|
|
|
28.01.2014 Ворота конкурентоспособности В Послании народу страны Президент отметил необходимость повышения эффективности национальной инновационной системы и её базовых институтов. Сегодня активно развиваются два инновационных кластера - в Астане (на базе «Назарбаев Университета») и в Алматы (Парк инновационных технологий). Теперь необходимо активизировать деятельность специальных экономических зон, в особенности СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота». Без этого не будет работать логистика, на которую выделяются огромные средства. Сегодня в стране сформирована полная линейка инструментов государственной поддержки инноваторов. Создан международный центр трансферта технологий совместно с французскими специалистами, ведется работа с южнокорейским инновационным фондом. Ожидается, что Казахстан выйдет на такие же соглашения совместно с Норвегией и США. В недавнем Послании «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства обратил внимание на то, что в сегодняшних реалиях «важно повышать эффективность национальной инновационной системы и её базовых институтов». По мнению Нурсултана Назарбаева, их активность следует направить на поддержку стартапов и начальных стадий венчурных сделок. «Надо активизировать работу технологических парков, особенно в крупных городских агломерациях, прежде всего, в Астане и Алматы. Первый интеллектуально-инновационный кластер уже успешно работает в Астане на базе Назарбаев Университета. В Алматы это Парк информационных технологий «Алатау». Важно продумать меры стимулирования процесса размещения в технопарках дополнительных производств крупных казахстанских компаний. Не надо упускать работу этих технологических центров, постоянно поддерживая и помогая, развивая их. Может быть, на этой фазе возникнут другие центры», - поручил Президент. В этом направлении работа проводится. Уже 22 января законопроект «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий» был представлен в Мажилисе для рассмотрения в первом чтении. ПИТ «Алатау», созданный Указом Главы государства, получил существенный импульс в рамках ПФИИР.
ПИТ: правовые корректировки
Завершился первый этап развития парка, в рамках которого на его территории стали работать 152 участника, из которых 68 процентов осуществляют свою деятельность в области IT индустрии, 14 - в области производства высокотехнологичной продукции и телекоммуникационных устройств; 10 процентов занимаются исследовательской и образовательной деятельностью, и 8 процентов осуществляют другие виды деятельности. В парке привлечено инвестиций на сумму более 46,5 миллиарда тенге, создано около 1 100 высококвалифицированных рабочих мест. С 2010 года все эти компании дали в казну в виде налогов более 3,4 миллиарда тенге. В настоящее время ведется строительство второго этапа парка. На его территорию заходят крупные высокотехнологичные компании, высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты. Для реализации данного этапа развития ПИТ требуются законодательные изменения. В соответствии с поручением Главы государства от 29 ноября 2012 года правительством были разработаны законопроекты «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий» и сопутствующий к нему законопроект, которые определяют особый статус специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий». Эти документы составлялись на основе передового международного опыта в области развития инновационных кластеров и опыта ряда успешных специальных экономических зон. Среди них - Кремниевая Долина (Silicon Valley) и Исследовательский треугольник («Research Triangle N. Carolina», США), «Парк высоких технологий» (Беларусь), «Сколково» (Россия), «София-Антиполис» (Франция), Даедок иннополис («Daedeok Innopolis», Южная Корея). Кроме того, изучены Законы «О Назарбаев Университете», Федеральный закон России «Об инновационном центре «Сколково», Закон «О парке высоких технологий в Беларуси», Закон по поддержке Специальной исследовательской зоны развития Daedeok (Южная Корея). Анализ международного опыта показал ряд ошибок, совершенных в развитии инновационных кластеров. Так, Daedeok с момента создания в 1970 году вплоть до 1992 года существовал как научный городок. Проблема была в том, что отсутствовала связь с производством. Для решения этой проблемы начиная с 90-х годов корейское правительство начало активно привлекать промышленность на территорию Daedeok. Тем не менее, это не дало ожидаемый эффект, и с 2005 года были созданы механизмы коммерциализации и финансирования проектов участников (резидентов) Daedeok, в итоге число новых компаний увеличилось с 64 в 2005 году до более чем 1000 в 2012 году. Опыт «Research Triangle N. Carolina» основывается на создании инновационной экосистемы, в которой отсутствуют формальные требования к отбору проектов, а действует рыночные механизмы, регулирующие процесс отбора лучших проектов. София-Антиполис (Франция) отличалось тем, что основой было создание базовой инфраструктуры для резидентов. Изучая мировой опыт, казахстанские эксперты пришли к выводу, что практически все успешные инновационные кластеры имеют общие характеристики. Так, для участников государством предоставляются всяческие виды преференций; они, как правило, располагаются в районах с наибольшим потенциалом внедрения и потребления продукции инновационного кластера. И их развитие обычно сопровождается законодательным определением особого статуса, инструментов и механизмов развития кластера. Поэтому в ПИТ планируется создать совершенно новую систему управления, закрепленную отдельным законом. При этом «Парк инновационных технологий» должен быть обеспечен возможностями финансирования участников инновационного кластера и обеспечить связь инноваторов и их потенциальных потребителей. Для достижения упомянутых целей законопроектом, который сегодня находится в стенах Мажилиса, введены новые понятия и структура управления ПИТ. В соответствии с новыми законодательными инициативами за участниками СЭЗ «ПИТ» сохраняются налоговые и таможенные преференции согласно действующему законодательству РК о специальных экономических зонах. Предусматривается новая организационно-правовая форма управления инновационным кластером. Исполнительным органом инновационного кластера будет являться автономный кластерный фонд. Под ним подразумевается некоммерческая организация, являющаяся органом управления парка. Она имеет автономию при ведении деятельности (по аналогии с Назарбаев Университет), финансовый инструмент для поддержки участников (их проектов), и имеет право привлечения иностранных работников без получения разрешений. Кроме того, на законодательном уровне вводится понятие инновационный кластер. Это объединение научных организаций, организаций образования, акционерных инвестиционных фондов и других физических и юридических лиц, призванных стимулировать индустриально-инновационную деятельность. Предусмотрена новая структура управления инновационным кластером. Попечительский совет будет возглавлять Глава государства. В его основные задачи будут входить: определение стратегических задач развития автономного кластерного фонда; консолидация представителей бизнеса, предпринимательских ассоциаций и союзов; утверждение перечня участников инновационного кластера; определение проектов участников, финансирование которых осуществляется за счет средств фонда. Задачами управляющего комитета под председательством Премьер-министра РК будут: регулирование межведомственного взаимодействия, принятие решений по эффективному развитию фонда и утверждение бюджетно-финансовой политики фонда. Также в соответствии с поручением Главы государства в законопроекте предусмотрено создание Целевого фонда, формируемого в том числе за счет 1 процента от совокупного годового дохода компаний - недропользователей. В том числе, за счет добровольных имущественных взносов и пожертвований; поступлений (доходов) от реализации товаров, работ, услуг; дивидендов (доходов, вознаграждения (интереса), получаемых по акциям, облигациям и вкладам (депозитам). Как считают разработчики законопроекта, его принятие обеспечит формирование инновационной среды в парке с собственной «экосистемой». В итоге данный документ должен стать действенным механизмом по достижению основной цели по созданию инновационно-технологического хаба на территории «Парка инновационных технологий».
Новый инновационный тренд
Стремясь войти в число 30 наиболее развитых стран мира, в Казахстане по поручению Главы государства необходимо увеличить производительность труда не менее, чем в 5 раз - с нынешних 24,5 тысячи до 126 тысяч долларов. В экономике планируется достигнуть ежегодного роста ВВП не ниже 4 процентов. Для достижения вышеуказанных целей надо обеспечить увеличение объёма инвестиций с нынешних 18 до 30 процентов от всего объёма ВВП. «Внедрение наукоёмкой модели экономики преследует цель увеличить до 70 процентов долю несырьевой продукции в казахстанском экспортном потенциале. Создание новых высокотехнологических отраслей экономики потребует роста финансирования науки до уровня не ниже 3 процентов от ВВП. Важно в 2 раза снизить энергоёмкость валового внутреннего продукта», - поставил цели перед правительством Нурсултан Назарбаев. Создание наукоёмкой экономики - это, прежде всего, повышение потенциала казахстанской науки. До первого сентября текущего года Кабмину предстоит внести на рассмотрение в парламент пакет законодательных предложений по венчурному финансированию, защите интеллектуальной собственности, поддержке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок. «Необходим конкретный план поэтапного увеличения финансирования науки за конкретные разработки и открытия, работающие на страну, и доведения его до показателей развитых стран. Привлечение зарубежных инвестиций надо всецело использовать для трансферта в нашу страну знаний и новых технологий», - поручил Президент. По его мнению, совместно с иностранными компаниями необходимо создавать проектные и инжиниринговые центры. «Мы должны побудить транснациональные компании, которые сегодня работают в Казахстане на крупнейших месторождениях нефти, газа, металлургических, горно-металлургических объектов, чтобы они создавали производства по обслуживанию компаний. Для этого правительство должно помочь и средствами, и возможностями. И я знаю, что многие крупные компании готовы это делать. Надо сесть за стол переговоров немедленно и начинать работать. Не надо завозить оборудование для нефти и газодобычи из океана, когда можно эти же предприятия перевести здесь, сельскохозяйственную технику надо собирать здесь, у нас, металлургическое оборудование, которое мы завозим, тоже надо создавать здесь. Это обязанность компаний, которых мы допустили работать на наших недрах, которые зарабатывают, вкладывают большие деньги», - подчеркнул, комментируя Послание, Глава государства. По мнению Нурсултана Назарбаева, уже половину поставленных перед страной задач по индустриализации можно решить, если производить продукцию высоких переделов. На первом этапе необходимо освоить выпуск комплектующих для нефтегазового и горно-металлургического комплекса. «В традиционных отраслях будет осуществлен переход на выпуск продукции высоких переделов, получат развитие инжиниринговые услуги, как база для наукоёмкой экономики», - отметил Президент. «Например, мы попросили, и группа ENRC создала завод по производству металлического алюминия. Раньше продавали просто глинозем из бокситов, 2 миллиона тонн, теперь из боксита мы производим алюминий. Дальше из металлического алюминия можно производить любую продукцию. Точно так же из нефти можно целую цепочку продукции производить, и из меди можно делать всякие изделия. Как бы трудно ни было, нам надо иметь такую программу. Как это мы позволяем просто так выпускать сырье, без его обработки? Она позволяет получать дополнительную продукцию, это создает рабочие места, это качество, это добавочная стоимость», - привел пример Нурсултан Назарбаев.
Логика логистики
В этой связи обращает на себя внимание развитие логистики, без которой об экспортоориентированном производстве не может быть и речи. В 2011 году на приграничной зоне Хоргос была создана торгово-экономическая зона между Китаем и Казахстаном - СЭЗ «Хоргос - Восточные Ворота». Она должна стать логистическим каркасом, соединяющим Китай и Западную Европу. Данная СЭЗ станет своеобразным попутным портом, который позволит Казахстану максимально раскрыть свой транзитный потенциал. Специальная экономическая зона создана под эгидой АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы». «Необходимо активизировать работу деятельности специальных экономических зон. В частности, СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота». Я думаю, что мы в январе-феврале внимательно рассмотрим все проблемы, связанные с приграничной свободной экономической зоной «Хоргос». Нам необходимо совместно с уполномоченными органами исключить факты простоя вагонов на приграничных пунктах пропуска. Мы прекрасно знаем, что это отрицательно влияет на сроки перевозок и сказывается на издержках грузоотправителей», - отметил в ходе недавней коллегии к КТЖ Премьер-министр страны Серик Ахметов. К сожалению, пока деятельность большинства СЭЗ оставляет желать лучшего. Указывая на проблемы слабого отбора проектов на местах, малую долю прямых инвестиций, недофинансирование инфраструктуры, в прошлом году на расширенном заседании правительства Президент поручил Кабмину ликвидировать неработающие СЭЗ. Еще ранее, в середине ноября 2012 года, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета заявлял о неэффективной реализации государственными органами программы по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта на 2010-2014 годы. По мнению представителей Счетного комитета, именно отсутствие четких механизмов реализации программы по развитию СЭЗ, формальное осуществление мониторинга Министерством индустрии и новых технологий, низкая исполнительская дисциплина привели к ее недостаточно эффективной реализации. По мнению председателя совета директоров АО «Национальное агентство по технологическому развитию» Кенжегали Сагадиева, с каждым годом количество инноваторов, претендующих на государственные гранты, увеличивается. За последние 10 лет доля инновационно активных предприятий страны возросла в 3,6 раза. В 4,4 раза увеличены внутренние инвестиции на исследование и разработку, в 17 раз - текущие затраты на технологические инновации. Объем инновационной продукции Казахстана за это время вырос в 6 раз и сейчас составляет около 400 миллиардов тенге. Тем не менее, по его мнению, инновационная среда Казахстана далека от желаемой. Для преодоления имеющихся проблем необходимо создание системы защиты интеллектуальной собственности, налоговые поощрения, корпоративное регулирование. «Если мы хотим дальше развивать инновации, то мы должны постоянно улучшать среду, которая формирует инновационную политику», - считает глава НАТР. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что инновационные проекты являются рисковыми. Поэтому, по мнению Кенжегали Сагадиева, законодательную норму, согласно которой по каждому проекту необходимо добиваться положительного результата, необходимо исключить. «Инновации - это в определенной степени риск. И какая-то степень риска должна быть заложена, и законодательно это дело должно быть отрегулировано. Чтобы за нами не ходили органы, которые контролируют использование средств из госбюджета. Отлаженная система сейчас есть, направления деятельности разработаны, соответствующие программы реализуются, и, я думаю, это даст возможность дальше плодотворно работать», - резюмировал он.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |