|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
29.03.2014 Союзное значение
В целом евразийская экономическая интеграция необходима для увеличения размера рынка. Ведь изначальный посыл всех этих интеграционных процессов заключается в том, что казахстанский бизнес получит доступ к рынкам России и Республики Беларусь, где в общей сложности проживает более 150 миллионов человек. Поэтому в целом теоретически интеграция должна улучшить положение в первую очередь среднего бизнеса в Казахстане, поскольку малый бизнес редко когда может, что-то экспортировать. Но будет ли это действительно так, пока еще этот вопрос остается открытым. Поскольку в отношении с Российской Федерацией, судя по тому, что я читаю и вижу, сложилась ситуация, когда, невзирая на подписанные межгосударственные соглашения, все еще на уровне регионов России, выставляется ряд нетарифных ограничений или барьеров. Поэтому наш отечественный бизнес пока в полной мере не смог воспользоваться всеми преимуществами, которые, по идее, должен предоставлять Таможенный союз. Касательно вопросов финансовых рынков. Сейчас активно обсуждается вопрос о создании так называемого наднационального финансового регулятора. В 2004 году в Казахстане было отдельно создано Агентство финансового надзора. Туда из Национального банка РК были переданы все функции по надзору, контролю над банками, пенсионными фондами, страховыми и брокерскими компаниями. Теперь стоит вопрос о том, что такого рода функции, а именно надзор над финансовыми организациями во всех трех странах, должны быть делегированы некоему наднациональному органу. Если я правильно понимаю, есть определенный переходный период сроком в 10 лет, в течение которого стороны должны договориться о создании такого рода регулятора. У меня есть огромные сомнения, что в эти сроки удастся добиться поставленной цели. Поскольку на опыте создания Европейского союза видно, что они интегрируются, в общем и целом, около 40-50 лет и даже успели ввести общую валюту. Однако за это время там даже не был поставлен вопрос о создании наднационального регулятора. Для того чтобы создать наднациональный регулятор на основе Таможенного союза, нужно привести к общему законодательство трех стран, чтобы оно было сопоставимо друг с другом. Сейчас в Казахстане, Беларуси, России настолько сильно различаются финансовые системы и законодательство, которое регулирует эти финансовые системы, что мне кажется, что даже 10 лет будет мало. Например, в России три государственных банка фактически доминируют в банковской системе. А в Казахстане большинство доминирующих банков - частные. В Республике Беларусь практически отсутствует частный банковский бизнес. В то же самое время в России, по крайней мере до последних событий, был достаточно развит фондовый рынок, который в Казахстане, к сожалению, не развит в той мере, которой могла бы ожидать страна с нашим размером экономики, уровнем развития банковских продуктов. В Белоруссии фондовый рынок как таковой попросту отсутствует, поскольку в их модели государственного строительства ведется практически полный контроль государства над всей экономикой, а в таких условиях обычно фондовый рынок не развивается. И таких особенностей и различий много. При интеграции нужно не только изменять законодательство, но, наверное, нужно сначала, чтобы сама структура финансового сектора в России, Белоруссии, Казахстане стала сходной. Поскольку невозможно регулировать настолько сильно различные финансовые системы каким-то одним набором законов и правил. Здесь они работать не будут. Я думаю, что тот переходный период в 10 лет, который отведен на создание финансового регулятора, - это минимальный срок.
Аскар Елемесов, член президиума Национальной палаты предпринимателей
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |