем подпункте, являются документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 276-5 настоящего Кодекса. Таким образом, ввиду неверного оформления вывоза оборудования для ремонта на территории России, российский партнер применил ставку НДС 18% как для услуг, оказанных на территории России, хотя обязан был применить ставку 0%, поскольку действие системы налогообложения косвенными налогами в Таможенном союзе идентичны для всех стран- участников. В дополнение, согласно пункту 3 статьи 218-1 КоАП непредставление налогоплательщиком в налоговый орган обязательств о ввозе (вывозе) продуктов переработки и их неисполнение, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан,- влекут штраф на физических лиц - в размере пятидесяти, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере ста пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |