|
|
|
Актуальные направления совершенствования социального законодательства
Являясь специалистом в области правового обеспечения труда и социальной защиты населения, постоянно отслеживаю и анализирую развитие социального законодательства и социальную политику, проводимую государством. Мое особое внимание, не только как ученого, но как матери, всегда получали вопросы социальной защиты семьи, ребенка, женщин. Как и все граждане нашей страны, я постоянно вижу в СМИ рекламу социальных достижений Казахстана, однако как человек, глубоко знающий реальное состояние социального законодательства и те возможности, которое оно фактически предоставляет для семьи и детей, не могу не обратить внимание общественности на недостаточный уровень социальной защиты, нарушение международных обязательств, взятых на себя Республикой, отдельные искажения, допускаемы Правительством РК при исполнении социальных поручений Президента РК. Я построила настоящую публикацию в виде контраргументов на позицию Правительства в социальной сфере, поскольку читателю будет легче сориентироваться в излагаемых цифрах и фактах, если они будет строиться на известных аргументах, постоянно звучащих в СМИ, широко рекламируемых как социальные достижения Казахстана. В связи с чем, мной взята за образец позиции Правительства статья М. Абылкасымовой, вице-министра экономики и бюджетного планирования, опубликованная в рамках государственного информационного заказа в газете «Время» от 04.11.2013 года и на сайте газеты http://www.time.kz/articles/moment/2013/11/05/dragocennost-semi, как материал, где в концентрированном виде представлено социальное положение семьи и детей, которое ложится в основу во всех возможных отчетах Правительства РК. Так, Правительство РК отчитывается перед Президентом РК: «В целях стимулирования рождаемости и выполнения Ваших поручений, озвученных в послании народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики», с 2010 года были увеличены размеры пособий, направленных на поддержку семей. Пособие на рождение четвертого и более ребенка увеличилось с 30 до 50 месячных расчетных показателей (МРП), в 2013 году его размер составил 86 550 тенге, пособия по уходу за ребенком до 1 года были увеличены с 5 до 5,5 МРП на первого ребенка, с 5,5 до 6,5 МРП - на второго, с 6 до 7,5 МРП - на третьего и с 6,5 до 8,5 МРП - на четвертого и более ребенка». Со своей стороны хочу отметить, что в денежном выражении пособие составляет в 2014 году на первого ребенка - 10186 тенге, на второго - 12038 тенге, на третьего - 13890, на четвертого и последующих - 15742 тенге. При этом прожиточный минимум в Казахстане в 2014 году составил 19966 тенге. Пособие по уходу за ребенком назначается на период до достижения ребенком 1 года. Женщина получает данный вид пособия при наступлении такого социального факта как рождение и уход за ребенком, предполагается, что в этот период своей жизни женщина исключается из общественной трудовой деятельности: она занята уходом за ребенком. Соответственно сумма пособия является для матери основным источником средств к существованию, причем не только для нее, но и для ее ребенка. Возникает закономерный вопрос: как можно прожить женщине с ребенком, получая в виде источника средств к существованию сумму в два раза меньшую, чем прожиточный минимум, если это первый ребенок, и сумму значительно меньшую, чем прожиточный минимум, если это пособие на последующих детей? На эти деньги должна существовать не только женщина, но и ее новорожденный ребенок, соответственно размер пособия должен составлять сумму в минимальном исчислении - два прожиточных минимума, чтобы удовлетворить минимальные запросы двух человек: матери и ребенка. Хорошо, если в обычной жизни женщину с ребенком поддерживает материально отец ребенка, семья, тогда создаются более или менее соответствующие условия для полноценного ухода и воспитания ребенка. Но что делать женщинам, которые лишены данной поддержки? В этом случае рождение ребенка и бедность являются синонимами для женщины, считаю, что в социальном государстве каждый новорожденный имеет право на прожиточный минимум, независимо от уровня доходов родителей. Все сказанное относится к женщинам, не работавшим, не имевшим дохода за два года до оформления пособия. Правительство отчитывается: «Для работающих женщин с января 2008 года в рамках системы обязательного социального страхования предусмотрен дополнительный уровень социальной защиты. Работающие женщины, участники системы, имеют право на получение социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами в размере среднемесячной заработной платы за все дни отпуска по беременности и родам, а также ежемесячной социальной выплаты по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года в размере 40% от среднемесячного дохода за счет средств Государственного фонда социального страхования». Однако указанные выплаты могут быть назначены только работающим женщинам, тем, которым за два года до декрета имели какой-либо заработок, с которого делались отчисления в Фонд социального страхования. Допустим, средний доход женщины составлял 100 000 тенге (средняя и выше среднего зарплата для большинства регионов нашей страны), соответственно размер пособия будет составлять 40 000 тенге, из них 4 000 будут удержаны в накопительный пенсионный фонд, на руки женщина получит 36 000 тенге пособия, что даже не эквивалентно двум прожиточным минимумам. Гипотетически, с позиции тех, кто рассчитывал эту сумму, на 19666 тенге в 2014 году в Казахстане прожить можно, но что это будет за жизнь для женщины и ребенка? Итог жизни на таком уровне - резкое падение доходов, бедность ассоциируется с рождением ребенка, необходимостью заботиться о нем. Выше представлены лишь возможности материального обеспечения женщины с ребенком до достижения им возраста 1 года, на этом какая-либо специальная помощь семье, воспитывающей ребенка, заканчивается. В детский сад (если позволит очередность) ребенка принимают, как правило, с двух лет, в период с года до исполнения ребенку двух лет для женщины в отечественном законодательстве не предусматриваются никакие виды материальной помощи. Практически приступить к трудовой деятельности женщина может только с достижения ребенком двух лет, что обусловлено особенностями приема в дошкольные заведения, пособия государство перестает платить при достижении ребенком одного года. В этот период женщина с ребенком становятся наиболее уязвимыми, я в целом не понимаю, как в сегодняшних условиях выживают такие женщины с детьми, если у них нет дополнительной материальной поддержки со стороны семьи, родственников, на какие средства они живут и кормят своих детей, как совмещают работу и уход за детьми, если нет посторонней помощи? Считаю, что возможности содержания и ухода за ребенком должны гарантироваться государством, а не зависеть от возможностей семьи, конкретной жизненной ситуации. Правительством не созданы условия не только для полноценного ухода женщины за ребенком, но и нет элементарных условий материального обеспечения в целях удовлетворения минимальных жизненных потребностей человека. Данную проблему материальной необеспеченности женщины, занятой уходом за ребенком, полагаю должна быть рассмотрена комплексно. Трудовой кодекс РК устанавливает социальный отпуск для работника по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Педиатры и детские психологи единодушны во мнении о том, что отдавать ребенка в дошкольное учебное заведение лучше всего с трехлетнего возраста, что обусловлено психическим и физическим развитием ребенка. Кроме того, около половины всех дошкольных учебных заведений ведут прием детей с трех лет. Таким образом, трудовое законодательство Республики, условия приема в дошкольные заведения и этапы развития ребенка обеспечивают обоснованность и востребованность предоставления женщине или мужчине, осуществляющим уход за ребенком, предоставление оплачиваемого социального отпуска, гарантий со стороны государства материального обеспечения семьи в этот особый период жизни семьи. Республика Казахстан 14 февраля 2012 года ратифицировала Конвенцию Международной организации труда № 183 «Об охране материнства». Положениями Конвенции предусматривается, что пособия по беременности и родам должны выплачиваться из фондов обязательного социального страхования или из общественных фондов либо в соответствии с порядком, определяемом национальными законодательством и практикой. Работодатель не несет индивидуальную ответственность за прямые издержки, связанные с выплатой любых таких денежных пособий работающей у него или у нее по найму женщине. Денежные пособия устанавливаются на таком уровне, чтобы женщина могла содержать себя и своего ребенка в достойных с санитарно-гигиенической точки зрения условиях и иметь надлежащий уровень жизни. Каждое государство - член обеспечивает, чтобы условия, дающие право на денежные пособия, могли удовлетворяться значительным большинством женщин, подпадающих под сферу действия Конвенции. Однако приведенные требования универсального международного акта не исполняются в нашей стране с позиции обеспечения женщине и ее ребенку достойных с санитарно-гигиенической точки зрения условиях и обеспечения права иметь надлежащий уровень жизни. Правительство отчитывается перед Президентом РК: «Малообеспеченные семьи имеют право на пособие на детей до 18 лет в размере 1 МРП на каждого ребенка и на адресную социальную и жилищную помощь». Действительно, попавшие в непростую жизненную ситуацию семьи имеют право на адресную помощь, например, женщина, воспитывающая самостоятельно ребенка, при достижении им возраста одного года и не работающая, имеет право претендовать на социальную помощь. При этом Правительство вряд ли докладывает Главе государства, что размер адресной социальной помощи составляет всего лишь доплату или разницу между уровнем доходов до размера 40% прожиточного минимума (черты бедности) из расчета на каждого члена семьи. Рассматривая вышеизложенный пример, рассчитаем размер помощи при составе семьи - неработающая женщина и годовалый ребенок, на обеспечение которого государство перестало платить пособие, размер государственной адресной социальной помощи будет равен 15 973 тенге на всю семью! Как можно существовать на эти деньги? Дополнительно такая семья имеет право на пособие на ребенка в размере 1 месячного расчетного показателя. Таким образом, совокупный доход семьи составит 17 825 тенге. Если семья проживает и зарегистрирована, например, в городе Алматы, имеет индивидуальное жилище, то она может претендовать на получение жилищной помощи за счет средств местного бюджета в размере равном расходам на потребление коммунальных услуг, в пределах социальной нормы площади жилья, нормативов потребления коммунальных услуг, за минусом 10-процентов доходов. На этом все возможности материального обеспечения, гарантируемые государством, исчерпаны. В данном направлении считаю: 1. Размер адресной помощи в Казахстане неоправданно занижен и ограничен суммой доплаты разницы между уровнем дохода до черты бедности, которая уже более 10-ти лет, ежегодно утверждаемая Правительством РК, составляет 40% от прожиточного минимума. 2. Размер пособия малообеспеченным семьям на детей составляет 1 МРП, не зависимо от фактического уровня доходов семьи, учитывается только факт дохода ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи, при этом не важно на какую конкретно сумму доход ниже, на 1 тенге и 10 00 тенге, будет выплачиваться пособие в одном и том же размере. То есть при назначении данного пособия не учитывается принцип дифференциации социальной помощи. 3. Размер пособия на детей не отвечает гарантиям прав граждан на социальную защиту, для обеспечения минимальных потребностей человека он должен составлять сумму эквивалентную прожиточному минимуму. Далее Правительство отчитывается: «Введен новый вид ежемесячного пособия лицу, воспитывающему ребенка-инвалида, в размере одной минимальной заработной платы». Действительно уход за ребенком-инвалидом требует в подавляющем большинстве случаев отказа одного из родителей от трудовой деятельности, что обусловлено спецификой ухода и воспитания ребенка с особыми потребностями. Однако как на самом деле обстоят дела с реальным размером материальной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида? Так, детям-инвалидам до шестнадцати лет выплачивается 0,9 месячного расчетного показателя специальное государственное пособие или в 2014 году 1667 тенге, государственное социальное пособие в размере 1 прожиточного минимума - 19966 тенге, дополнительно лицу, осуществляющему за ребенком-инвалидом уход выплачивается пособие в размере 1 минимальной заработной платы или 19966 тенге, итого 41599 тенге в месяц в совокупности - ребенку-инвалиду и лицу, осуществляющему уход за ним. Вместе с тем считаю, что материальные потребности инвалида, в том числе ребенка-инвалида, гораздо выше прожиточного минимума, который рассчитывается применительно к здоровым людям. В этой связи полагаю, что стандарты материально обеспечения инвалидов должны исходить из специально рассчитанного для них прожиточного минимума, не имеющего ничего общего с прожиточным минимумом для среднестатистического здорового казахстанца, ежегодно утверждаемым законом о республиканском бюджете. А лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом, должно предоставляться пособие в размере большем, чем минимальная заработная плата в целях стимулирования осуществления ухода, оказания полноценной психологической, реабилитационной помощи со стороны семьи инвалиду, что может быть достигнуто в случае отсутствия у лица, осуществляющего уход, необходимости дополнительного осуществления трудовой деятельности. Например, в соседней России лицо, осуществляющее уход за ребенком инвалидом, приравнивается по статусу к социальному работнику, с соответствующим уровнем оплаты и социальными гарантиями труда, финансируемого за счет бюджета. Правительство констатирует: «Помимо вышеперечисленных пособий многодетным семьям, имеющим четырех и более несовершеннолетних детей, выплачивается ежемесячное специальное государственное пособие». Размер пособия на всех детей составляет 3,9 МРП или 6751 тенге». В 2014 году указанного пособия составляет 7223 тенге. Разве может указанный размер пособия стимулировать рождаемость? Сегодня в Казахстане признается многодетной семья, воспитывающая одновременно 4-х и более несовершеннолетних детей. При этом формы материальной поддержки таких семей со стороны государства ограничены указанным пособием, фактически такие семьи не имеют никаких в централизованном порядке гарантированных социальных льгот, только на местном уровне органы власти с учетом возможностей соответствующих бюджетов имеют право оказывать социальную поддержку многодетным семьям. При этом для государства не имеет значения четверо, пятеро или больше детей воспитывается в семье, размер пособия в любом случае будет составлять 3,9 МРП. Специальное государственное пособие женщинам, награжденным подвесками «Алтын алка» и «Кумыс алка», выплачивается не для содержания детей в многодетной семье, а предоставляется женщине бессрочно, имеющей указанные награды, то есть имеет совершенно иную целевую направленность. Отмечу, что с 1992 года по 2001 год действовал Указ Президента Республики Казахстан от 4 декабря 1992 года № 1002 (Утратил силу - Указом Президента РК от 4 сентября 2001 г. № 677) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Данным нормативным правовым актом, в частности, предусматривались такие меры, как: выплата неработающим матерям, имеющим четырех и более детей в возрасте до 7 лет, пособие в размере минимальной заработной платы; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 14 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для матерей и учащихся общеобразовательных школ и мн. др. Взамен данного нормативного правового акта ничего принято не было. Приведенный Указ действовал в самые тяжелые, 90-е годы, во времена экономического кризиса и становления нашей государственности, но государство брало на себя и выполняло социальные обязательства в отношении многодетных. Почему же сегодня, в период стабильного экономического роста, мы не можем пересмотреть социальные гарантии для многодетных семей? Государство может взять на себя ранее выполнявшиеся социальные обязательства с учетом современных достижений развития социальных и экономических отношений. Хочу обратить внимание еще на одно обстоятельства в ранее освещенном вопросе - это само понятие многодетности. Многодетность в большинстве стран Европы, в России, Белоруссии, в Украине - это воспитание трех и более несовершеннолетних детей. В Казахстане - это воспитание в семье 4-х детей. В настоящее время появление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, а наличие уже трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной. Доля семей с 3-мя и более детьми с уровнем ежемесячного среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, полагаю, является значительной. При этом многодетные семьи, особенно неполные семьи уже с тремя и более детьми, отличаются максимальными риском бедности. Основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой органами социальной защиты. Считаю, что серьезные демографические проблемы в Казахстане обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми. Изложенное позволяет сформулировать вывод о востребованности снижения планки уровня многодетности: признания многодетными семьи, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей. Анализ будет неполным, если не отметить существование в отечественной системе социальной защиты единовременного пособия на рождения ребенка, которое составляет в зависимости от очередности рождения ребенка от 55560 тенге до 92600 тенге. Данная мера выполняет роль компенсации дополнительных расходов, неизбежно возникающих при рождении ребенка, но, к сожалению, не позволяет их покрыть, хотя бы в большей части. Вышеприведенные положения, с одной стороны, в полной мере раскрывают возможности системы материальной помощи семье и ребенку, а с другой, показывают ограниченность данной системы, ее минимальные ресурсы. В последнее время в СМИ было широко разрекламировано обсуждение в Мажилисе и последующее принятие закона, вносящего изменения в Закон РК «О пенсионном обеспечении в РК» в части решения вопроса субсидирования обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период их нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми до одного года. Указанный законопроект был принят Парламентом и с 1 января 2014 года вступил в действие. В обращении к народу по вопросу пенсионной реформы от 7 июня 2013 года Президентом РК было дано поручение Правительству: «Обеспечить за счет государства дополнительную выплату обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми. Общий размер выплат в накопительный пенсионный фонд необходимо довести до 10-ти процентов от прежнего их дохода». Основная цель президентских поручений состояла в создании надежной материальной базы для пенсионного обеспечения женщин в преддверии повышения пенсионного возраста. Правительство исполнило поручение Главы государства наполовину. Так, было введено субсидирование обязательных пенсионных взносов для женщин, занятых уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, и одновременно являющихся получателями выплат из Государственного фонда социального страхования. Для указанных матерей суммарная ставка обязательных пенсионных взносов составляет 10 процентов от дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений (то есть ранее получаемой заработной платы). При этом общая сумма обязательных пенсионных взносов состоит из сумм обязательных пенсионных взносов, подлежащих субсидированию за счет бюджетных средств, и сумм обязательных пенсионных взносов, удерживаемых из социальных выплат на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года. Правительство в данном направлении несколько исказило поручением Главы государства. Во-первых, бюджетное субсидирование взносов ограничено размером доходов, с которых делались отчисления в Государственный фонд социального страхования, а это, как известно 10-кратная минимальная заработная плата, что не имеет ничего общего с фактической заработной платой. Президент РК давал поручение довести до пенсионные взносы женщин до 10-ти процентов от прежнего их дохода, а не до объекта исчисления социальных отчислений. Второе, на современном этапе за рамками осуществления пенсионных взносов в период ухода за ребенком остались женщины, получающие не страховые выплаты по уходу за ребенком, а соответствующие пособия за счет республиканского бюджета, это женщины, не имевшие дохода до родов или женщины с низкой заработной платой, не позволившей им претендовать на выплаты из фонда социального страхования. Приведенные категории матерей получают пособия от 10186 тенге до 15742 тенге в зависимости от очередности рождения ребенка. Государство никаким образом не участвует в субсидировании для них пенсионных отчислений, из их пособий соответствующие взносы не удерживаются. В-третьих, отпуск по уходу за ребенком в соответствии с трудовым законодательством предоставляется до достижения ребенком трех лет. В данном направлении введения дополнительных за счет государства пенсионных отчислений на весь период отпуска Правительство не предложило. В заключении хочу остановиться на широко обсуждаемом в начале 2013 года в обществе вопросе ограничения социальных страховых выплат по беременности и родам. Данные выплаты на сегодняшний день ограничены 10-кратным размером минимальной заработной платы, умножаемым на коэффициент 4.2 (если роды прошли без осложнений). Ранее страховые выплаты исчислялись, исходя из фактического размера заработной платы, без ограничений. То есть женщины, чья заработную плату выше, чем 10 минимальных зарплат, получают пособие на последнем уровне. Кроме того на работодателей была возложена обязанность (если это предусмотрено условиями трудового и (или) коллективного договора, актом работодателя) оплачивает отпуск в размере средней заработной платы по беременности и родам, отпуск работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), за вычетом суммы социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), осуществленной в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном страховании. Данные нововведения, несмотря на то, что прошли утверждение Парламентом, получили поддержку экспертов, проводивших его правовую экспертизу, нарушают требования международных актов, ратифицированных Республикой Казахстан. Ратифицированная Казахстаном Конвенция Международной организации труда № 183 «Об охране материнства» предусматривает положения о том, что пособия по беременности и родам должны выплачиваться из фондов обязательного социального страхования или из общественных фондов либо в соответствии с порядком, определяемом национальными законодательством и практикой. Работодатель не несет индивидуальную ответственность за прямые издержки, связанные с выплатой любых таких денежных пособий работающей у него или у нее по найму женщине. Денежные пособия устанавливаются на таком уровне, чтобы женщина могла содержать себя и своего ребенка в достойных с санитарно-гигиенической точки зрения условиях и иметь надлежащий уровень жизни. Каждое государство - член обеспечивает, чтобы условия, дающие право на денежные пособия, могли удовлетворяться значительным большинством женщин, подпадающих под сферу действия Конвенции. Если женщина не отвечает условиям, дающим ей право на денежные пособия, устанавливаемые в соответствии с национальным законодательством или любым иным способом, соответствующим национальной практике, то она имеет право на адекватные пособия из фондов социальной помощи при условии проведения проверки доходов, требуемой для выделения такой помощи. Согласно внесенным поправкам в Трудовой кодекс РК Законом РК от 04.02.2013 № 75-V обязанность доплачивать пособие до уровня средней заработной платы ложиться на работодателя, указанная обязанность не носит императивного характера и исполняется только в случае если предусмотрена трудовым, коллективным договорами или актом работодателя. Изложенная обязанность работодателем не только противоречит вышеизложенному международному акту, но и в подавляющем большинстве случаев не исполняется работодателем, поскольку не носит обязательного характера. Под действие Конвенции «Об охране материнства» и социального законодательства Казахстана не подпадают женщины, которые до беременности и родов не трудились, не получали доход, из которого делались бы отчисления в Государственный фонд социального страхования, а это значительная часть женщин, которые не имеют прав на пособия по беременности и родам. То есть значительная часть женщин остается без социальной защиты в связи с наступлением данного социального факта, не созданы материальные условия для материального обеспечения женщин в течении минимально 14 недель до и после родов в достойных с санитарно-гигиенической точки зрения условиях и иметь надлежащий уровень жизни. На основании вышеизложенного в совокупности, полагаю, является востребованным, актуальным и соответствующим ожиданиям общества осуществление следующих мер: 1. Повышение минимального размера пособия по уходу за ребенком до суммы двух прожиточных минимумов. 2. Продление сроков получения пособий по уходу за детьми с одного года до достижения ребенком возраста трех лет. 3. Признание семью многодетной и возникновение права на социальную защиту в случае воспитания в семье не четырех несовершеннолетних детей, а трех и более несовершеннолетних детей, совместно проживающих с родителями. 4. С учетом опыта развития казахстанского социального законодательства комплексный пересмотр возможностей социальной защиты многодетных семей, а также единовременной материальной поддержки женщины (семьи) при рождении ребенка. 5. Пересмотр размера адресной социальной помощи, увеличение ее размера как доплаты разницы до уровня прожиточного минимума. 6. Повышение размера специального государственного пособия многодетным семьям до уровня прожиточного минимума на каждого ребенка. 7. Пересмотр возможностей материальной помощи детям-инвалидам и лицам, осуществляющим за ними уход. 8. Повышение размера пособия на детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, до уровня прожиточного минимума. 9. Обязать Правительство исполнять ратифицированную Казахстаном Конвенцию МОТ «Об охране материнства», в данном направлении признать незаконным возложение на работодателя обязанности выплачивать по своему усмотрению пособие женщинам по беременности и родам, уходу за ребенком, признать незаконным ограничение размера суммы, из которой исчисляется пособие 1-кратной минимальной заработной платой; признать незаконным, противоречащим международным обязательства Республики, отсутствие в правовой системе Казахстана мер по материальной поддержке женщин в период беременности и родов, не имеющих право на пособие их средств Государственного фонда социального страхования. 10. Обязать Правительство четко, в соответствии с буквальным значением исполнять поручения Президента РК, данные в Обращении к народу по вопросу пенсионной реформы от 7 июня 2013 года. Изложенные меры, на мой взгляд, соответствуют уровню правового, политического и экономического развития нашего общества, будут способствовать построению социального государства в Республике Казахстан; обеспечивают социальное развитие и поддержку семьи, соответствующую уровню тридцати самых развитых государств мира.
Хамзина Жанна Амангельдиновна, доктор юридических наук, профессор
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |