|
|
|
Послание с нафталином
Уже по традиции казахстанские эксперты и политики, как минимум, на два ближайших месяца погрузятся в активное обсуждение Послания президента. В большинстве своем они будут восторгаться актуальностью высказанных в нем идей, сыпать всевозможными эпитетами. Но насколько они реализуемы? Об этом мы решили поговорить с директором Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андреем Чеботаревым.
- Андрей Евгеньевич, как вы считаете, почему на этот раз было решено отказаться от прямой трансляции президентского послания? - У властей по этому поводу, видимо, была своя, хотя и непонятная для многих наблюдателей, логика. И это касается многих президентских посланий. Почему, например, самое первое из них, озвученное 7 октября 1996-го, не представлено среди остальных на сайте Akorda.kz? Может, это объясняется желанием отдать «пальму первенства» Стратегии «Казахстан-2030″, обнародованной год спустя? Но, с другой стороны, первое послание из истории, да и архивов никуда не делось. Вспомним также, что до 2002 года глава государства выступал со своими посланиями ежегодно осенью, затем стал делать это весной, а с 2010 года перешел на январь. Но в последнем случае все объяснимо объявлением политической повестки на вновь наступивший год. А вот озвучивание в 2012-м сразу двух посланий было неожиданным. Хотя глава государства вполне мог представить Стратегию «Казахстан-2050″ в январе 2013-го. По крайней мере, выбор в пользу 14 декабря 2012 года обоснован подготовкой ко Дню независимости. Не исключено также, что власти рассчитывали разрядить обстановку в стране в преддверие годовщины жанаозенских событий. В случае же с нынешним посланием снова возникают вопросы и версии вплоть до «конспирологических». Но лично для меня принципиальным является все же содержание данного документа, а не время и механизмы его озвучивания.
- Вам не кажется, что последние обращения к народу отдают нафталином? Многие тезисы и задачи кочуют из послания в послание, в частности, это касается планов по превращению Казахстана в индустриально развитое государство. - Если взять ту же Стратегию «Казахстан-2050″, то она фундаментальна благодаря, главным образом, ориентации на долгосрочную перспективу и оценкам глобальных вызовов. Но по большинству обозначенных в ней задач, включая явно рассчитанные на принятие уже в 2013 году, этой фундаментальности уже не ощущалось, равно как и новизны. Что касается последнего послания, то и оно действительно во многом выдержано в духе «повторения пройденного». Даже если каких-то содержащихся в нем задач не озвучивалось в предыдущих посланиях, они имели место в различных выступлениях главы государства. Например, о своем поручении провести новую волну приватизации он напомнил правительству на известном совещании 11 октября прошлого года. Теперь же это поручение приобрело конкретные очертания, выраженные в разработке соответствующей программы на 2014-2016 годы. Если взять политический блок, то здесь вообще все уложилось в тематику совершенствования государственной службы и судебной системы, а также противодействия коррупции с ключевой фразой «продолжить». Единственное, что можно назвать новым, - это идея разработки и принятия патриотического акта «Мангілік Ел», акцент на доведение Актобе и Шымкента до уровня мегаполисов и… отсутствие задач внешнеполитического характера. В то время как в нынешнем году Казахстан ожидают участие в переговорном процессе и разработке организационно-правовой базы будущего Евразийского экономического союза, а также если не вступление в ВТО, то хотя бы максимальное приближение к этому шагу. Очень странно, что ни этих, ни каких-либо других вопросов, касающихся внешней политики страны, в послании затронуто не было.
- Какие задачи, поставленные президентом, на ваш взгляд, особенно важны и реально выполнимы, а каким суждено остаться на бумаге? - По большому счету, важны практически все озвученные в послании цели и задачи. Но если вспомнить «разборы полетов», которые глава государства устраивал хотя бы в последние два года, то не исключено, что из названных мер в полной степени будут реализованы лишь единицы. В числе первых, скорее всего, будет выполнен пункт, касающийся повышения зарплаты государственным служащим корпуса «Б». Также будут разработаны программы приватизации, развития транзитного потенциала и иные документы. А вот их последующая реализация - это уже совсем другой вопрос. Кстати, к примеру, послание «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», озвученное 27 января 2012 года, носило ярко выраженный социально ориентированный характер. В последнем же Послании явно превалируют экономические задачи. Примечательно при этом, что такие меры, способствующие повышению уровня жизни отдельных категорий казахстанцев, как разработка и внедрение новой модели оплаты труда гражданских служащих и прибавка к стипендиям студентов, будут реализованы не в текущем году, а в 2015-м и 2016-м соответственно. И совсем ничего не сказано о пенсионерах в свете наделавшей много шума в прошлом году пенсионной реформы.
- А если оценивать работу по реализации предыдущего послания, то заметили ли вы какие-либо сдвиги? - Если брать политико-административный блок, то в его рамках создано Министерство регионального развития, сформирован корпус госслужащих «А» и проведены выборы акимов сельских и некоторых городских населенных пунктов. Все это позволяет говорить о повышении уровня централизации системы государственной власти и управления. По крайней мере, представляется, что назначенные или избранные чиновники будут в своей деятельности больше ориентироваться на главу государства и его установки, нежели на потенциальных «патронов» и их интересы. Хотя, с другой стороны, данные меры не гарантируют эффективности работы как самих этих чиновников, так и всего госаппарата. В любом случае пока еще рано давать объективные оценки относительно хода реализации Стратегии «Казахстан-2050″. Возможно, после совещания с правительством в октябре президент сам осознал отсутствие соответствующих результатов. И, видимо, неслучайно в последнем Послании он не коснулся вопросов выполнения его поручений в рамках создания «Общества всеобщего труда», проведения пенсионной реформы, долгожданного начала запуска добычи нефти на месторождении Кашаган, участия Казахстана в Таможенном союзе и ЕЭП и т.д.
- Среди «свежих» инициатив вы отметили принятие патриотического акта «Мангілік Ел» - его глава государства обозначил как национальную идею на ближайшие десятилетия. Как вы считаете, способна ли она прижиться? - Это поручение дает основания говорить о том, что принятая в 2010 году в довольно неоднозначных условиях Доктрина национального единства Казахстана не оправдала себя с практической точки зрения. Поэтому понадобилось заменить ее чем-то новым, более масштабным и креативным. Кстати, казахстанские власти давно практикуют такую тактику «предания забвению» всевозможных концептуальных документов. Редко кто сейчас вспомнит, к примеру, концепции формирования нового социоэкономического поведения граждан, государственной идентичности, перехода к устойчивому развитию и т.д. Вместе с тем далеко не все здесь упирается в действующую власть. Очень многое зависит от самого общества и каждого казахстанца в отдельности. В большинстве своих посланий и выступлений президент дает ясные сигналы своим согражданам, что он рассчитывает на их непосредственное и активное участие в процессе реализации озвученных им целей и установок. В случае с «Мангілік Ел» глава государства говорит о простых и одновременно важных для всех вещах, включая согласие в обществе, высокую духовность, общность истории и т.д. И когда эти и другие ценности и ориентиры не приживаются, не реализуются в полной мере, не приводят к моментальному воплощению представленного образа, то в обществе, как правило, начинают винить во всем власть. Забывая, что она есть плоть от плоти самого общества со всей его неоднородностью. Ответственность с властей, конечно, никто не снимает. Но это ответственность за их непосредственную работу. Тогда как за свою жизнедеятельность, мысли, поступки каждый из нас несет ответственность сам. В общем, перспективы идеи «Мангілік Ел» будут зависеть только от отношения в обществе. Хотя совсем необязательно ждать, когда в «Ак Орде» разработают и представят всеобщему вниманию очередной документ. Кстати, вспоминается, что в мае 2009 года на XII съезде партии «Нур Отан» президент поручил ей возглавить работу по формированию «правильной системы ценностей в обществе». С того времени сменились большая группа руководящих функционеров и даже название партии, а результатов данной работы что-то не видно. Это опять к тому, что никто за нас ничего подобного не придумает. Только каждый человек может сам решить, какие идеи и ценности ему нужны и как их применять в повседневной жизни. А если кому-то что-либо не нравится, значит, не те ценности он для себя выбрал или не так их использует. Но это уже отдельная большая тема.
Беседовала Сауле Исабаева
Комментарий экономиста
Жаннур Ашигали, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ): «Экономический рост в шесть-семь процентов и трехпроцентная инфляция не стыкуются между собой» - Безусловно, все поставленные в послании задачи важны, так как затрагивают реальную жизнь миллионов наших сограждан. А вот на том, насколько те или иные цели достижимы, стоит остановиться поподробнее. Во-первых, для развивающейся экономики, тем более для сырьевой, инфляция на уровне трех-четырех процентов не является нормальной. В определенной степени инфляция для такой экономики - это отражение экономического роста, и одномоментно ставить целью экономический рост в шесть-семь процентов и трехпроцентную инфляцию, на мой взгляд, не совсем верно - они несколько не стыкуются между собой. Более того, учитывая немонетарную составляющую инфляции в нашей стране, мы должны признать достижение уровня в три процента крайне проблематичным. А при сокращении ликвидности со стороны регулятора существует риск резкого роста ставок на денежном рынке, что ухудшит ситуацию в отношении финансовой стабильности банковской системы. Во-вторых, смущает постановка целей относительно процесса урбанизации в процентном соотношении, так как он во многом является стихийным и тяжело поддается контролю и проектированию. А хаотично происходящая в нашей стране урбанизация крайне пагубно воздействует на огромное количество других аспектов жизни общества, от демографии и правопорядка до проблем в жилищно-коммунальной сфере и налогообложении. В-третьих, были обозначены задачи проведения высокоскоростных сообщений и качественных дорог по всей стране, что означает массивное инвестирование со стороны квазигосударственных организаций. Последнее, при условии выполнения в заявленной форме, неминуемо будет иметь одним из итогов возросший уровень ликвидности на рынке, а это противоречит ранее упомянутой цели, касающейся достижения трех-четырехпроцентной годовой инфляции. В-четвертых, не совсем ясно, за счет чего планируется рост объема инвестиций с текущих 18 процентов до 30 процентов от ВВП. Помимо того, что заявленный рост ВВП в шесть-семь процентов будет осложнять достижение цели, привязанной соотношением к этому показателю, сегодня ни внешняя инвестиционная среда, ни внутренние ресурсы экономики не могут обеспечить столь значительный рост инвестиций. В целом, многие обозначенные задачи были заявлены без конкретных дат или хотя бы приблизительных периодов планируемого осуществления, что, безусловно, осложняет их восприятие. В-пятых, доведение несырьевой компоненты экспорта до 70 проценов означает чрезвычайно динамичное развитие обрабатывающих отраслей, что возможно лишь при перестройке всей экономической системы страны и общества в целом. Фактически эта цифра говорит о том, что Казахстан должен в ближайшие десятилетия стать совершенно другой страной, с другим менталитетом, другими ценностями, другим отношением к работе, профессии, образованию (то есть практически ко всему), и с экономикой, способной конкурировать на региональном рынке как с китайской, так и с российской. Тем не менее, в отличие от многих предыдущих схожих документов, нынешнее послание обозначило несколько важных новых направлений развития: был отдан конкретный приоритет научной базе как основе дальнейшего прорыва в экономике, даны четкие инструкции по привлечению транснациональных компаний к проектам по местному производству/сборке вспомогательных продукций для соответствующих отраслей, а также было озвучено новое измерение развитости для Казахстана на предстоящий период - критерии ОЭСР.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
от 7 000 тг в месяц
|