|
|
|
28.02.2014 Потенциал внешней торговли
В текущем году на основе комплексного плана Правительство продолжит работу по улучшению индикаторов в рейтинге Всемирного банка Doing Business, где «камнем преткновения» остается крайне низкая позиция страны по показателю «Международная торговля». Есть мнение, что рейтинг Всемирного банка - это и своеобразная лоция для мирового инвестиционного капитала и некий механизм, играющий роль кнута и пряника в процессе глобальной форматизации. Так или иначе, но 186-е место РК в рейтинге по «Международной торговле» явно не способствует положительному имиджу страны и усилению притока инвестиций в экономику. Казахстан не имеет прямого выхода к морю и европейским рынкам, хотя и обладает некоторым преимуществом перед замкнутыми территориями тем, что соседствует с двумя крупными государствами - Китаем и Россией. При этом высокие транспортные затраты в конечной цене продукции экспортеров не только сдерживают конкурентоспособность страны на международном рынке, но и препятствуют расширению инвестиций в несырьевые сектора экономики. Примечательно, что совокупная территория стран, не имеющих свободного доступа к морским транспортным узлам, составляет 12,5% от общей территории земной суши. В этих пределах проживает более 4,1% мирового населения с наименьшей долей участия в глобальном торговом процессе. Парадоксально также, что из года в год уровень и динамика товарооборота Казахстана с другими странами увеличиваются пропорционально росту деловой активности бизнеса и инвестиционной привлекательности экономики, а позиция Казахстана в рейтинге по торговле остается на прежнем уровне. Между тем, как показывает практика, транспортная составляющая в структуре внешней торговли стран, не имеющих прямого выхода на мировые рынки, в 5-6 раз превышает аналогичные показатели развитых государств. Бизнес этих стран вынужден расходовать на транспортировку экспорта и импорта порою больше средств, чем стоимость самого перевозимого товара. Поэтому казахстанские компании особенно чувствительны к колебаниям тарифов на транспортные услуги. При росте этих ставок хотя бы на 1% доля транспортных издержек в себестоимости товара соответственно вырастает от 5 до 9%. В совокупности с другими расходами это накладывает свою долю негатива на специфику казахстанской внешнеторговой деятельности. То есть при выходе на мировые рынки у казахстанских экспортеров всегда сохраняется большая вероятность оказаться в роли ценовых аутсайдеров в силу высокой себестоимости их продукции. Поэтому для них в нашей стране предусмотрены многие преференции, в том числе налоговые. При этом рациональность отдельных форм поддержки экспортеров, в частности практика частичного возмещения транспортных расходов компаниям сырьевого сектора, нередко подвергается критике как со стороны общественных организаций, так и парламентариев: мол, «политика, направленная на стимулирование экспорта, по сути, превратилась в политику финансирования экспортеров». Но скупой, как известно, платит дважды… Вполне понятно, что инвестирование и субсидирование бизнеса за счет средств Национального и пенсионного фондов - не самая лучшая практика. Но в условиях отсутствия долгосрочного финансирования и замедления темпов притока инвестиций в экономику, других способов стимулирования бизнеса может и не быть. В связи с этим одной из важных задач, обозначенных Главой государства перед Правительством и Национальной палатой предпринимателей, - это налаживание системной работы по привлечению зарубежных инвестиций и созданию эффективных принципов продвижения экспорта. Отсюда и вытекает актуальность повышения индикаторов рейтинга Doing Business. В процессе создания новой инвестиционной системы в Правительстве отдают предпочтение турецкому опыту. И, как сообщал ранее председатель НПП Абылай Мырзахметов, в качестве консультанта в страну приглашен экс-глава турецкого агентства по инвестициям, который в свое время привлек в экономику Турции немало инвестиций и технологий известных мировых компаний. В связи с этим нелишне отметить, что ежегодный объем турецкого экспорта товаров составляет порядка 130 млрд. долларов. В мировом рейтинге она занимает 19-е место среди всех стран по объему экспорта. В среднесрочной перспективе Анкара намерена войти в десятку мировых экспортеров с объемом не менее 500 млрд. долларов. Как известно, в Казахстане уже существует структура, которая занимается продвижением экспорта на внешние рынки, налаживанием деловых мостов, в том числе привлечением инвестиций, - KAZNEX INVEST. Глава Национальной палаты предпринимателей считает, что это аналог того же турецкого агентства по инвестициям, только со штатом работников, втрое превышающим зарубежную «контору» и с гораздо меньшим эффектом деятельности. Он также полагает, что логичнее не создавать еще одной структуры квазигосударственного сектора, а лучше перестроить работу существующей организации в соответствии с новыми задачами и требованиями. Между тем анализ проблемных сторон казахстанской внешнеэкономической сферы показывает, что многое здесь определяется стихийным характером процесса, когда каждый сектор и компания в отдельности действуют на свой страх и риск, не имея подчас достаточно четкого представления о возможностях и перспективах того или иного рынка. И, как отметил на прошедшем заседании Правительства министр финансов Бахыт Султанов, некоторые участники ВЭД, похоже, находятся в полном неведении о тех реформах, которые уже осуществлены в минувшем году. Прошлый экономический период, сопровождавшийся повсеместным замедлением деловой активности и снижением спроса на мировых рынках ресурсов, судя по всему, оказался не столь благоприятным для многих участников внешнеторговой деятельности. Согласно предварительным данным, в 2013 году внешнеторговый оборот Казахстана, с учетом взаимной торговли с Россией и Беларусью, составил порядка 108,5 млрд. долларов, сократившись по сравнению с результатом 2012 года на 1,5%. Уровень экспорта также снизился на 4,9% и составил 69,1 млрд. долларов. При этом импорт вырос на 5,1%. Примечательно, что за последний год доля обработанной продукции несколько возросла в общем объеме экспорта Казахстана и составила 24,1%. Тем не менее в целом объем обработанного экспорта снизился на 4%. Это произошло за счет уменьшения объемов экспорта полуфабрикатов: из железа - на 82%, золота - на 54%, титана - на 48%, шариковых подшипников - на 42%, проката плоского - на 41%, меди нерафинированной - на 34% и других товарных позиций. В структуре обработанного экспорта традиционно значительную долю занимают товары промежуточного потребления, объем которых также снизился на 7% и составил 11,1 млрд. долларов. В настоящее время порядка 135 стран - членов ВТО являются торговыми партнерами Казахстана. При этом, будучи вне рамок международного торгового альянса, отечественным экспортерам трудно вести речь о каком-либо торговом паритете со своими партнерами, поскольку каждый из них обладает определенным «иммунитетом», в том числе правом антидемпингового разбирательства. Отечественные компании не первый год сталкиваются с подобными мерами в отношении казахстанского экспорта продукции черной и цветной металлургии, урана и других товаров со стороны США, ЕС, Индии, Мексики, Бразилии, Колумбии и Венесуэлы. При этом преимущество всегда оказывалось на стороне членов ВТО. На сегодня наибольшая доля казахстанского экспорта - 53% - направляется в страны ЕС. В Китай экспортируется 17% всего экспорта. Доля, поставляемая в страны Таможенного союза, достигает 8%. В остальные страны мира направляется 16% экспорта. Как отмечают эксперты, в целом географическая структура обработанного экспорта изменилась незначительно. За 9 месяцев 2013 года поставки обработанной продукции осуществлялись в 105 зарубежных стран. При этом львиная доля обработанного экспорта - 69% - также была направлена в страны ЕС, Китай и страны Таможенного союза. В условиях нынешних структурных проблем в экономиках стран Евросоюза, рыночной нестабильности и высокой затратности данного экспортного направления в Казахстане все больше мнений звучит в пользу переориентации части экспорта на другие рынки сбыта. Например, представители Национальной палаты предпринимателей говорят о стратегической целесообразности наращивания экспорта в китайском направлении. В этом случае, безусловно, многие «головные боли», имеющие место в практике экспорта в Европу, отпали бы сами собой. Но для активного продвижения отечественного бизнеса на рынок КНР, очевидно, необходимо не только стремление, но и наличие соответствующей стратегии со всеми принципами и механизмами, предопределяющими положительную динамику данного процесса. При этом достижение консенсуса с КНР в плане сокращения транспортных расходов во взаимном товарообороте - одна из мер, способствующих активизации торговли в данном направлении. В целях сокращения транспортных издержек казахстанских экспортеров и импортеров Планом мероприятий предусматривается проработка вопросов снижения коэффициентных надбавок к тарифам на гарантированные транзитные перевозки грузов, включая переговоры с китайской стороной о применении единых тарифов на железнодорожные перевозки из китайского порта Ляньюньган. В плане сокращения бюрократизма госорганы на сей раз «пожертвовали» двумя документами, входившими в «бумажный» портфель участников внешнеэкономической деятельности, - счетами за транспортировку и терминальную обработку грузов.
Досжан НУРГАЛИЕВ инфографика Натальи ЛЯЛИКОВОЙ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |