|
|
|
О внесении изменения в Закон РК «О государственных закупках»
Ажибаев А.М., бакалавр юриспруденции
Законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на принципах: оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок; предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок; добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков; гласности и прозрачности процесса государственных закупок. Достижение поставленной цели требует серьезного научно-методического обеспечения процесса государственных закупок. Не секрет, что система государственных закупок является краеугольным камнем не только в Республики Казахстан, но и во всем мире, и особое значение придаваемое данной системе определяется тем, что она являются важным инструментом в современном механизме рыночного хозяйства: содействуют развитию торговли, которая, в свою очередь, служит средством обеспечения более высоких темпов роста экономики. В ходе изучения процесса взаимодействия потенциальных поставщиков с заказчиком на этапе разработки плана государственных закупок, был обнаружен противоречивый факт, что согласно п.п. 2 п. 1 ст. 6 настоящего Закона потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если потенциальный поставщик и (или) его работник оказывал заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок. Исходя из сложившихся реалий, зачастую заказчик не имеет в штате специалистов обладающих необходимыми навыками или специальным оборудованием для решения поставленных перед ним задач. В целях решения, а так же экономии бюджетных средств, заказчик прибегает к негласной, безвозмездной помощи специалистов потенциальных поставщиков, которые обладают специальными навыками и необходимым оборудованием для предоставления экспертных, консультационных и (или) иных услуг, не смотря на п.п. 2 п. 1 ст. 6 Закона «О государственных закупках». Плюс ко всему, в процессе государственных закупок отследить и доказать причастность потенциальных поставщиков в разработке перечня номенклатуры товаров, работ или услуг очень сложно. Опасения связанные с последствиями от подобной «помощи» таковы: рекомендации и экспертные заключения потенциальные поставщики разрабатывают исключительно под свои товары работы и услуги, далее на основании рекомендаций и заключений потенциальных поставщиков заказчик формирует перечень номенклатуры товаров, работ или услуг, в случае отсутствия необходимых данных в справочнике, определяет количество, единицу измерения, сумму исходя из заключений потенциальных поставщиков и в последствии формирует план государственных закупок, в итоге все вышеперечисленные действия со стороны потенциального поставщика противоречат п. 2 и п. 3 ст. 3, п. 3 ст. 17 настоящего Закона. Но реалии таковы, что потенциальные поставщики имеют штат сотрудников, работа которых построена на взаимодействии с заказчиком в снабжении информацией, дачи консультаций в решении поставленных перед заказчиком задач с помощью имеющихся, а так же новых товарах, работах или услугах предоставляемых потенциальными поставщиками. Более того, в связи с отсутствием свободного времени специалисты заказчика порой пополняют имеющиеся знания посредством подобного взаимодействия со специалистами потенциальных поставщиков. Мировая практика показывает, что работа торговых представителей, менеджеров, специалистов и экспертов по продажам потенциальных поставщиков построена подобным образом во всех компаниях и бороться с данной системой посредством имеющегося п.п. 2 п. 1 ст. 6 в той интерпретации, которая имеется на данный момент, что бы соответствовать принципам на которых основывается настоящий Закон, представляется недостаточным. Учитывая вышеизложенное, в процессе разработки плана государственных закупок проблема заключается не во взаимодействии потенциальных поставщиков с заказчиком, а в системе разработки заказчиком плана государственных закупок. В разработке плана государственных закупок участвует вся структура и все подразделения заказчика и отсутствие чёткой регламентации этапов разработки плана государственных закупок, участие структур, подразделений и требования к ним, а также должного надзора за работой на каждом из этапов, приводит к пагубным последствиям. На мой взгляд, необходимо детально проработать механизм этапа разработки плана государственных закупок заказчиком в Законе «О государственных закупках» исходя из существующих реалий, что бы исключить конфликт интересов между заказчиком и потенциальными поставщиками на данном этапе процесса государственных закупок.
Источники 1. Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года № 303-III «О государственных закупках». 2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2007 года № 1301 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |