|
|
|
30.01.2014 Регион «прокачают»
В своем Послании народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент страны обозначил приоритетные направления предстоящей работы. О том, какие изменения в свете поставленных задач ждут Мангыстау, в эксклюзивном интервью «Казахстанской правде» рассказывает аким области Алик Айдарбаев. - Алик Серикович, в своем недавнем Послании Глава государства подчеркнул необходимость усиления тренда инновационной индустриализации и важность повышения эффективности традиционных добывающих секторов, в частности нефтегазового сектора. Ни для кого не секрет, что «нефтянка» - это прерогатива Мангыстау. Что конкретно планируется в этой сфере? - Когда-то нам говорили, что нефтегазовый сектор не относится к индустриализации. Это было странно. Я думаю, сейчас все встало на место. Самые новейшие технологии, которые существуют в мире, применяются в нефтегазовой промышленности. Инновации, научные разработки - все сконцентрировано сегодня здесь. Когда я впервые ознакомился с Картой индустриализации Мангыстауской области, для меня было удивительно, что в ней не представлены крупные проекты, которые реализуются и будут реализовываться в этой сфере, а были какие-то вспомогательные предприятия, небольшие производства. На это сегодня Президент обращает особое внимание. Наш регион и по запасам, и по развитию инфраструктуры, и по наличию кадрового потенциала имеет все предпосылки для бурного развития нефтегазового сектора. На основе этого мы будем привлекать иностранные инвестиции и осуществлять трансферт технологий, осваивать месторождения на шельфе, увеличим геологоразведку и на суше, и на море. Недавно Главе государства был представлен атлас перспектив развития нефти и газа. Этому предшествовала большая работа геологов, научно-исследовательских институтов. На этой карте обозначены перспективные районы и структуры, на которых надо сосредоточиться и продолжать геологоразведку. В нынешнем году уже планируется начать проведение геологоразведочных работ на перспективном по добыче газа участке Кансу вблизи города Жанаозена, с прогнозным объемом газа до 20 миллиардов кубометров.
- На днях прошло первое заседание региональной палаты предпринимателей, где один из бизнесменов предложил создать в области Центр поддержки инвестиционных проектов. Чем еще область может заинтересовать потенциальных инвесторов кроме как нефтегазовой сферой? - В целом инвестиционный климат в республике хороший, это отмечают и зарубежные инвесторы. Другое дело - нужны проекты. Чем заниматься и во что вкладываться? В текущем году собираемся реализовать в области интересную инициативу - создать группу экспертов, консультантов и обучить госслужащих составлять бизнес-планы, бизнес-проекты. С сентября 2013 года мы уже начали обучение 34 госслужащих по программе «магистр государственного управления», где обучаем наших коллег проектному менеджменту, кризис-менеджменту, современным коммуникациям, управлению персоналом. Наша цель - стать компетентными и конкурентоспособными профессионалами. У нас должны быть готовые проекты, требующие инвестиций. И мы должны с инвесторами разговаривать не на пальцах, а предлагая конкретные идеи. В планах - выезжать за рубеж в центры, где сосредоточены инвестиции. Нужно ехать туда с предложениями и привозить конкретные контракты. Что касается инициатив предпринимателей по созданию специальных центров, то мы готовы их рассматривать.
- Мы богаты не только нефтью, но и морем. Актауский порт - это единственные морские ворота страны и крупный транспортно-логистический узел. Каковы перспективы развития в этом направлении? - Хоть Каспий и не является морем, считаясь большим озером, но через него мы соединены со многими государствами. Такой точки, где сосредоточено столько госграниц, нет в Казахстане. Порт Актау имеет огромный транзитно-логистический потенциал. Уже сейчас он занимает первое место в Каспийском бассейне в обеспечении грузовых перевозок, опережая порты Астрахань, Баку и Туркменбаши. Для увеличения грузопотоков нужно, чтобы к порту шли и железнодорожный путь и автодорога. Сейчас они строятся. Железная дорога была и раньше, но только она шла таким обходным путем, что перевозка грузов была нерентабельной. Сейчас железнодорожная линия Жезказган - Бейнеу напрямую соединит нас с центром Казахстана, чего никогда не было. Также значительно сократится время движения поезда до Алматы. Грузы с западного Китая пойдут через Актау, с юга республики к нам пойдут овощи и фрукты. Сегодня Президентом поставлена задача не только развивать порты у нас в стране, но и за рубежом. В Китае есть такой порт, я не удивлюсь, если мы завтра в Иране, на выходе в Персидский залив будем строить. Для чего это делается? Для того чтобы стимулировать движение грузов. Например, как только порт отдали единому оператору КТЖ, сразу же было подписано соглашение о перевалке четырех миллионов нефти ТенгизШевройл через Актау. Была поставлена задача - загрузить порт, и тут же был снижен тариф до него по железной дороге. В свою очередь в портах прикаспийских государств также снизили тарифы. В Азербайджане строят свои терминалы, и им тоже важно загрузить их.
- Морпорт Актау все же больше ориентирован на экспорт, у других портов, я имею в виду, Баутино и Курык, своя задача. Расскажите, пожалуйста, что их ждет? - В то время как Актауский морской порт расширяется в северном направлении, за счет чего будут увеличены его мощности, порты Курык и Баутино ждут своего часа. На сегодня уже приняты конкретные меры по развитию береговой инфраструктуры: созданы базы поддержки морских нефтяных операций крупных нефтяных компаний в Баутино. Некоторые работы на Кашагане приостановлены. Но как только начнется добыча, сразу получим отдачу, начнут возвращаться вложенные инвестиции. Я вас уверяю, участники этого проекта еще будут поднимать вопрос о расширении этого месторождения. Это только начальный этап, и порты будут загружены. Один актауский порт не потянет всех. В порту Баутино мы будем увеличивать казахстанское содержание, чтобы основные работы происходили здесь, на этой территории. И в этом случае порты нужно будет расширять. Большие надежды возлагаем на морской порт Курык. Вся инженерная и социальная инфраструктура: электро-, водо- и газоснабжение, автодорога, школы, детские сады, жилые дома и поликлиника поселка Курык уже построены. На территории самого порта будут строить и ремонтировать казахстанские суда по проекту «КазМунайГаза».
- Наряду с другими задачами важным видится и развитие сельского хозяйства. Наш регион ввиду своих климатических особенностей не считался аграрным. Но и у нас есть, конечно, не столь многочисленные, как к примеру на юге Казахстана, фермерские, крестьянские хозяйства, которые занимаются и животноводством и растениеводством. Какую поддержку получат они? - Я считаю, что мы должны развивать отгонное животноводство, которое будет подспорьем для нашего населения. В тех населенных пунктах, где сегодня люди занимаются животноводством, мы должны им помогать. Уже принят ряд конкретных мер. К примеру, организована поставка мяса нашим нефтяным компаниям. Раньше этого не было. Мы поручили СПК «Каспий» проработать этот вопрос, и уже подписан контракт с нефтяными компаниями. Будем закупать по рыночной цене мясо у наших сельчан и поставлять его на стол нефтяникам. Это будет стимулом для развития животноводства. Понятно, что работу в этом направлении затрудняет недостаток пастбищ, кормов, воды. Наше дело - поддержать то, что есть. Наш регион в отличие от других хоть и беден кормами, но у нас благоприятные климатические условия. У нас теплые зимы и длинное лето. И есть примеры стран, где тоже пустынная местность, но они, однако, смогли на научной основе развить производство овощей и фруктов. И нам нужно этим заниматься всерьез, чтобы была урожайность, чтобы это занятие было рентабельным. Причина низкой урожайности в том, что нет научного сопровождения. Вот на этом мы и должны акцентировать внимание.
- Алик Серикович, наряду с развитием сельских территорий хотелось бы поговорить об агломерациях, о которых в Послании упомянул Президент. Пока они будут созданы в четырех городах - в Алматы, Астане, Шымкенте и Актобе. Какой вы видите актаускую агломерацию? - Город Актау, Мунайлинский район и ближайшие населенные пункты станут единым комплексом. Часть инфраструктуры этих районов будет общая. Надо заблаговременно проектировать, обустраивать инженерные сети, дороги, объекты социально-культурного назначения. Если будут хорошие больницы в Актау, то чтобы обслуживать приграничные поселки, необязательно в каждом селе строить крупные медицинские учреждения. В будущем городское население будет увеличиваться - это мировой тренд. И для нас важно, чтобы этот процесс не был стихийным. Поэтому, когда говорят о том, что генплан Актау надо увязать с генпланом прилегающих территорий, это и есть агломерация. Здесь будет сконцентрирована основная часть населения, сюда придут инвестиции. Сейчас в масштабах республики будет нарабатываться соответствующий опыт на других городах. Но Актау тоже попадает в список центров урбанизации на втором этапе реализации инициативы.
- Президент в Послании поставил задачу обеспечить к 2020 году 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием. Каким образом эта задача будет осуществлена в регионе? - Сейчас мы уже достигли уровня охвата в 81%. За оставшиеся 6 лет ста процентов достигнем однозначно, в том числе и за счет строительства новых детских садов, возврата старых. Сейчас перед нами ставится задача - строить детские сады не только за счет государства, но и в рамках государственно-частного партнерства. По этой части у нас лидирует Мунайлинский район, где бизнесмены активно включались в этот процесс. Я дал поручение акимам районов акцентировать внимание на этом вопросе. Что касается школ, то и здесь задача, поставленная перед нами Главой государства, решается. В регионе две аварийные школы и три с трехсменным обучением. И это несмотря на то, что для решения вопроса трехсменных школ в прошлом году завершено строительство 7 учебных заведений. По нашим планам вопрос будет решен в ближайшие два-три года. С другой стороны, у нас высокая рождаемость, и мы должны делать на это поправку, корректировать наши планы. В прошлом году в Мунайлинском районе были сданы несколько школ. И в одну из них пришло такое количество первоклашек, что букв для нумерации классов хватило почти до середины алфавита. Раньше школьники со всего района ездили в школы Актау. Сейчас таких детей гораздо меньше. Мы будем и дальше строить школы в сельских населенных пунктах, снимая нагрузку и устраняя дефицит ученических мест. Регион «прокачают» В своем Послании народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент страны обозначил приоритетные направления предстоящей работы. О том, какие изменения в свете поставленных задач ждут Мангыстау, в эксклюзивном интервью «Казахстанской правде» рассказывает аким области Алик Айдарбаев.
- Алик Серикович, в своем недавнем Послании Глава государства подчеркнул необходимость усиления тренда инновационной индустриализации и важность повышения эффективности традиционных добывающих секторов, в частности нефтегазового сектора. Ни для кого не секрет, что «нефтянка» - это прерогатива Мангыстау. Что конкретно планируется в этой сфере? - Когда-то нам говорили, что нефтегазовый сектор не относится к индустриализации. Это было странно. Я думаю, сейчас все встало на место. Самые новейшие технологии, которые существуют в мире, применяются в нефтегазовой промышленности. Инновации, научные разработки - все сконцентрировано сегодня здесь. Когда я впервые ознакомился с Картой индустриализации Мангыстауской области, для меня было удивительно, что в ней не представлены крупные проекты, которые реализуются и будут реализовываться в этой сфере, а были какие-то вспомогательные предприятия, небольшие производства. На это сегодня Президент обращает особое внимание. Наш регион и по запасам, и по развитию инфраструктуры, и по наличию кадрового потенциала имеет все предпосылки для бурного развития нефтегазового сектора. На основе этого мы будем привлекать иностранные инвестиции и осуществлять трансферт технологий, осваивать месторождения на шельфе, увеличим геологоразведку и на суше, и на море. Недавно Главе государства был представлен атлас перспектив развития нефти и газа. Этому предшествовала большая работа геологов, научно-исследовательских институтов. На этой карте обозначены перспективные районы и структуры, на которых надо сосредоточиться и продолжать геологоразведку. В нынешнем году уже планируется начать проведение геологоразведочных работ на перспективном по добыче газа участке Кансу вблизи города Жанаозена, с прогнозным объемом газа до 20 миллиардов кубометров.
- На днях прошло первое заседание региональной палаты предпринимателей, где один из бизнесменов предложил создать в области Центр поддержки инвестиционных проектов. Чем еще область может заинтересовать потенциальных инвесторов кроме как нефтегазовой сферой? - В целом инвестиционный климат в республике хороший, это отмечают и зарубежные инвесторы. Другое дело - нужны проекты. Чем заниматься и во что вкладываться? В текущем году собираемся реализовать в области интересную инициативу - создать группу экспертов, консультантов и обучить госслужащих составлять бизнес-планы, бизнес-проекты. С сентября 2013 года мы уже начали обучение 34 госслужащих по программе «магистр государственного управления», где обучаем наших коллег проектному менеджменту, кризис-менеджменту, современным коммуникациям, управлению персоналом. Наша цель - стать компетентными и конкурентоспособными профессионалами. У нас должны быть готовые проекты, требующие инвестиций. И мы должны с инвесторами разговаривать не на пальцах, а предлагая конкретные идеи. В планах - выезжать за рубеж в центры, где сосредоточены инвестиции. Нужно ехать туда с предложениями и привозить конкретные контракты. Что касается инициатив предпринимателей по созданию специальных центров, то мы готовы их рассматривать.
- Мы богаты не только нефтью, но и морем. Актауский порт - это единственные морские ворота страны и крупный транспортно-логистический узел. Каковы перспективы развития в этом направлении? - Хоть Каспий и не является морем, считаясь большим озером, но через него мы соединены со многими государствами. Такой точки, где сосредоточено столько госграниц, нет в Казахстане. Порт Актау имеет огромный транзитно-логистический потенциал. Уже сейчас он занимает первое место в Каспийском бассейне в обеспечении грузовых перевозок, опережая порты Астрахань, Баку и Туркменбаши. Для увеличения грузопотоков нужно, чтобы к порту шли и железнодорожный путь и автодорога. Сейчас они строятся. Железная дорога была и раньше, но только она шла таким обходным путем, что перевозка грузов была нерентабельной. Сейчас железнодорожная линия Жезказган - Бейнеу напрямую соединит нас с центром Казахстана, чего никогда не было. Также значительно сократится время движения поезда до Алматы. Грузы с западного Китая пойдут через Актау, с юга республики к нам пойдут овощи и фрукты. Сегодня Президентом поставлена задача не только развивать порты у нас в стране, но и за рубежом. В Китае есть такой порт, я не удивлюсь, если мы завтра в Иране, на выходе в Персидский залив будем строить. Для чего это делается? Для того чтобы стимулировать движение грузов. Например, как только порт отдали единому оператору КТЖ, сразу же было подписано соглашение о перевалке четырех миллионов нефти ТенгизШевройл через Актау. Была поставлена задача - загрузить порт, и тут же был снижен тариф до него по железной дороге. В свою очередь в портах прикаспийских государств также снизили тарифы. В Азербайджане строят свои терминалы, и им тоже важно загрузить их.
- Морпорт Актау все же больше ориентирован на экспорт, у других портов, я имею в виду, Баутино и Курык, своя задача. Расскажите, пожалуйста, что их ждет? - В то время как Актауский морской порт расширяется в северном направлении, за счет чего будут увеличены его мощности, порты Курык и Баутино ждут своего часа. На сегодня уже приняты конкретные меры по развитию береговой инфраструктуры: созданы базы поддержки морских нефтяных операций крупных нефтяных компаний в Баутино. Некоторые работы на Кашагане приостановлены. Но как только начнется добыча, сразу получим отдачу, начнут возвращаться вложенные инвестиции. Я вас уверяю, участники этого проекта еще будут поднимать вопрос о расширении этого месторождения. Это только начальный этап, и порты будут загружены. Один актауский порт не потянет всех. В порту Баутино мы будем увеличивать казахстанское содержание, чтобы основные работы происходили здесь, на этой территории. И в этом случае порты нужно будет расширять. Большие надежды возлагаем на морской порт Курык. Вся инженерная и социальная инфраструктура: электро-, водо- и газоснабжение, автодорога, школы, детские сады, жилые дома и поликлиника поселка Курык уже построены. На территории самого порта будут строить и ремонтировать казахстанские суда по проекту «КазМунайГаза».
- Наряду с другими задачами важным видится и развитие сельского хозяйства. Наш регион ввиду своих климатических особенностей не считался аграрным. Но и у нас есть, конечно, не столь многочисленные, как к примеру на юге Казахстана, фермерские, крестьянские хозяйства, которые занимаются и животноводством и растениеводством. Какую поддержку получат они? - Я считаю, что мы должны развивать отгонное животноводство, которое будет подспорьем для нашего населения. В тех населенных пунктах, где сегодня люди занимаются животноводством, мы должны им помогать. Уже принят ряд конкретных мер. К примеру, организована поставка мяса нашим нефтяным компаниям. Раньше этого не было. Мы поручили СПК «Каспий» проработать этот вопрос, и уже подписан контракт с нефтяными компаниями. Будем закупать по рыночной цене мясо у наших сельчан и поставлять его на стол нефтяникам. Это будет стимулом для развития животноводства. Понятно, что работу в этом направлении затрудняет недостаток пастбищ, кормов, воды. Наше дело - поддержать то, что есть. Наш регион в отличие от других хоть и беден кормами, но у нас благоприятные климатические условия. У нас теплые зимы и длинное лето. И есть примеры стран, где тоже пустынная местность, но они, однако, смогли на научной основе развить производство овощей и фруктов. И нам нужно этим заниматься всерьез, чтобы была урожайность, чтобы это занятие было рентабельным. Причина низкой урожайности в том, что нет научного сопровождения. Вот на этом мы и должны акцентировать внимание.
- Алик Серикович, наряду с развитием сельских территорий хотелось бы поговорить об агломерациях, о которых в Послании упомянул Президент. Пока они будут созданы в четырех городах - в Алматы, Астане, Шымкенте и Актобе. Какой вы видите актаускую агломерацию? - Город Актау, Мунайлинский район и ближайшие населенные пункты станут единым комплексом. Часть инфраструктуры этих районов будет общая. Надо заблаговременно проектировать, обустраивать инженерные сети, дороги, объекты социально-культурного назначения. Если будут хорошие больницы в Актау, то чтобы обслуживать приграничные поселки, необязательно в каждом селе строить крупные медицинские учреждения. В будущем городское население будет увеличиваться - это мировой тренд. И для нас важно, чтобы этот процесс не был стихийным. Поэтому, когда говорят о том, что генплан Актау надо увязать с генпланом прилегающих территорий, это и есть агломерация. Здесь будет сконцентрирована основная часть населения, сюда придут инвестиции. Сейчас в масштабах республики будет нарабатываться соответствующий опыт на других городах. Но Актау тоже попадает в список центров урбанизации на втором этапе реализации инициативы.
- Президент в Послании поставил задачу обеспечить к 2020 году 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием. Каким образом эта задача будет осуществлена в регионе? - Сейчас мы уже достигли уровня охвата в 81%. За оставшиеся 6 лет ста процентов достигнем однозначно, в том числе и за счет строительства новых детских садов, возврата старых. Сейчас перед нами ставится задача - строить детские сады не только за счет государства, но и в рамках государственно-частного партнерства. По этой части у нас лидирует Мунайлинский район, где бизнесмены активно включались в этот процесс. Я дал поручение акимам районов акцентировать внимание на этом вопросе. Что касается школ, то и здесь задача, поставленная перед нами Главой государства, решается. В регионе две аварийные школы и три с трехсменным обучением. И это несмотря на то, что для решения вопроса трехсменных школ в прошлом году завершено строительство 7 учебных заведений. По нашим планам вопрос будет решен в ближайшие два-три года. С другой стороны, у нас высокая рождаемость, и мы должны делать на это поправку, корректировать наши планы. В прошлом году в Мунайлинском районе были сданы несколько школ. И в одну из них пришло такое количество первоклашек, что букв для нумерации классов хватило почти до середины алфавита. Раньше школьники со всего района ездили в школы Актау. Сейчас таких детей гораздо меньше. Мы будем и дальше строить школы в сельских населенных пунктах, снимая нагрузку и устраняя дефицит ученических мест.
Беседовала Ольга Золотых
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |