|
|
|
07.02.2014 Эволюция воздушного флота
В русле текущего времени вновь обозначилась дилемма, связанная с выводом казахстанской воздушно-транспортной отрасли из «черного списка» Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Такую задачу на заседании Правительства поставил перед ведомством и воздушным флотом страны Премьер-Министр Серик Ахметов. Международный рынок авиаперевозок - это конкурентная среда, где на основе жестких правил ИКАО, в том числе «отточенных» инструментов политики, происходит «естественный отбор» участников глобального воздушно-транспортного бизнеса. В этих условиях на рынке международных авиаперевозок, как правило, остаются только те компании, которые по общепринятым критериям допускаются к осуществлению полетов на территории Европы и других регионов мира. Напомним, что еще в 2009 году Международная организация гражданской авиации, выступающая в качестве главного блюстителя норм гражданской авиации и координирующая развитие этой сферы с целью повышения безопасности и эффективности авиаперевозок, занесла в список «неблагонадежных» почти весь казахстанский воздушный флот, за исключением авиакомпании «Эйр Астана». Как пояснил на заседании Правительства руководитель Бюро технического сотрудничества ИКАО Орлин Тончев, основная претензия состояла в том, что «государственный орган не выполнял требования и стандарты ИКАО по сертификации и надзору за субъектами гражданской авиации». Поэтому прежде всего «нужно укрепить государственную систему контроля над деятельностью отраслевых авиакомпаний». Между тем воздушный флот - это наиболее мобильная и прогрессивная часть транспортного потенциала, значение которого для страны, не имеющей прямого выхода к морю, растет с каждым годом. При этом усилия Правительства, направленные на приведение деятельности авиакомпаний в соответствие с международными нормами ИКАО, стали основой для укрепления конкурентоспособности и транзитного потенциала отрасли в целом. С этой точки зрения, ситуация, в которой оказались отечественные авиаторы, в конечном итоге сыграла свою благотворную роль в преодолении проблем, существовавших в отрасли в период ее бессистемного развития. Если рассматривать современное развитие отрасли в контексте интеграции в глобальную воздушно-транспортную систему, то нельзя не понимать, почему авиакомпании «Эйр Астана» и SСAT сегодня выступают в качестве основных сил национальной гражданской авиации. Еще в докризисный период воздушно-транспортный парк одного из двух национальных авиаперевозчиков - компании «Эйр Астана» - состоял из 23 самолетов, в основном западного производства - таких как Boeing-757-200, Boeing-737-700 (800), Boeing-767, «А-320», «Эйрбас-312», включая Fokker-50. Компания SСAT обладала 55 воздушными судами, значительная часть из которых -самолеты типа «Ан-24». Сегодня ситуация в этом плане в корне изменилась. Как сообщил глава компании «Эйр Астана» Ербол Оспанов, в 2013 году летный парк пополнился шестью новыми самолетами, которые сегодня осуществляют полеты по новым маршрутам, открытым также в минувшем году. Всего в компании на сегодня 29 воздушных судов, из которых 10 самолетов - собственный технический арсенал. Средний срок эксплуатации воздушного транспорта составляет 6-7 лет. В рамках обновления технического парка к 2017 году предполагается прекращение эксплуатации устаревшего класса самолетов «Боинг-757». А уже в ближайшее время ожидается пополнение парка шестью новыми самолетами типа «Боинг-767», «М-Брайер-190» и «Эйрбас-320». - В 2013 году рост емкости грузоперевозок увеличился на 20%, уровень пассажиропотока - на 14%. При этом численность работников авиакомпании выросла на 5%. Показатель регулярности полетов увеличился на 84,5% по сравнению с уровнем предыдущего года - 82,3%, - сообщил Ербол Оспанов. В настоящее время 95% пассажирских перевозок осуществляется авиакомпаниями «Эйр Астана» и SСАТ. На рынке международных сообщений доля казахстанских компаний составляет 54%. В целом анализ динамики основных показателей отрасли демонстрирует стабильный рост. Так, за 2013 год авиакомпаниями РК перевезено 5 млн. пассажиров. При этом доходы отрасли составили 320 млрд. тенге. Вместе с тем растущие потребности экономики требуют ускоренного решения задач отрасли, связанных с дальнейшим наращиванием технических, инфраструктурных, кадровых и сервисных возможностей субъектов рынка. Согласно прогнозам Минтранскома, к 2017 году в Казахстане количество внутренних авиарейсов увеличится на 50%, число международных авиамаршрутов - в 1,5 раза. При этом рост пассажиропотока составит 70%. В связи с этим в 2018 году предстоит полностью завершить реконструкцию взлетно-посадочных полос в аэропортах всех областных центров. Одной из важных функций авиации остается задача по обеспечению внутренних пассажирских и грузовых перевозок. В целях развития внутреннего рынка авиаперевозок сегодня ведомством отменена система тендеров на распределение внутренних маршрутов и проведена либерализация, в результате которых на 20% увеличилось количество рейсов на внутренних авиалиниях. В рамках реализации Государственной программы по развитию транспортной инфраструктуры до 2020 года в отрасли гражданской авиации продолжается работа по расширению инфраструктуры аэропортов. В частности, на сегодня в аэропортах страны проведена реконструкция 13 посадочных полос и 9 терминалов. Что касается аэропортов областных центров, то их реконструкция будет полностью завершена до 2018 года. Не обделены вниманием в рамках программы сети внутриобластных воздушных линий. На сегодня решен вопрос о строительстве и реконструкции 16 аэропортов местных воздушных линий, рассредоточенных в районных центрах регионов. В целом, как отмечают международные эксперты, развитие казахстанской авиационной отрасли происходит динамично, достаточно масштабно обновляется парк воздушных судов, значительно расширяется количество международных и внутренних сообщений, повышается сервис и качество обслуживания пассажиров. Тем не менее это пока не стало поводом для того, чтобы Международная организация гражданской авиации вывела Казахстан из «черного списка». В процессе приведения деятельности Комитета гражданской авиации в соответствие с требуемыми стандартами ИКАО был полностью укомплектован персонал специалистов ведомства с созданием штата государственных инспекторов по надзору за деятельностью авиакомпаний. В целях повышения качества обслуживания пассажиров в отрасли создан единый оператор по управлению аэропортами, который привлекает одну из ведущих мировых компаний для внедрения передового опыта в этой области. В минувшем году в Казахстане создан Субрегиональный учебный центр ИКАО по авиационной безопасности. В текущем году при Академии гражданской авиации будет открыт и учебный центр по подготовке технического персонала. Это должно способствовать росту профессионального мастерства, культуры и компетентности летного и технического состава авиакомпаний. В сущности, теоретическая подготовка инспекционного состава Комитета ГА, согласно методике ИКАО, уже закончена. Но персоналу потребуется еще пару месяцев занятий под руководством международных экспертов, чтобы закрепить полученные знания на практике. На сегодня проверено состояние свыше 200 воздушных судов, осталось еще порядка 70 единиц большегрузной техники. При этом обновлена и методика ИКАО, которая содержит ответы на более 1 050 стандартных вопросов. Орлин Тончев подчеркнул: - Следует учесть, что это делается не только ради выхода из «черного списка». Главное в этом процессе - достижение высокой организации работы всей отрасли для обеспечения безопасности полетов на международных и внутренних авиалиниях.
Досжан НУРГАЛИЕВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |