Алматы 2009
УДК 349.4 ББК 67.407 Е 59
Рецензенты:
доктор юридических наук, профессор К.С.Мауленов кандидат юридических наук, К.В.Мукашева
Елюбаев Жумагельды Сакенович
Е 59 Недропользование и право в Республике Казахстан: Научно-практическое пособие Алматы: 2009.
ISBN 978-601-247-121-2
В настоящий Сборник включены научные статьи и доклады автора, опубликованные в последние годы в юридических журналах и материалах научно-практических конференций. В них раскрываются сложные процессы взаимоотношений государства с недропользователями, с инвесторами и другими субъектами правоотношений в этом важном секторе экономики нашей страны. Многие работы автора посвящены научно-практическим комментариям действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, а также анализу судебной иной правоприменительной практики. В Сборник включены некоторые труды автора на общенаучные темы, например, эссе по философии, а также материалы на казахском и английском языках, что позволит расширить круг читателей. Автор является одним из известных и высокопрофессиональных юристов Казахстана, хорошо знающий проблемы нефтегазовой отрасли, имеет учёную степень кандидата юридических наук. Более десяти лет он работает в этой сфере промышленности, возглавляет созданную по его инициативе Казахстанскую Ассоциацию юристов нефтегазовой отрасли (KPLA). Им опубликовано более 60 научных статей на различные правовые темы, изданы монография, три научно-практических пособия. Сборник предназначен для широкого круга читателей, студентов, преподавателей высших учебных заведений, научных работников, а также для специалистов, работающих в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан и всех тех, кто интересуется вопросами развития нефтегазовой отрасли.
Нормативные правовые акты, на которые делает ссылки автор книги, приведены по их состоянию на момент подготовки статьи или выступления с докладом
Е 1203020900 УДК 349.4 00(05)-09 ББК 67.407
© Елюбаев Ж.С., 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Правовые аспекты производства, хранения и транспортировки серы в Казахстане и странах СНГ О новых изменениях в законодательстве о недрах и недропользовании. Законотворчество любит консервативный подход. Ещё раз о том, кто должен санкционировать АРЕСТ - суд или прокурор? (мнение независимого юриста) II. Эссе «Философия и наука» (творческая «экскурсия» автора в философию) 2. Философия, её предмет и роль в жизни общества. 3. История философии и основные её направления. 4. Философские категории, принципы, явления и их сущность. 5. Философия и наука, их взаимосвязь. 6. Философия и наука о концепции устойчивого развития общества на современном этапе 7. Философские и научные воззрения в истории Казахстана. Список использованной литературы. III. Ғылми баяндамалар мен мақалар. Қазақстан Республикасының жер қойнауы байлықтарын пайдалану саласында заңдарды қолдану тәжірибесіндегі даулы мәселелер. 1. Кіріспе. 2. Заң шығарушылық процестің жер қойнауын пайдалану саласындағы проблемалары.. 3. Жер қойнауын пайдалану саласындағы даулы мәселелер. 4. Қорытынды.. IV. Scientific Papers and Presentations. Advantages аnd Deficiencies of Arbitration as Compared With Other Means of Dispute Settlement Once Again About Whether an AREST Should Be Sanctioned by Court or Prosecutor? (opinion of an independent lawyer) Some Issues of Concluding and Executing Subsoil Use Contracts (practice and law) Some Legal Aspects of Sulfur Production, Storage and Transportation in Kazakhstan and CIS Countries Law Practice in the Area of Attracting Foreign Labor in the Republic of Kazakhstan (Review of Statutes and Statutes Practice) Controversial Issues in the Practice of the Repoublic of Kazakhstan Law Application in the Sphere of Subsoil Use Tengizchevroil” Joint Venture Practice of Developing Mandatory Regulatory-Statutory and Standard-Technical Documents. Disputable Issues of Administrative Sanctions Imposition (Application of Article 243 of the Code of Administrative Offences of the Republic of Kazakhstan) Doubtful Legislative Improvisation Does not Provide for Attractive Investment Climate. The Cause of Lawmaking Favors Conservative Approaches.
Заң ғылымдарының кандидаты, Қазақстан мұнай-газ саласының заңгерлері қауымдастығының президенті (KPLA), «Шеврон» халықаралық энергетикалық корпорациясы Еуразия бөлімшесінің басқарушы құқық кеңесшісі. Бірқатар коммерциялық төрелік соттардың (арбитраждардың) арбитрі, Корольдік Арбитрлер Институтының мүшесі (Member of the Chartered Institute of Arbitrators, «MCIArb»), Ағылшын-Ресей заңгерлер қауымдастығының мүшесі болып табылады. РКФСР-дің Омбы облысында дүниеге келген. Свердловск заң институтының сот-прокурорлық факультетін бітірген. Әр жылдары Свердловск қаласында көліктегі ішкі істер бөлімінің инспекторы, РКСФР-дің Свердловск облысы Ивдель қалалық халық сотының судьясы, Алматы қалалық соты төрағасының қылмыстық істер жөніндегі орынбасары, Қазақстан Компартиясы ОҚ мемлекеттік-құқықтық бөлімінің нұсқаушысы және консультанты, Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының судьясы, Қазақстан Республикасы Бас прокурорының орынбасары, Қазақстан Республикасының Әділет вице-министрі, «Теңізшевройл» бірлескен кәсіпорны Құқықтық-шарт бөлімінің бас менеджері болып жұмыс жасады. Қазақстан Республикасының бірқатар заңдарын, атап айтқанда «Соттар және судьялардың мәртебесі туралы», «Прокуратура туралы», «Атқарушылық іс жүргізу туралы», «Адвокаттық қызмет туралы», «Сот приставтары туралы» заңдарын әзірлеуге, сонымен қатар Қазақстан Республикасының Қылмыстық, Қылмыстық іс жүргізу, Азаматтық және Азаматтық іс жүргізу кодекстерін әзірлеуге қатысты. Қазақстан Республикасының Парламенті «Сот приставтары туралы», «Атқарушылық іс жүргізу туралы» заңдар сияқты заң актілерін, сонымен қатар Қылмыстық Кодексті оның баяндамасы бойынша қабылдады. «Қазақстан Республикасы Жоғарғы сотының жаршысы», «Заң және Заман» журналдарының редакциялық алқаларының мүшесі болды. Орыс және ағылшын тілінде шығатын «Недропользование и право» («Жер қойнауын пайдалану және құқық») журналын құрудың бастамашысы және оның бас редакторы. Қазақстан Республикасының құқық жүйесінің дамуына қосқан елеулі үлесі үшін «Құрмет» орденімен және «Қазақстан Республикасының Конституциясына 10 жыл» медалімен марапатталды.
Елюбаев Жумагельды Сакенович
Кандидат юридических наук, Президент Казахстанской Ассоциации юристов нефтегазовой отрасли (KPLA), Управляющий правовой советник Евразийского подразделения международной энергетической корпорации «Шеврон». Является арбитром ряда коммерческих арбитражей, членом Королевского Института Арбитров (Member of the Chartered Institute of Arbitrators, «MCIArb»), членом Англо-Российской Ассоциации юристов. Родился в 1954 году в Иртышском районе Павлодарской области. Детство и юношество прошли в Омской области РСФСР. Окончил судебно-прокурорский факультет Свердовского юридического института. В разные годы работал инспектором Отдела внутренних дел на транспорте в городе Свердловске, судьей Ивдельского городского народного суда Свердловской области РСФСР, заместителем председателя по уголовным делам Алма-Атинского городского суда, инструктором и консультантом гсоударственно-правового отдела ЦК Компартии Казахстана, судьей Верховного Суда Республики Казахстан, заместителем Генерального прокурора Республики Казахстан, Вице-Министром юстиции Республики Казахстан, Генеральным менеджером Договорно-правового отдела совместного предприяия «Тенгизшевройл». Участвовал разработке ряда законов Республики Казахстан, в частности «О судах и статусе судей», «О прокуратуре», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», «Об адвокатской деятельности», «О судебных приставах», а также в разработке Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского и Гражданского процессуального кодексов Республики Казахстан. Несколько законодательных актов, такие как «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», а также Уголовный кодекс, Парламент Республики Казахстан принял по его докладу. Являлся членом редакционной коллегии журналов «Вестник Верховного Суда РК», «Заң және Заман» (Закон и Время). Инициатор учреждения и главный редактор журнала «Недропользование и право», издаваемого на русском и английском языках. За существенный вклад в развитие правовой системы Республики Казахстан награждён орденом «Курмет» и медалью «10 лет Конституции Республики Казахстан».
Zhumageldy Sakenovich Yelyubayev
Is the Candidate of Juridical Sciences (PhD in Law), President of the Kazakhstan Petroleum Law Association (KPLA), and Chevron Eurasia Business Unit Managing Counsel. He acts as an arbitrator for a number of commercial arbitrations; he is the Member of the Chartered Institute of Arbitrators (MCIArb), the Member of the English-Russian Law Association. Zhumageldy Yelyubayev was born in the Omsk Oblast of the Russia. He graduated from the Sverdlovsk Law Institute (Judicial and Procurator Department). In different years he held the positions of the Inspector of the Transport Internal Affairs Department for Sverdlovsk, the Judge of the Ivdel City People's Court of the Sverdlovsk Oblast of the Russia, the Deputy Chairman for Criminal Cases of the Alamty City Court, the Instructor and Counsel of the State Legal Department of the Central Committee of the Communist Party of Kazakhstan, the Judge of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan, the Deputy General Prosecutor of the Republic of Kazakhstan, the Vice Minister of Justice of the Republic of Kazakhstan, the General Manager of the Negotiations and Legal Department of Tengizchevroil Joint Venture. Zhumageldy Yelyubayev participated in drafting a number of laws, in particular «On Judges and the Status of Judges», «On Procuracy», «On Court Enforcement Proceedings and Law Enforcement officer», «On Advocacy», «On Court Marshals», and in drafting «The Criminal Code», «The Code for Criminal Procedure», «The Civil Code», «The Code for Civil Procedure» of the Republic of Kazakhstan. Several legislative acts, such as «On Court Bailiffs», «On Execution Proceedings» and the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan were approved by the Parliament of the Republic of Kazakhstan upon his presentations. Zhumageldy Yelyubayev is the Member of the Editorial Boards of such journals as the Bulletin of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan», «Заң және Заман» (Law and Time). He is the initiator and the chief editor of the journal «Subsoil Use and Law» published in Russian and English. For significant contribution in the development of the legal system of the Republic of Kazakhstan he was awarded the order «Kurmet» and the medal «10 years of the Constitution of the Republic of Kazakhstan».
Доклад на республиканской конференции по земельным отношениям август, 2004 года, город Атырау
В Республике Казахстан отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением землей регулируется целым комплексом нормативно-правовых актов различного статуса. При этом базовым правовым актом является Земельный кодекс Республики Казахстан (далее - ЗК РК), однако в этой статье не ставится задача раскрытия его положений. Хотелось бы остановиться на правовых аспектах регулирования земельных отношений при исполнении обязательств по контракту на недропользование и поделиться опытом СП «Тенгизшевройл» (далее - ТШО) по вопросам землепользования. Итак, как известно, ТШО является одним из крупнейших инвесторов в нефтегазовой отрасли Казахстана и одним из крупнейших недропользователей. И как недропользователь ТШО является крупнейшим землепользователем и на него распространяются положения правовых актов РК и по вопросам землепользования. Согласно статьи 10 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О недрах и недропользовании» (далее - Указ о недрах) право недропользования предоставляется для ведения операций на: 1. Государственное геологическое изучение недр; 2. Разведку; 3. Добычу; 4. Строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с Разведкой и (или) Добычей. При этом, такое право на недропользование должно быть в обязательном порядке закреплено в соответствующем Контракте на недропользование (статья 42 Указа о недрах) с определением Контрактной территории. Следует заметить, что согласно положениям Указа о недрах (пункт 7 статьи 1) под Контрактной территорией понимается территория, определяемая Геологическим[1] либо Горным[2] отводом, на которой недропользователь вправе проводить свои операции по недропользованию, соответствующие Контракту. Таким образом, исходя из законодательной интерпретации терминов Геологический и Горный отводы, Контрактная территория недропользователя это не Земельный участок, который определяет поверхностные контуры Контрактной территории. Отсюда вывод, что недропользователь, заключив соответствующий Контракт на недропользование, обязан законодательно оформить Земельные участки в пределах своей Контрактной территории. Поскольку, согласно положениям ЗК РК, земельные участки могут быть в собственности юридических лиц, а также в их постоянном или временном пользовании, недропользователь должен сам определить для себя какой режим земельных отношений для него приемлим и в зависимости от этого оформлять свои права на землю. Если обратиться к положению, закреплённому в пункте 4-1 статьи 44 Указа о недрах, то мы увидим, что «заключение Контракта (имеется ввиду на недропользование) является основанием для незамедлительного оформления земельного участка местными исполнительными органами. При этом пространственные границы оформляемого земельного участка ограничиваются территорией, фактически используемой недропользователем с нарушением земной поверхности в пределах сроков фактического использования земельного участка». В абзаце 2 пункта 4 статьи 32 действующего в настоящее время Земельного кодекса РК также указано, что «наличие Контракта на недропользование является основанием для незамедлительного оформления земельного участка». Таким образом, в соответствии с приведёнными законодательными положениями у недропользователя появляется право на землю сразу же после заключения Контракта на недропользование и обязанность оформить это право на основании земельного законодательства. В тоже время, это положение безусловно обязывает и компетентный государственный орган в области земельных отношений предоставить недропользователю все права на землю в пределах его Контрактной территории, при этом право выбора вида землепользования, на наш взгляд, принадлежит недропользователю. Практика показывает, что землю, находящуюся под недвижимыми активами (капитальные здания и сооружения и др.) недропользователь, как правило, оформляет в собственность путём получения соответствующего государственного акта о собственности на землю. А другие земельные участки необходимые для осуществления своих операций по недропользованию и ведения другой хозяйственной деятельности, связанной с недропользованием, недропользователь оформляет во временное пользование, путём заключения Договоров аренды. Такой практики закрепления земельных участков в пределах Контрактной территории придерживается в настоящее время и ТШО, хотя необходимо заметить, что исторически, ТШО закреплял своё право за земельные участки несколько иным, специфичным путём, о чём я остановлюсь чуть ниже. Сказанное позволяет прийти к нескольким выводам: 1. Контракт на недропользование не даёт безусловного права недропользователю на землепользование; 2. Контракт на недропользование является основанием для незамедлительного оформления земельного участка местными исполнительными органами, при этом исходя из смысла и содержания вышеприведённых законодательных норм (пункт 4-1 статьи 44 Указа о недрах, абзац 2 пункта 4 статьи 32 Земельного кодекса ), эти органы не вправе отказать недропользователю в оформлении земельных участков, поскольку это повлекло бы за собой нарушение прав недропользователя на осуществление основного вида деятельности (например, права на ведение Разведки недр или Добычу углеводородного сырья); 3. Право недропользователя на землепользование закрепляется в соответствии с положениями ЗК РК и других правовых актов, регулирующих земельные отношения. Как же складывалась практика закрепления прав ТШО на землепользование? Как известно, Соглашения и Договоры по Тенгизскому проекту, представляющие в своей совокупности Контракт на проведение работ по совмещённой Разведке и Добыче углеводородного сырья, были заключены 6 апреля 1993 года и утверждены специальными Указом Президента Республики Казахстан[3] и Постановлением Правительства Республики Казахстан[4], когда в стране, после распада СССР, ещё не была создана соответствующая рыночной экономике правовая база для осуществления операций по недропользованию с привлечением иностранного капитала. Одним из первых крупных западных инвесторов, пришедших в нефтегазовый сектор Казахстана, в частности, на Тенгизское нефтяное местрождение, была международная корпорация «Шеврон», естественно, она была крайне заинтересована в предоставлении необходимых гарантий на беспрепятственное осуществление своих прав на недропользование, а также на землепользование. Правовые акты того времени, регулирующие вопросы как недропользования, так и землепользования не отражали в полной мере всех аспектов деятельности совместных предприятий с участием иностранного капитала. Положения правовых актов РК, действовавших в начале 90-х годов прошедшего века и регулирующих отношения в сфере недропользования и землепользования, носили больше «разрешительный характер» и предоставление земельных участков юридическим лицам, в том числе недропользователям, зависело от воли и желания компетентного государственного органа и государственного чиновника. Наличие у хозяйствующего субъекта права на недропользование не являлось безусловным основанием к получению права на землепользование, более того некоторые нормы предусматривали положение о том, что юридическое лицо, претендующее на получение права на недропользование, впервую очередь должен был получить разрешение на занятие земельных участков на предполагаемой территории недропользования. Так, например, статья 15 Кодекса РК «О недрах и переработке минерального сырья» от 30 мая 1992 года (названный акт утратил силу) закреплял положение о том, что предоставление недр для добычи полезных ископаемых осуществлялось после предоставления, в частности, земельного участка в соответствии с Земельным кодексом РК от 16 ноября 1990 года (названный акт утратил силу). Положения статей 12 и 16 Кодекса РК «О недрах и переработке минерального сырья» предусматривал также, что земельные отношения, связанные с геологическим изучением недр и опытно-промышленной разработкой недр осуществляются в соответствии с земельным законодательством страны. Согласно Земельного Кодекса РК от 16 ноября 1990 года совместным предприятиям, иностранным юридическим лицам, в частности по концессионным договорам, земельные участки могли предоставляться только на условиях аренды. То же самое предусматривалось и Положением «О порядке предоставления земель в пользование совместным предприятиям, международным объединениям и организациям, иностранным юридическим лицам и гражданам для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан», утверждённым Постановлением № 1516-XII от 3 июля 1992 года (названный акт утратил силу). Таким образом, законодательство Республики Казахстан начала 90-х годов прошлого века не предусматривало положение о том, что наличие права на недропользование является безусловным основанием к предоставлению права на землепользование. В силу этого, учредители ТШО, в частности, его иностранный участник - международная нефтяная корпорация «Шеврон», были заинтересованы в том, чтобы Республика Казахстан и казахстанский участник товарищества дали полную гарантию предоставления прав на землепользование на основе заключённых Соглашений и Договоров по Тенгизскому проекту. Такая гарантия была предоставлена ТШО. Так, Соглашением по проекту (один из основных документов ТШО) для ТШО сроком на 40 лет была определена Контрактная территория в размере 4000 кв.км, из них для осуществления Разведки - 2462 кв.км и для Добычи углеводородного сырья - 1568 кв.км. При этом, в соответствии со статьей 12(Б) Соглашения по проекту Республика Казахстан от своего имени от имени всех государственных и региональных (местных) органов, министерств и комитетов признала и согласилась с тем, что немедленно после вступления в силу данного Соглашения ТШО получит право на начало своих операций, на владение и распоряжение своими активами, а также на занятие земли, на которой они могут располагаться без каких-либо требований в отношений получения для этих целей каких-либо дополнительных согласий, разрешений, отчуждений или лицензий, и без необходимости выполнении какой-либо экспертизы, при условии, что ТШО после этого должен поддерживать связь и сотрудничать со всеми соответствующими государственными и региональными органами, министерствами и комитетами Республики Казахстан с целью обеспечения соблюдения официальных процедур, требуемых согласно законам Казахстана. Однако, в данной норме имеется оговорка о том, что эти официальные процедуры не могут дополнять или исключать или иным образом изменять существенные положения этого Соглашения. Таким образом, приведённая норма Соглашения по проекту, с одной стороны, предоставила ТШО право на занятие земли без каких-либо дополнительных согласий, разрешений, лицензий, проведения экспертиз и совершения иных действий, а с другой - закрепила обязанность ТШО соблюдать официальные процедуры по этому вопросу, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. Однако такая процедура юридического оформления земельных участков не должна была лишать ТШО исключительного права на занятие земель в пределах Контрактной территории, т.е. компетентные органы Республики Казахстан не вправе были отказывать в выделении и регистрации земельных участков для нужд ТШО и (или) его подрядчиков в пределах лицензионной территории ТШО. Поскольку Соглашение по проекту и весь пакет основных документов по ТШО были утверждены специальными Указом Президента и Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан, то следует считать, что все положения Соглашений и Договоров по Тенгизскому проекту, в том числе положение, закрепляющее исключительное право ТШО на землепользование в пределах Контрактной территории, являются обязательными для всех сторон и носят нормативный характер. В развитие этих положений, до полного оформления ТШО своих земельных участков в пределах Контрактной территории, 15 сентября 1995 года между ТШО, Атырауской областной администрацией и Атырауским областным комитетом по управлению земельными ресурсами был подписан Протокол, который сторонами был признан как временный документ (пункт 6 Протокола). Этим Протоколом была рассчитана рабочая территория необходимая для ТШО в размере 381196 гектаров, за которую компания начала производить оплату земельного налога, а также были пообъектно оговорены земельные участки (куда входят, например: дороги, скважины, жилые здания и промышленные сооружения и т.д.) в размере 2245 гектаров, за которые ТШО стал производить выплаты в виде компенсации за ущерб сельскохозяйственному производству. В этом же Протоколе, в целях дальнейшего юридического закрепления права ТШО на оговорённые земельные участки, стороны взяли на себя обязательство подготовить и подписать специальный документ в форме, используемой в Республике Казахстан (пункт 6 Протокола). Данное обстоятельство свидетельствует, что ТШО ещё в 1995 году высказала своё намерение юридически оформить своё исключительное право на землепользование в соответствии с законодательством Республики Казахстан. ТШО, начиная с даты подписания данного Протокола, пообъектно закреплял своё право на земельные участки в пределах Контрактной территории и за её пределами (например, земельные участки, занятые объектами ТШО в г.Атырау), в строгом соответствии с требованиями земельного законодательства Республики Казахстан, таким образом, выполняя обязательное условие, закреплённое в статье 12(Б) Соглашения по проекту, о необходимости соблюдения официальных процедур, предусмотренных законодательством Казахстана. Таким образом, в настоящее время ТШО произвёл работы по узаконению своего права на земельные участки в пределах Контрактной территории, в частности: 1. провел аэрофотосъёмку Контрактной территории и составил соответствующие карты земельных участков; 2. на базе составленных карт провёл инвентаризацию земельных участков; 3. получил Государственные акты о праве собственности на некоторые земельные участки, расположенные под недвижимыми активами компании; 4. заключил Договоры аренды о временном пользовании земельными участками, необходимыми для осуществления своей основной деятельности по недропользованию; 5. получил соответствующие государственные акты на предоставлении оставшихся земельных участков на праве сервитута. Все права ТШО на землепользование закреплены соответствующими актами компетентных государственных органов, в частности, Постановлениями Акима Атырауской области № 195 от 26 сентября 2003 года и № 118 от 22 мая 2003 года, Решениями Акима Жылыойского района Атырауской области № 85 от 6 июня 2003 года и № 210 от 4 декабря 2003 года, Решением Акима Бейнеуского района Мангистауской области № 139 от 23 июля 2003 года, Договорами аренды и Договорами сервитута, сторонами в которых также являются местные исполнительные органы. Между тем, в вопросах узаконения земельных участков в пределах контрактной территории ТШО было много и «облачных» дней во взаимоотношениях с различными государственными органами. О некоторых таких разногласиях и спорах между ТШО и государственными органами хотелось бы остановиться подробнее. Так, например, были случаи когда на основании решений местных исполнительных органов определённые земельные участки с Контрактной территории ТШО передавались в пользование другим хозяйствующим субъектам, что приводило к нарушению прав ТШО на недропользование. Мы полагаем, что исходя из положения, закреплённого в пункте 4-1 статьи 44 Указа о недрах[5] местный исполнительный орган прежде чем выделить земельный участок, расположенный в пределах Контрактной территории ТШО другому хозяйствующему сбуъекту или гражданину должен был узнать позицию ТШО по этому вопросу. И если тот или иной земельный участок, расположенный в пределах Контрактной территории, необходим самому ТШО, то он не мог быть выделен в пользование другому лицу. Ради справедливости следует отметить, что такие незаконые акты отменяли сами местные исполнительные органы на основании письменных обращений (жалоб) ТШО. Так, например, 9 апреля 2002 года Акимом Жылыойского района Атырауской области было принято Решение о передаче ТОО «Нефтестройсервис» (далее - НСС) земельного участка, площадью 1,03 га в аренду. Данный земельный участок был расположен в 4-ом микрорайоне вахтового посёлка Тенгиз, а целевым его назначением было использование конкретных зданий-общежитий под жилые комплексы. На основании этого Решения был заключён Договор аренды земельного участка сроком на 10 лет между Акимом района и НСС. В данном случае были грубо нарушены требования национального законодательства и права ТШО, суть которого заключалась в следующем. В соответствии c Соглашением о продаже и приобретении активов от 2 апреля 1993 года[6] казахстанская сторона в качестве взноса в уставной капитал передала ТШО активы в виде зданий и сооружений, расположенных на территории 4-го микрорайона вахтового посёлка Тенгиз, в том числе и вышеуказанные здания общежитий. Естественно и земельные участки, расположенные под этими зданиями и сооружениями, согласно земельному законодательству, также принадлежали ТШО и никто не мог его отчуждать без согласия ТШО. После нашего неоднократного письменного обращения, только через полтора года, уже новый Аким Жылыойского района вынес решение об отмене первоначального решения о выделении НСС земельного участка, принадлежащего ТШО. Во втором случае, тот же Аким Жылыойского района своим Решением от 14 октября 2002 года выделил земельный участок площадью 0,3 га, принадлежащий ТШО, другому хозйствующему субъекту, ТОО «Сервис Жолшы». И только в конце прошлого года по письменному обращению ТШО это решение было отменено новым Акимом района. Эти факты свидетельствуют о том, что самими местными исполнительными органами нарушаются требования законодательства Республики Казахстан, которые влекут за собой нарушение прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. К вопросам выделения земельных участков необходимо подходить весьма осторожно в целях недопущения нарушений закона и прав субъектов земельных правоотношений. Хотел бы остановиться и на других примерах, когда местные исполнительные органы безосновательно, на наш взгляд, препятствовали ТШО узаконить земельные участки, на которые ТШО имел приоритетное право фактически и на основе положений действующих правовых актов РК. Как Вам известно, технология добычи тенгизской нефти и его первичная предпродажная переработка предусматривает отделение от нефти газа, серы и других сопутствующих продуктов. При этом, например, отделяемая сера, в соответствии, опять с предусмотренной и утверждённой технологией, размещается и хранится на специально сконструированных серных площадках, так называемых «серных картах». Должен отметить, что это законная деятельность ТШО, предусмотренная Технологической схемой разработки Тенгизского нефтяного месторождения, утверждённой компетентными государственными органами. Между тем в течении 1999-2002 годов ТШО испытывал определённые трудности в получении и оформлении земельных участков, необходимых для строительства новых «серных карт», более того ТШО получал отказы в выделении необходимых для компании земельных участков. При этом мотивы отказа были различные, от нецелесообразности и опасности хранения серы в открытом виде до требования об увеличении объёмов продажи серы. В данной статье можно было бы сделать анализ о технологии размещения и хранения серы, как одной из продукции ТШО, востребованной, хотя и в ограниченных объёмах, как внешним, так и внутренним рынком. Но это тема для другого случая. Единственное, ещё раз хотел бы заметить, что ТШО производит, размещает и хранит серу в соответствии с утверждённой технологией и с соблюдением существующих стандартов, в том числе международных. Таким образом, местные исполнительные органы, отказывая и препятствуя выделению земельных участков ТШО под «серные карты» в пределах Контрактной территории, грубо нарушили законодательные требования (пункт 4-1 статьи 44 Указа о недрах, абзац 2 пункта 4 статьи 32 Земельного кодекса) и право ТШО на получение и оформление земельных участков для осуществления своей хозяйственной деятельности согласно Контракту на недропользование.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |