|
|
|
Вопрос трудовой миграции
Абденов Серик Сакбалдеевич Директор департамента труда и занятости населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
Четвертый Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 14 апреля 2006 г.)
Рост валового внутреннего продукта и сопряженных с ним экономических показателей относятся к числу важнейших индикаторов развития экономики. Это обусловлено тем, что он выражает итоговый результат функционирования всей экономики и является объектом макроэкономического регулирования. Прирост ВВП в 2005 году обеспечен увеличением объемов производства в нефтегазовом секторе, строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, в сфере услуг транспорта и связи, торговли. При этом, необходимо отметить, что именно в данные отрасли идет основная часть притока иностранной рабочей силы, востребованной на рынке труда в связи с необходимостью обеспечения мировых стандартов производства и управления, внедрения новых технологий и оборудования. Динамика привлечения иностранной рабочей силы показывает ежегодное увеличение объема привлеченных иностранных граждан. Если в 2001 году привлекалось 10720 иностранных специалистов, то в 2005 году 24760, а скорректированная в 2006 году квота позволит привлечь более 50000 иностранных специалистов. Увеличение объема привлечения иностранной рабочей силы связано со сложностью обеспечения за счет внутреннего рынка труда всей потребности интенсивно развивающейся экономики Республики Казахстан, реализацией Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, Программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря, государственных программ развития жилищного строительства, развития сельских территорий Республики Казахстан. При этом, на нефтегазовый сектор экономики и связанные с ним производства, приходится наибольший объем привлечения иностранной рабочей силы примерно более 30% от общей квоты. В Послании народу Казахстана текущего года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» Главой нашего государства отмечено о необходимости выработки механизма привлечения в Казахстан высококвалифицированных и профессиональных работников, которые могли бы работать в нашей республике на постоянной основе. Вместе с тем, большой акцент сделан и на воспитании, повышении квалификации и профессионализма наших отечественных работников. Это прямо указывает на то, что политика привлечения иностранной рабочей силы, проводимая в республике, сориентирована на привлечение высококвалифицированной рабочей силы и защите внутреннего рынка труда, укомплектование национального кадрового потенциала. В соответствии с названными приоритетами Министерством активно ведется работа по совершенствованию законодательства в сфере трудовой миграции. В рамках деятельности Совета иностранных инвесторов уже не один раз прорабатывались предложения и вносились изменения в Правила определения квоты и привлечения работодателями иностранной рабочей силы. В текущем году, Министерством совместно с Советом иностранных инвесторов разработан и внедрен механизм разделения общего объема квоты по конкретным категориям. Данный механизм позволяет обеспечить сбалансированное распределение квоты по категориям в регионах и во многом решает проблемы крупных компаний по привлечению менеджеров и инженерных работников. Также следует отметить, что в текущем году приказом Министра создана рабочая группа по совершенствованию законодательства в области трудовой миграции. В состав рабочей группы наряду с представителями Министерства вошли представители иностранных компаний-членов Совета иностранных инвесторов, национальной компании «КазМунайгаз». Рабочей группы разработан большой пакет поправок в Правила определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан. Проект постановления одобрен рядом согласующих министерств и в марте месяце утвержден Правительством Республики Казахстан. В новой редакции Правил устранены многие вопросы, которые на практике вызывали сложности, увеличен суммарный срок пребывания иностранных специалистов в служебных целях, введена возможность командирования иностранных специалистов сроком до 180 дней на условиях паритетного направления за рубеж казахстанских специалистов, уменьшен список требуемых документов, уточнена процедура согласования особых условий, возлагаемых на работодателей в связи с привлечением иностранной рабочей силы, значительно упрощен порядок привлечения иностранной рабочей силы на сезонные сельскохозяйственные работы. Также, Министерством разработан и внесен в Правительство проект постановления «Об утверждении Правил внесения работодателями в банки страны трудоустройства гарантийного и залогового взноса и его размера». Данным проектом наряду с упорядочением порядка внесения данного вида взноса предполагается снижение его размера. Наряду с этим, внесены и изменения, направленные и на регулирование вопросов, возникающих с выездом казахстанских граждан на работу за рубеж по линии частных агентств занятости. Данные изменения внесены в Закон Республики Казахстан «О занятости населения», в постановление Правительства РК «Об утверждении Правил по вопросам лицензирования привлечения иностранной рабочей силы и вывоза рабочей силы из Республики Казахстан за границу». Вопросы трудовой миграции с иностранными специалистами нашли отражение и в проекте Трудового кодекса Республики Казахстан, который находится на рассмотрении в Парламенте Республики Казахстан. Как Вы знаете, Казахстан не обошла стороной и проблема нелегальной трудовой миграции. В этой связи, в соответствии с посланием Президента Правительством разрабатывается проект Закона Республики Казахстан «О легализации трудовых мигрантов, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Республике Казахстан». Обсуждая вопрос привлечения в Казахстан иностранной рабочей силы нельзя обойти и вопрос подготовки и переподготовки национальных кадров. Думаю, что компании, которые пришли в Казахстан не на один год, должны быть реально заинтересованы в формировании постоянного кадрового потенциала. Ведь временный работник тем и отличается от постоянного, что не переживает за перспективы развития компании, потому что знает о необходимости прекращения отношений по истечению определенного срока. В этой связи, актуальным видится осознание бизнес кругов своей социальной ответственности. Как Вы знаете, на внедрении международных стандартов социальной ответственности бизнеса особо акцентировал в своем послании Президент Казахстана. В своем широком понимании социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компаний и выходящий за рамки определенного законом минимума. Наглядным примером служит совместная деятельность крупных компаний и образовательной системы в области подготовки квалифицированных кадров. Уже сегодня мы имеем множество примеров, открыты и действуют учебные центры в Атырауской, Западно-Казахстанской областях. Полагаю, что для дальнейшего продуктивного развития нашего общества необходимо осознание социальной ответственности бизнеса прежде всего в крупных компаниях, что, соответственно, сделает ее нормой для всего бизнес-сообщества. Либерализация законодательства, увеличение прямых иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль способствовали быстрому развитию нефтедобывающего сектора. Благоприятная конъюнктура на мировом рынке углеводородов стимулировали рост экспорта. Казахстан имеет один из наиболее высоких темпов роста ВВП среди стран СНГ и среди других стран мира, источником экспортного дохода которых являлся экспорт энергоресурсов. Республике присвоен статус государства с рыночной экономикой, в настоящее время обсуждается вопрос о вступлении РК во Всемирную торговую организацию (ВТО). Несмотря на, достижения в макроэкономической сфере и динамичный экономический рост в последние пять лет, основной проблемой казахстанской экономики является «сырьевая» ориентация. В связи с этим основная задача - это диверсификация экономики, развитие наукоемкого производства и информационных технологий, переход в долгосрочном плане к «сервисно-технологической» экономике при дальнейшем сохранении и развитии промышленного и научно-технического потенциала РК, как указывается в Стратегии инновационного развития на 2003-2015 гг. Но, нельзя забывать и о ситуации на внутреннем рынке труда, уровне безработицы среди местного населения. В этой связи, Законами Республики Казахстан «О миграции населения» и «О занятости населения» при регулировании трудовой миграции определено приоритетное значение защиты внутреннего рынка труда. Учитывая это, ежегодно в целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан устанавливается квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан. За последние три года квота на привлечение иностранной рабочей силы ежегодно увеличивалась на 0,06 % от экономически активного населения Казахстана и в 2006 году составила 0,45 %. В текущем году введена новая схема распределения квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Распределение по категориям от общего объема квоты выполнено следующим образом: по первой и второй категориям - 47%, по третьей категории - 24%, по четвертой категории (сезонная сельскохозяйственная рабочая сила) - 29 %. Актуальность этого, заключается в четком распределении приоритетов привлечения иностранных специалистов высокой квалификации в реализацию государственной политики по привлечению высококвалифицированной рабочей силы. Вместе с тем, этот процесс должен сопровождаться мерами по формированию собственного качественного кадрового потенциала, что Президент Республики Казахстан определил основной задачей, выступая перед депутатами Парламента Республики Казахстан 18.01 текущего года. Следует отметить, что за время экономических реформ в республике наблюдается снижения числа учреждений начального профессионального образования. Так, если в 1994-1995гг. насчитывалось 415 ПТШ, то в 2002 г.их количество снизилось до 287. Численность учащихся в ПТШ снизилась на 56,9%. Реализация поставленных задач позволит создать условия для безболезненного входа Казахстана во Всемирную Торговую Организацию. Немаловажным является и вопрос привлечения сезонной сельскохозяйственной рабочей силы (четвертая категория). Анализ рынка труда в сельском хозяйстве показал, что для казахстанских граждан некоторые работы становятся непривлекательными ввиду их трудоемкости и низкой оплаты. В настоящее время такая ситуация наблюдается в Южно-Казахстанской, Алматинской, Жамбылской областях на сезонных сельскохозяйственных работах по выращиванию табака, хлопка, плодоовощей. Необеспеченный спрос на рабочую силу в указанных регионах имеет негативное влияние на объемы производства продукции и, соответственно, развитие экономики регионов. Из-за большого объема и трудоемкости производства сельскохозяйственной продукции, в весеннее-летний период предложение рабочей силы покрывается за счет привлечения дополнительной рабочей силы извне. Это не сказывается на снижении занятости граждан Казахстана для которых данные работы становятся непривлекательными ввиду их трудоемкости и низкой оплаты. В этой связи, для более широкого привлечения сезонной сельскохозяйственной рабочей силы из приграничных регионов и для ее легализации, Правительство принято решение по увеличению квоты на привлечение иностранной рабочей силы на сезонные сельскохозяйственные работы до 10 тыс. человек в год (0, 13% от экономически активного населения отдельно от квоты по другим работам). Данные подходы позволяют решить проблемные вопросы трудовой деятельности иностранных граждан приграничных государств, осуществляющих вне установленных законодательством процедур. Экономический рост и интернационализация хозяйственной жизни привели к росту потоков трудовой миграции. В последние годы ежегодно привлекается от 11 до 25 тысяч иностранных работников. Основными сферами применения иностранной рабочей силы являются строительство, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность. В региональном аспекте преобладает ввоз иностранной рабочей силы в Атыраускую и Алматинскую области, города Алматы и Астана. Каждый третий иностранный специалист - выходец из Турции. В 2,2 раза увеличилась численность китайских специалистов и составляет более 13% ввозимой рабочей силы. Из стран СНГ преобладают работники из Кыргызстана (47,8% к числу специалистов из стран СНГ). Ввоз иностранной рабочей силы по квоте сориентирован на привлечение высококвалифицированных специалистов в области естественных и инженерных наук, финансово-экономической и предпринимательской деятельности, спрос на которых не удовлетворяется за счёт внутреннего рынка труда. В целях защиты внутреннего рынка труда и интересов местного персонала, минимизации ущерба занятости и заработкам граждан РК: - Правительство устанавливает и контролирует соблюдение квоты на ввоз иностранной рабочей силы; - проводит жесткую политику по замене иностранных специалистов казахстанскими кадрами. В прошлом году в организациях, привлекающих иностранную рабочую силу (24760 ед.), было занято 251,5 тыс. казахстанских граждан, создано 32,3 тыс. рабочих мест для местных кадров и переобучено новым специальностям более 13566 тыс. казахстанских специалистов; - принимает меры по недопущению дискриминации местного персонала в оплате труда. Разработана и утверждена методика расчета казахстанского содержания в отношении местного персонала в контрактах на недропользование. Вместе с тем улучшающиеся социально-экономические условия страны, имеющиеся рабочие места, недостаточный миграционный контроль со стороны соседних государств, открытость границ на пространстве СНГ делает наше государство весьма привлекательным для нелегальных мигрантов. По данным Министерства внутренних дел, в Казахстане объемы нелегальной трудовой миграции ежегодно составляют ориентировочно 200 - 300 тыс. человек. В этой связи особую озабоченность вызывают два обстоятельства: 1) нелегальные мигранты представлены не только сезонными работниками из Киргизстана и Узбекистана. Определённая часть этой категории людей занимается нелегальной, в том числе уголовно наказуемой деятельностью. Нелегальная миграция нередко сопровождается контрабандой оружия и наркотиков, провоцирует траффик, что становится свидетельством скоординированных действий преступных группировок разных стран. И это все происходит, когда идет полномасштабная борьба с терроризмом и экстремизмом. 2) Меры предупреждения и пресечения нелегальной миграции, предпринимаемые в стране, явно недостаточны. Поскольку экономические и социальные последствия нелегальной миграции и занятости нельзя интерпретировать однозначно, к разработке политики и мер, направленных на регулирование этого явления, надо подходить дифференцированно. Международная организация по миграции, опираясь на мировой опыт борьбы с нелегальной миграцией, предлагает использовать три типа мер: - предотвращение нелегальной миграции и занятости. Для этого необходимо применение комплексного иммиграционного контроля - укрепление границ, ужесточение визовой политики, усиление таможенного администрирования, расширение сети пунктов миграционного контроля, создание специализированных подразделений миграционной полиции и постов миграционного контроля, формирование единой системы автоматизированного контроля; - депортация нелегалов, уже находящихся на территории страны; - легализация нелегальных мигрантов (мигрантов из приграничных государств в наших условиях). Глава государства в Послании 2006 года поручил провести разовую акцию по легализации незаконных трудовых мигрантов, осуществляющих свою деятельность на территории республики путём их регистрации в органах внутренних дел и других соответствующих ведомствах. При этом при проведении иммиграционной политики важно четкое разграничение и согласование ведомственных функций, приведение в соответствие распределения обязанностей между ведомствами со средствами, выделяемыми на выполнение этих обязанностей. Что касается компетенции Министерства, то она распространяется на выявление фактов нелегальной занятости силами государственных инспекторов труда и принятие в отношении работодателей, допускающих противозаконное использование рабочей силы, и работников работающих нелегально, мер административного реагирования. В 2003 году, например, Министерством установлено 522 случая нарушений, связанных с нелегальным привлечением иностранной рабочей силы, в 2004 году - 474, в 2005 году - 489. Виновные в нарушениях были привлечены к различным мерам ответственности. Министерство работает и над вопросами легализации теневой занятости и сокращения потоков незаконных мигрантов на основе преобразования их в узаконенные потоки с помощью регулятивных мер и заключения соответствующих Соглашений с приграничными государствами СНГ. Однако предпринимаемые в рамках полномочий Министерства меры не решают проблему в полном объёме. Таково наше видение проблем. Убеждены, что их решение повысит эффективность миграционной политики и предупредит угрозу общественной стабильности и безопасности.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |