|
|
|
Что бы я поменял в законодательстве Казахстана, почему, и что это даст стране?
Сапарбеков К.Н., юрист
Я в своей работе хотел бы еще раз напомнить об «избитой» проблеме нашего казахстанского общества - коррупции во всех ее проявлениях и на всех уровнях власти. В настоящее время мы имеем закон «О борьбе с коррупцией», внесены и вносятся изменения в действующие законодательные акты касательно мер ужесточения ответственности граждан и государственных служащих. Но имеется ряд негативных факторов, которые, я думаю, существенно влияют на эффективность борьбы с коррупцией. Один из таких факторов, способствующих проявлениям коррупции является низкая культура и воспитание, отрицательное влияние внешней среды человека. Таким образом коррупция предполагает системность и восполнимость. Вторым моментом наличия коррупционных элементов это несовершенность законодательства. В плане развития механизма борьбы с коррупцией необходимо разработать правовые нормы поощрительного характера, что повлияло бы на эффективность деятельности государственных органов. Для минимизации негативных тенденций и ясности некоторых положений действующего законодательства, необходимо внести изменения в Законы «О государственной службе», «Закон о борьбе с коррупцией». Пунктом 2 ст. 13 Закона «О государственной службе» определено, что при поступлении на государственную службу гражданин обязан представить в органы налоговой службы декларацию о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Статьей 9 Закона «О борьбе с коррупцией» определено, что лица, являющиеся кандидатами на государственную должность либо на должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, представляют в налоговый орган по месту жительства: декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе находящемся за пределами территории Республики Казахстан, с указанием места нахождения указанного имущества; сведения о: вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах, в том числе за пределами территории Республики Казахстан, с указанием банковского учреждения, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами; своем участии в качестве акционера или учредителя (участника) юридических лиц с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских или иных реквизитов указанных организаций и т.д. В указанных нормативно-правовых актах не указан период, за который необходимо указать доход при поступлении на государственную службу, что создает коллизии по вопросам коррупционных предпосылок. Пунктом 8 статьи 14 Закона «О государственной службе», участник конкурса, не получивший положительного заключения конкурсной комиссии, но рекомендованный ею для государственной службы, вправе быть зачисленным в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «Б». Участник конкурса, зачисленный в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «Б» по рекомендации конкурсной комиссии государственного органа, имеет право в течение года со дня его зачисления занять соответствующую административную государственную должность корпуса «Б» в том же государственном органе без прохождения дополнительного конкурса при условии соответствия квалификационным требованиям. Однако на практике как правило, с учетом многих факторов, на государственную службу, в особенности в «элитные структуры» поступают далеко не квалифицированные кандидаты. И действительно образованные, квалифицированные кадры могут всю сознательную жизнь находиться в кадровом резерве, каждый год проходя аналогичные процедуры. Я предлагаю внести изменения в вопросе отбора кандидатов с учетом результатов их предшествующего образования а также прозрачности проведения конкурса в виде собеседования. Также следует распространить санкции в виде возмещения стоимости имущества не только на лиц, совершивших коррупционное правонарушение, но и на его близких родственников. Это качественно снизит коррупционные проявления во всех сферах деятельности. Необходимо развивать принцип «одного окна» для исключения условий, создающих бюрократию и предпосылки коррупции. Для недопущения коррупционных проявлений в органах дорожной полиции необходимо оснастить все специализированные автомобили системами видеонаблюдения, управляемыми из единого центра. Немаловажно указать на проявления коррупции в учреждениях образования. Не секрет, что во многих высших учреждениях сдача экзаменационных сессий сопровождается нарушением законодательства в сфере образования. Система взяток имеет долгосрочный характер. Коррумпированность всех ветвей не дает возможности решения этой проблемы на должном уровне. Все это негативно влияет на качество образования и, соответственно на состоятельность выпускников образовательных учреждений как профессиональных кадров. Необходимо ужесточить ответственность профессорско-преподавательского состава в виде внесения дополнений в кодекс об административных правонарушениях и уголовный кодекс как лишение ученых степеней и запрет на занятия научной и преподавательской деятельностью.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |