|
|
|
16.01.2014 Вместо знаний - отметки
Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией в образовании, нужно разобраться в причинах, которые ее порождают. Если говорить о борьбе с коррупцией, казалось бы, разумнее всего рассуждать с позиции исконных ценностей: человек не должен воровать вообще, даже тогда, когда у него есть такая возможность, потому что это позорно. Воспитание такой позиции способствовало бы радикальному искоренению этого явления. Однако иные институты, занимающиеся образованием и воспитанием человека, особенно вузы, сами заражены этим недугом. Вузы превращаются в поставщиков потенциальных коррупционеров. Одна из причин живучести коррупции в том, что она зачастую провоцируется самими студентами. К примеру, школа репетиторства стала разумным и понятным проявлением рыночных отношений в образовании: учитель чувствует ответственность не перед проверяющими или начальством, а перед учеником, а тот стремится к получению знаний, за которые заплачены деньги. Но в вузах такие отношения принимают уродливые формы. Студенты делают все, чтобы не посещать занятия, сдать экзамены по шпаргалке, обманными путями пройти тестирование, демонстрируют чудеса изобретательности для того, чтобы... не получить знания, за которые платят немалые деньги. Почему же они вместо знаний покупают отметки? А потому что эти студенты ориентированы не на получение знаний, а на получение диплома, считая, что многое, чему обучают, вообще не пригодится им в работе. При такой мотивации их действия становятся понятными. Следовательно, приближение обучения к запросам практики должно в какой-то мере способствовать снижению коррупции. Такая ориентация заложена в идеологии кредитной технологии, и качественное исполнение ее положений имело бы и антикоррупционный смысл. Но это требует коренной перестройки всей системы образования, в первую очередь достаточной кадровой обеспеченности, а во многих вузах положения этой технологии просто имитируются. К примеру, не созданы реальные условия для выбора студентами элективных курсов, выбора преподавателей и многого из того, что составляет действительно прогрессивное в структуре этой технологии, необходимое для будущей практической работы. Серьезно организованный выбор элективных дисциплин наверняка привел бы к тому, что преподаватели-взяточники были бы в списке отверженных. Потому что они, как правило, слабые педагоги и не пользуются авторитетом среди студентов. Исходя из этого, можно сказать, что жесткая работа по изоляции учащихся от них приведет к изгнанию непрофессионалов и взяточников из вузов. И тут нет необходимости доказывать факт коррупции, что очень хлопотно - меченые деньги, поимка за руку и так далее. Не созданы сегодня и условия для претворения компетентного подхода в образовании - одного из важных условий новой парадигмы обучения и воспитания. Он опять-таки требует приближения к реальным потребностям практики. Идеологизация образования, стремление обучить всему и впрок, оставшееся в наследство от советской школы, по инерции продолжает действовать и сегодня, но проявляется в ином обличии - уже в структуре кредитной технологии. Будучи совершенно новой формой организации учебного процесса, она наполняется прежним содержанием. Этот разрыв между формой и содержанием образования приводит к плачевным результатам. К примеру, по методике кредитной технологии студенты по материалам так называемых силлабусов должны в основном самостоятельно изучать новый учебный материал. Но они обучаются по прежним учебникам, написанным для студентов, которые до этого усвоили необходимые знания с помощью преподавателей на лекциях и практических занятиях. И потому методика изложения материала в традиционных учебниках была дедуктивно систематизированной, краткой, носила завершенный характер, и это было логично для традиционной методики. Но учебник, рассчитанный для самостоятельного первичного ознакомления с учебным материалом, который предполагается в условиях новой технологии, должен быть другим. А таких учебников почти нет. Мы видим сплошные противоречия между формой кредитной технологии и конкретным исполнением и дидактическим наполнением этого метода. Кредитная технология, например в США или Европе, была результатом эволюции дидактической мысли, как некая проекция социальных и ментальных отношений в сферу образования. Например, восприятие студентами друг друга как конкурентов приводит, оказывается, даже к тому, что студент вуза в США может донести на своего товарища, если тот списывает, и это не имеет негативной оценки в глазах сокурсников. Такое невозможно даже вообразить в группе наших студентов, они чувствуют себя соратниками в борьбе против общего «противника» - преподавателя, который стоит на пути к получению диплома. Суть кредитной технологии заключается также в децентрализации образовательных услуг, в демократизации, в доверии и уважении к студенту и привлечении его к управлению учебным процессом как главного потребителя. А качественное исполнение всех этих положений не оставляет места коррупционным взаимоотношениям между студентами и преподавателями. В нашей действительности демократизация процесса образования существует наряду с жесткой централизацией управления им, что, естественно, не позволяет заработать демократическим механизмам. В последнее время предпринимаются попытки предоставить больше самостоятельности преподавателям в организации педагогической деятельности (элективные дисциплины и так далее). А что они делают? Многие просто списывают старые программы и соответствующую методику. А ведь прогрессивные педагоги, вырвавшиеся из тисков централизации, должны предлагать свое видение в преподавании элективных дисциплин, но многие, оказалось, и не нуждались в этой свободе. Почему же так получается у нас? Объяснение простое: потенциально слабый профессорско-преподавательский состав. Сейчас гораздо меньше способных молодых людей идет работать в вузы. Что ни говорите, а старшее поколение преподавателей оценивало работу в вузе как нечто большее, чем просто зарабатывание денег. Если же говорить о методах контроля и оценки, то у нас все больше переходят к тестированию, это мотивируется как антикоррупционное средство. Действительно, ЕНТ оправдано как средство преодоления осознанного или неосознанного субъективизма экзаменаторов при приеме абитуриентов в вуз, но полный переход к тестированию в процессе обучения в вузе однозначно имеет негативное влияние на качество учебы. Один из профессоров Кембриджа на вопрос наших болашаковцев ответил, что тестирование они не проводят, потому что оно оскорбляет интеллект студентов. Все приведенные недочеты, которыми изобилует сегодня учебно-воспитательный процесс в вузе, не только снижают эффективность работы, но и имеют непосредственное отношение к созданию коррупционной обстановки.
Турсынбек МАЛИКОВ, доктор педагогических наук, профессор Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |