|
|
|
Новый Уголовный кодекс об экономических преступлениях Ж.С. Елюбаев
Сборник международной научно-практической конференции «Проблемы реализации судебно-правовой реформы в постсоветских государствах: опыт и суждения» (1998)
Рост преступности в период перехода общества из одного состояния в другое неизбежен и отнюдь не производен от плохой работы правоохранительных органов. Возможности, которые открываются для стимулирования роста преступности и неблагоприятных изменений ее качественных показателей, - переход к многоукладной экономике, имущественное расслоение, разрастание групп и слоев повышенного социального риска, напор на подрастающее поколение пропаганды насилия, негативных социальных привычек и стандартов поведения, культа богатства любой ценой - все это функционирует в нашем обществе. С этих позиций представленный новый Уголовный кодекс является значительным шагом в совершенствовании правового регулирования борьбы с преступностью. Особая социальная значимость этого документа заключается в стремлении изменить в массовом сознании «образ» уголовного права как исключительно принудительного, карательного средства борьбы с преступностью, полностью игнорирующего его роль в защите интересов, прав и свобод граждан, иными словами, вернуть уголовному праву его роль регулятора общественных отношений, гаранта достижения социального компромисса. Принципиальным достоинством нового законопроекта является последовательно выраженная в нем дальнейшая гуманизация и демократизация уголовной политики, не исключающая усиления ответственности за наиболее тяжкие преступления. Целям последовательного развития гуманистических начал служит новая система наказания, построенная по принципу от менее тяжелых наказаний к более суровым. Сама структура такой системы предостерегает судебные органы от карательного, обвинительного уклона и ориентирует на необходимость более широкого использования предоставленной законом возможности для назначения наказаний, не связанных с лишением свободы. Значительно сокращены возможности применения исключительной меры наказания - смертной казни. Новый Уголовный кодекс представляет собой весьма значительное правовое явление. Он последовательно реализует ценности Конституции Республики Казахстан, международно признанные положения уголовного права, обеспечивает суверенитет Казахстана. Последовательное проведение идей законности и справедливости, требование личностного подхода, новая система предпосылок уголовной ответственности и освобождение от нее, перечень видов преступлений и наказаний - все это означает существенный вклад в дело строительства правового государства. Особенная часть УК (как и Общая) приведена в соответствие с криминальными реалиями и прогнозами их тенденций. Последовательно проводится идея максимальной защиты конституционных, личных и имущественных прав граждан. В то же время не забыты интересы защиты государства и общества, борьбы с международной преступностью. Кодекс в значительной мере очищен от «мертвых» норм; оптимизировано соотношение уголовной, административной и гражданской ответственности. Изменена идеологическая сущность концепции уголовного законодательства, базирующаяся на качественно иных, чем ранее, ценностных ориентирах и идейных установках, что обусловлено переходом от тоталитарного строя к демократическому правовому обществу. Долгие годы советская уголовная политика была фактически сосредоточена на обслуживании, упрощении государственной власти и подавлении личной свободы. Универсальным объектом уголовно-правовой охраны признавались «социалистические общественные отношения», обеспечивающие «командные высоты» государства и бесправное положение личности. В демократическом обществе ориентиры уголовного права в корне меняются. В центре оказывается человек, его жизнь, здоровье, свобода, собственность, честь и достоинство - в качестве важнейших социальных благ, требующих всестороннего юридического обеспечения. Если в УК КазССР от 1959 года на первом месте стояла охрана советского государства, то Особенная часть проекта УК начинается с раздела о преступлениях против личности. Тем самым подчеркиваются основные приоритеты. Проведена деидеологизация уголовного законодательства, которое теперь и по духу и по букве нацелено на защиту не социалистического, а конституционного строя, не государственной, а в равной мере всех форм собственности, не планово-распределительной системы, а основ рыночной экономики, не «классового господства», а безопасности и нормального функционирования гражданского общества. В доказательство вышесказанного нужно сравнить структуры двух Уголовных кодексов (УК КазССР и новый УК РК). Если УК КазССР состоит из 5 разделов и 11 глав (256 статей), то проект УК состоит из 7 разделов, Общей части и 16 глав Особенной. Увеличение объема нового УК говорит не об ужесточении, а наоборот о гарантиях защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, особенности прав и законных интересов организаций общественного порядка и безопасности, окружающей Среды конституционного строя и территориальной целостности Республики Казахстан, охраняемых законом интересов общества и государства. Новый УК призван ликвидировать пробелы в уголовном праве, которые образовались с переходом нашего молодого государства от тоталитарного режима к демократическому. Пожалуй, наибольшей новизной по сравнению со всеми остальными главами Особенной части отличается глава 7, содержащая нормы ответственности за преступления в сфере экономической деятельности. Введение в действие нового гражданского законодательства, закрепившего свободу предпринимательства, многообразие форм собственности и их юридическое равноправие, проведение приватизации, становление товарного, финансового и фондового рынков, качественная перемена роли государства в регулировании экономических отношений, - эти и другие процессы требуют иных, современных подходов к уголовно-правовой охране формирующейся рыночной системы хозяйствования, законных интересов участников экономической деятельности. В качестве приоритетных направлений можно назвать: защиту интересов потребителей как главных субъектов рыночных отношений; обеспечение свободы предпринимательской и иной экономической деятельности; равноправие ее участников в условиях рыночной конкуренции; поддержание стабильности гражданского оборота и платежной дисциплины. Уголовно-правовые запреты установлены в отношении различных видов насилия, обмана, произвола в экономических отношениях. Предусмотрены новые составы преступлений: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; незаконное предпринимательство; незаконная банковская деятельность; лжепредпринимательство; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества; приобретенного незаконным путем; незаконное получение и нецелевое использование кредита; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности; монополистические действия и ограничение конкуренции; злостное нарушение порядка проведения публичных торгов аукционов; заведомо ложная реклама; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; внесение в реестр держателей ценных бумаг заведомо ложных сведений; представление заведомо ложных сведений об операции с ценными бумагами и нарушение правил операций с ценными бумагами; подделка и использование марок акцизного сбора; экономическая контрабанда; незаконный оборон драгоценных металлов; природных камней или жемчуга, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте; преднамеренное и ложное банкротство; регистрация незаконных сделок с землей; принуждение к совершению сделок или к отказу от их совершения; неправомерный доступ к компьютерной информации, использование и распространение вредоносных для ЭВМ программ. Весьма примечательно появление в Особенной части УК главы - «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». В условиях многоукладной рыночной экономики, реального разграничения сфер частного и публичного права было бы принципиально неверным объединение в одном разделе и тем более в одной главе норм об ответственности за должностные злоупотребления, совершаемые как представителями власти, государственными служащими, так и лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и некоммерческих организациях, не являющихся государственными либо местными организациями или учреждениями. Эти нормы нашли свое отражение в главе 1 «Преступления против интересов государственной службы» Должностные лица наделены публично-правовыми, властными полномочиями, выступая в роли представителей государства или органов местного самоуправления. Поэтому совершаемые ими должностные преступления, хотя и сопровождаются зачастую причинением конкретного имущественного, морального или физического вреда, но специфичны именно своими политическими последствиями. Они посягают прежде всего на авторитет государственной (местной) власти, дискредитируют демократические институты, нарушают установленный порядок отправления государственной службы. Также необходимо подчеркнуть, что совершенно иной основной объект посягательства у деяний, предусмотренных статьями главы «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Субъекты этих преступлений получают полномочия не от избирателей, государства и органов местного самоуправления, а от собственников или учредителей соответствующих организаций. Они не выполняют государственно властных функций, действуя в сфере отношений, регулируемых в основном гражданским и налоговым законодательствами. Злоупотребление этими лицами своими полномочиями не направлены непосредственно против государственной власти, интересов государственной службы. Они представляют общественную опасность, главным образом, вследствие причинения конкретного, как правило, имущественного вреда лицом, выполняющим (постоянно, временно, либо по специальному полномочию) организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным учреждением. В частности, это, например, злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, превышение полномочий служащими частных или детективных служб, коммерческий подкуп. Вот почему при всей схожести признаков объективной и субъективной сторон таких деяний с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления, они включены в отдельную главу. Идеальных законов не бывает, поэтому возможные недостатки, несомненно, выявит правоприменительная практика. Но ведь ясно, что уголовное законодательство не может отражать противоречивого состояния переходного периода развития нашего общества и государства. Принятие Уголовного кодекса вытекает из положений Конституции Республики Казахстан, нормы которой гарантируют права и свободы человека и гражданина, принадлежащие каждому от рождения, и признают их абсолютными, неотчуждаемыми, определяющими содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |