| ||||||||||||||||||||
|
|
|
07.04.2014 Роль личности учителя в образовании
Нурланова Ж.С., юрист
Единственный разумный способ обучать людей — это подавать им пример. Эйнштейн Альберт.
Система образования в нашем государстве претерпевала много различных изменений, и все эти «встряски» по разному «переживали» и учителя и ученики, вырабатывая специфический «иммунитет». В погоне за статистическим цифрами по результатам, учителя забывают о главной своей миссии - УЧИТЬ. Роль учителя очень важна для формирования личности ребенка, потому что учитель в глазах ребенка образец. И этот «образец» может и «ранить» ребенка, развив у него комплексы, которые в будущем выразятся в агрессии к обществу, и «воскресить» в нем те качества и таланты, которые могут и никогда не открыться. Современному обществу нужны люди, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны, а таких людей не возможно «взрастить», применяя «панцерную» систему образования. Мы много обсуждаем о мере наказаний за те или иные преступления, не говоря уже сколько затрат несет государство по содержанию исправительных учреждений, а может нам посмотреть в «корень» проблемы - не исправлять, а не допускать. И эта сложная задача по воспитанию нравственно-здорового человека возложена на учителя. Современный школе нужен самокритичный учитель способный к рефлексии своей профессиональной деятельности. Конечно, иногда результат учительского труда может быть виден только через несколько лет, но это закон природы или «принцип семени». Согласно ст. 50 Закона РК «Об образовании» государство признает особый статус педагогического работника в обществе и в настоящее время мы видим как «воскрешается» статус учителя, периодически повышаются заработные платы и создаются благоприятные условия для профессиональной деятельности. В данной статье я хотела бы обратить внимание самого учителя к своему статусу. Немногие учителя понимают, что неправильно сказанное грубое слово может оскорбить ребенка, ведь ребенок даже не поймет, что его оскорбили, а примет это за правду. «Каждый ребенок талантлив» должно быть девизом каждого учителя. Корень слова «учитель» - учить, научить быть достойным гражданином общества. Ведь учитель может нести не только созидательную, но и разрушительную силу. Учительский труд требует много сил и терпения - это все равно, что вырастить дерево, ежедневно «поливая» его своей верой в лучшие качества ученика. Жаль что ответственность за развитые качества как агрессия, замкнутость, зависть, неуверенность, извращенные понятия добра и зла и т.д. не может понести псевдоучитель. Многие будут утверждать, что здесь могут повлиять и другие факторы, но я твердо уверена, что ребенок изначально уверен в своей уникальности, и, видя что-то негативное всегда бунтует. Этот бунт может проявляться по-разному и распознать этот «крик души» должен уметь истинный учитель. Ребенок как революционер всегда что-то хочет поменять к лучшему, ведь для него все просто и поддержать в этой борьбе его должен учитель. Подбор учителей должен проводиться с учетом характерных качеств самого учителя. Можно провести аналогию с занятием должности судьи, ведь помимо соответствующего образования учитываются и характерные качества человека, чтобы в последующем не опорочить статус судьи. Не секрет, что в зависимости от характера учитель выбирает и методы обучения при изучении того или иного предмета, и насколько учитель сможет найти подход к ученику и понять в какой форме лучше донести до него материал, настолько ему будет интересно изучение предмета. Предлагаю внести качественные изменения в методику повышения квалификации кадров: ориентироваться на ценностно—мотивационную установку и осмысленность собственной профессиональной деятельности. При выборе форм и методов обучения руководствоваться потребностями личности школьника. Считаю, что итогом работы должна стать не система знаний, умений и навыков, а формирования потребностей к творческому созиданию, к активной жизненной позиции, т.е. задача школы это «выращивание» компетентного человека, имеющего метакогнитивный опыт, проявляющийся в гражданско-правовой и иных сферах деятельности. Свою статью я хотела бы закончить также словами А. Эйнштейна: «Образование — это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |