|
|
|
Сомнительные законодательные импровизации
Ж.С. Елюбаев
Обсуждаемый вопрос о недавно принятых дополнениях и изменениях в Закон РК «О недрах и недропользовании» (далее - Закон о недрах) является весьма актуальным, поскольку они затрагивают не только интересы недропользователей, но и интересы государства. Инициаторы этого законопроекта полагали и видимо полагают, что принятие этих законодательных новелл будет способствовать укреплению национальной и экономической безопасности страны. По моему мнению, они глубоко ошибаются, поскольку эти дополнения и изменения, внесённые в Закон о недрах, наоборот посягают на те важные объекты государственности (национальная безопасность, экономическая безопасность, общественная безопасность), которые они хотели защитить. Постараюсь кратко обосновать свою позицию. При принятии этого спорного закона, авторы обсуждаемого закона и Парламент РК не учли важные положения других нормативных правовых актов Республики Казахстан, которые прямо регулируют вопросы обеспечения национальной и экономической безопасности страны. Так, например, статья 28 Закона РК № 233 от 26 июня 1998 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» (далее - Закон о национальной безопасности) гласит о том, что положения названного закона «являются основой для разработки и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные направления и способы обеспечения национальной безопасности». Складывается впечатление, что инициаторы закона, которым были внесены дополнения и изменения в Закон о недрах не только не учли приведённое правовое положение, но они и не заглядывали в Закон о национальной безопасности, поскольку новые дополнения и изменения в Законе о недрах прямо противоречат многим положениям специального закона, регулирующего вопросы национальной безопасности. Согласно пункту 1 части 5 статьи 18 Закона о национальной безопасности государственным органам при «обеспечении экономической безопасности» запрещено «принятие решений и действий, препятствующих притоку инвестиций в экономику Казахстана». Принятие решений и совершение действий вопреки приведённому положению закона, влечёт за собой «ответственность» этих органов и их должностных лиц. Разве можно, сегодня, с уверенностью сказать, что поспешное и непродуманное внесение дополнений и изменений в Закон о недрах будет способствовать притоку новых инвестиций в страну и защите уже внесённых инвестиций. По нашему твёрдому убеждению, нет, и об этом свидетельствуют резко негативная реакция недропользователей и инвесторов на этот новый закон. Если Республика Казахстан не будет обеспечивать стабильность инвестиционных договоров и поддерживать своих первых инвесторов, особенно иностранных, который пришли в страну в самые тяжёлые годы, когда экономика лежала на боку, то не следует ожидать новых иностранных инвестиций, поскольку каждый инвестор, привнося свой капитал в страну, должен знать и быть уверенным в том, что его права и интересы в этой стране будут защищены. Обсуждаемым законодательным нововведением Правительству РК/Компетентному государственному органу (МЭМР), в случаях «создания угрозы национальной безопасности», предоставлено право требования на внесение изменений и/или дополнений в контракт о недропользовании, в случае же отказа недропользователя от такого предложения, предусмотрены основания к одностороннему отказу от исполнения контракта (новая редакция статьи 45-2 Закона о недрах). Эти положения, по существу, являются завуалированной формой национализации. Между тем, если вновь обратиться с главному законодательному акту, регулирующему вопросы обеспечения национальной безопасности, приведённые в предыдущем абзаце, новые положения в Законе о недрах, также потиворечат нормам Закона о национальной безопасности. Так, согласно пункту 4 статьи 9 Закона о национальной безопасности только Президент Республики Казахстан, а не Правительство РК, тем более не Компетентный государственный орган в области недропользования, имеет право «определять реальную, потенциальную угрозу национальной безопасности и принимать необходимые меры по обеспечению безопасности граждан, общества и государства с учётом мнения Совета Безопасности». Таким образом, новые положения Закона о недрах посягают и на права Президента страны, предоставленные ему специальным Законом о национальной безопасности. В новых положениях Закона о недрах применяется термин «экономические интересы», существенные изменения которых вследствие проведения «операций по недропользованию в отношении участков недр, имеющих стратегическое значение», могут быть основанием к требованию об изменении и дополнении контракта на недропользование, если они создают «угрозу национальной безопасности». Отсюда вопрос, как интерпретировать термин «экономические интересы»; кто будет определять состояние и уровень «экономических интересов»; не будет ли здесь субъективистского подхода и злоупотребления; вольное толкование этого термина государственными чиновниками, в отсутствие законодательной интерпретации, не приведёт ли к расправе с недропользователями, которые чем-то не нравятся тем же чиновникам, от которых зависит решение многих вопросов, связанных согласованием и утверждением необходимых документов для реализации права недропользования? Следует отметить, что Закон о национальной безопасности не содержит термина «экономические интересы». Однако в этом акте содержатся такие термины, как «экономическая безопасность», «национальные интересы», при чём, последний термин интерпретируется как: «совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных интересов». В связи с этим напрашивается ещё один вопрос: Что в Республике Казахстан не обеспечиваются «политические, экономические, социальные и другие потребности» государства, как этого требует закон? Ведь мы ежедневно слышим и видим иную информацию из СМИ и выступлений тех же высокопоставленных чиновников из правительства о том, что в стране достигнута стабильная политическая ситуация; что страна достигла таких высоких экономических показателей и не в последнюю очередь за счёт развития нефтегазовой и энергетической отраслей, что позволяет нам в скором будущем попасть в число 50 высокоразвитых стран мира; что стране обеспечена высокая социальная защищённость всех слоев населения; что государство обеспечивает конституционные права своих граждан. Так, что же случилось, что Республика Казахстан пошла на такие чрезвычайные меры, как принятие такого антиинвестиционного и антирыночного закона, положения которого противоречат положениям главного закона, регулирующего вопросы обеспечения национальной экономической безопасности страны? Думается, что внесение новых положений в Закон о недрах инициировала группа высокопоставленных чиновников страны, в том числе депутаты вновь избранного Парламента Республики Казахстан, ставящие свой популизм и политические амбиции выше «национальных интересов» государства. Нельзя исключить и то, что этот закон, которому специально придана обратная сила, призван решить возникшие в настоящее время частные конфликты с конкретными недропользователями либо для создания правовой базы для воздействия на первых инвесторов Казахстана. Между тем, ни Правительство РК, ни Парламент страны не подумали о том, что разрешение частных конфликтов с недропользователями именно таким способом, наносит ещё больший вред «национальным интересам» и создаёт «угрозы национальной безопасности», направленные на «ослабления законности и правопорядка; препятствование росту инвестиционной деятельности, в том числе притоку иностранных инвестиций в Республику Казахстан». Хотел бы обратить внимание ещё на одно важное положение Закона о национальной безопасности (часть 2 статьи 18). Так, когда государство «в целях защиты национальных интересов Республики Казахстан, в том числе сохранения и укрепления промышленного потенциала», осуществляет «контроль за состоянием и использованием объектов экономики Казахстана, находящихся в управлении или собственности иностранных организаций и организаций с иностранным участием», должен это делать с обязательным «соблюдением гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам». Разве соблюдено это положение в законодательных нововведениях, регулирующих вопросы недропользования? Конечно нет, наоборот это положение нарушено. И наконец, следует сказать, что возможность «одностороннего отказа от исполнения контракта» на недропользование со стороны Компетентного государственного органа, а также придание закону обратной силы, это не самая лучшая практика в законотворчестве и в правоприменении. Эта практику следует признать наихудшей, тем более для государства, стремящегося попасть в перечень высокоразвитых стран со стабильной политической системой и прогрессивной рыночной экономикой, а также с реально действующими демократическими институтами. Этот закон отбросил Республику Казахстан на 15 лет назад, то есть к тому периоду, когда страна только становилась на путь развития рыночной экономики с пыталась создать привлекательный инвестиционный климат. По вине известных «новаторов законотворческого цеха», страна может потерять больше, чем собирается приобрести. Этот закон в том виде, в каком он принят не может способствовать правопорядку в стране, в широком смысле этого слова. Казахстанская Ассоциация юристов нефтегазовой отрасли (KPLA), объединяющая в своих рядах юристов, непосредственно работающих в нефтегазовом секторе экономики страны либо предоставляющие юридические услуги этой отрасли, присоединится к действиям здоровых сил общества по обеспечению законности и правопорядка в этой важной отрасли экономики. Диктату государства и чиновников не должно быть места в бюджетообразующем секторе экономики страны, действия законов государства должны способствовать развитию свободной рыночной экономики и формированию привлекательного инвестиционного климата. Имеющиеся факты нарушения законов со стороны недропользователей, инвесторов и других хозяйствующих субъектов должны пресекаться на основании действующих «правильных» законов, а не на основании сомнительных законодательных импровизаций.
Журнал «Недропользование и право, № 2, 2006 год.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |