|
|
|
Методы формирования здорового образа жизни на уровне ПМСП
Опрос - метод диагностики, который заключается в выявлении привычек, модели поведения, условий формирования поведения с целью определения индивидуальных подходов к работе с пациентом. Длительность беседы - около 3 минут. Выездной патронаж - сбор объективной информации с целью оценки образа жизни пациента и среды его проживания. Обследование - дополнительные методы диагностики, применяемые для оценки количественных характеристик поведенческих факторов риска. Лекция - используется в организованных коллективах во время медицинских профилактических осмотров. Важно учитывать, что во время лекции усваивается только 5% информации. Поэтому во время лекции необходимо использовать другие методы (беседа, использование наглядных пособий, видеоматериалов, дискуссий). Продолжительность лекции - 20 минут, оптимальное число слушателей - 20-40 человек. Профилактическая консультация (индивидуальная и групповая) - взаимное обсуждение медицинского работника и пациента/пациентов имеющихся проблем с выработкой конкретных рекомендаций по оздоровлению. Длительность консультации - 10 минут. Информационно-образовательные материалы. К этим средствам относятся буклеты, брошюры, памятки и т.д. о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний. Эффективность усвоения материала - 20%. В данном блоке также необходима работа со средствами массовой информации (телевидение, радио, печать) - использование метода пропаганды здорового образа жизни, характеризующегося широким охватом аудитории. Школы здоровья, школы для лиц с факторами риска и пациентов - организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья. Школы здоровья для различных целевых групп (больные и члены их семей, лица с факторами риска, и др.) организуются в форме постоянно действующего интерактивного общения, например: «коронарные клубы», «школы больных с сахарным диабетом», «школы больных астмой», «школы больных артериальной гипертонией» и пр. Школы здоровья предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, наличие соответствующего информационного обеспечения. Частота проведения занятий в школах - 1 раз в неделю по 50-100 минут, продолжительность обучения на цикле - 1-2 месяца. Оптимальное количество обучающихся в группе - 10 человек. Для успешного проведения занятий используются методики интерактивного обучения. Работа в группах дает почувствовать пациентам, что они не изолированы и не останутся наедине со своими проблемами, поможет каждому стать более уверенным в своих силах, обучающиеся могут обмениваться идеями, информацией, что обеспечит хорошую основу для привития правильных навыков по укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Семинар-тренинг - активная форма усвоения знаний, познания, формирования отдельных умений и навыков. Состоит из нескольких последовательных упражнений с использованием различных методов группового обучения. Рекомендуемая продолжительность тренинга - 20 минут. Обсуждение в группах. Этот метод позволяет обсудить свое отношение к проблеме, мысли и идеи, возникшие в процессе изучения информации, выяснить отношение к проблеме других участников. Обучение практикой действия. Метод включает использование ролевых игр, проигрывание ситуаций, практических занятий, т.е. виды работы, при которых участник испытывает процесс изменения объекта, происходящего в результате какого либо явления. Ссылка: Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года № 89 «О совершенствовании профилактических услуг в организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |