|
|
|
Рабочее название законопроекта
Считаем, что подошло время, когда есть необходимость принятия в Республике Казахстан Закона «Об утилизации отходов промышленного производства и иных отходов в Республике Казахстан» (далее - Закон). Закон должен определить порядок утилизации промышленных и иных отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье населения и окружающую среду, а также дальнейшую переработку и использование отходов, в качестве сырья. В Законе должны быть расписаны основные понятия, которые будут использоваться в настоящем Законе. К работе над законопроектом должны быть привлечены все государственные и негосударственные организаций, заинтересованные в вопросах охраны окружающей среды и защиты здоровья населения (Министерство охраны окружающей среды, Министерство здравоохранения, органы стандартизации, органы контроля над ведением строительных работ и.т.п.). Закон не должен регулировать правоотношения, связанные с утилизацией радиоактивных и биологических отходов. Поле деятельности указанного Закона должно быть ограничено охраной здоровья населения и защитой окружающей среды от вредного воздействия отходов. Закон должен содержать нормы, регулирующие отказ собственника от ненужной ему вещи, находящегося на его территории (земельный участок, водоем). Закон должен определить процедура изъятия оставленных, брошенных вещей в любом другом месте (улица, лес, овраги, поле и.т.д.). Закон должен установить будет ли деятельность либо его часть по утилизации отходов лицензированной? Какие требования должны быть предъявлены к лицу, намеривающему заняться этой деятельностью (наличие производственной базы, железнодорожных тупиков, крановых установок, прессов, металлорежущих приборов, квалифицированных рабочих и.т.д.?) Закон должен регулировать порядок сбора и вывоза бытовых отходов (мусора), а также его переработку. Полагаем, что Закон также должен содержать условия регулирующие порядок вывоза строительного мусора, остающегося после сноса и разрушения объектов строительства, а также места сбора строительного мусора. Данный Закон должен регулировать порядок приема лома и отходов цветных и (или) черных металлов. Все правила, регулирующие данные правоотношения, должны быть установлены Правительством Республики Казахстан с учетом требований настоящего Закона. Нормативы по утилизации отходов, образующихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов, должны также устанавливаться с учетом требований данного Закона. Предприятие, которое будет заниматься утилизацией отходов, может быть создано в виде коммерческой организации в форме РГКП с филиалами по всему Казахстану или в форме городского коммунального предприятия, находящегося в ведении местных исполнительных органов либо в форме акционерного общества с участием государства. Возможные требования к создаваемому предприятию. 1. Отдаленность от города не ближе 30-40 км. 2. Наличие охраняемой и огороженной территории с железнодорожным тупиком и крановым оборудованием (козловые краны), позволяющие отправлять переработанные отходы на заводы, которые в последующем будут использовать отходы, как сырье. Охраняемая и закрытая территория, возможно, избавит от нахождения там лиц без определенного места жительства. 3. Предприятие должно иметь штат сотрудников, имеющие юридическое и экономическое образование, которые возможно будут оказывать услуги по снятию утилизированных старых автомобилей с учета в органах дорожной полиции и уплаты налогов в налоговых органах. 4. Предприятие должно иметь лицензию на работы связанные с приемом цветного и черного металлов. 5. Предприятие должно быть не просто «городской свалкой» или предприятием по переработке мусора, а организацией, которая в первую очередь должна утилизировать промышленные и иные отходы в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье населения и на окружающую среду, а также дальнейшее использование отходов в качестве сырья. 6. Введенная система может позволить искоренить систему «Вторчермета», оставшуюся от старой советской системы и систему приема цветных и черных металлов в каждом дворе. 7. Полагаю, что данный Закон позволит создать единую систему утилизации отходов не только в области утилизации отходов промышленного производства и иных отходов, но также даст возможность утилизации старых автомобилей, а также прекратит бесконтрольную деятельность «черных приемщиков цветных металлов». Из-за бесконтрольной деятельности «черных приемщиков цветных и черных металлов», улицы городов остаются без крышек для колодцев, а городские и иные коммунальные сети без проводов и кабелей. В результате, автомобили и граждане, в том числе, дети проваливаются в открытые колодцы, получают повреждения и травмы, а организаций остаются без связи и освещений. 8. Хотелось бы, отдельно остановиться о шкурах и костях убитых животных, которые обычно сбрасываются на свалки и которые не только издают «жуткий запах», но и становятся источниками различных инфекционных заболеваний. Поэтому, в Законе также нужно прописать, являются ли шкуры и кости убитых животных отходами и как они должны утилизироваться? Если идти дальше, то этим Законом можно регулировать и уничтожение бродячих домашних животных, путем отстрела. Ни для кого не секрет, что трупы убитых животных (бродячих собак и кошек) также утилизируются с грубейшими нарушениями. Нередко, бродячие собаки и кошки отстреливаются на глазах у граждан и детей, в результате, дети получают психологическую травму от увиденной жестокости. Законодательство Казахстана данный вопрос не регулирует, поэтому, может, есть необходимость внесения в этот Закон также и норм, регулирующие отстрел бродячих животных и его дальнейшую утилизацию. Было бы, целесообразно, чтобы отстрелом бродячих животных занимались организаций, которые имеют возможность в дальнейшем утилизировать трупы убитых ими животных.
В настоящее время, многие граждане Казахстана уже столкнулись с необходимостью утилизации автомобилей. Многие автовладельцы платят налоги за автомобили, которые уже давно «проданы по доверенности». С 1 ноября 2013 года в Казахстане двигатель стал считаться запчастью, а «проданные по доверенности автомобили» разрешили снимать с учёта без розыска и участия новых автовладельцев. Следовательно, появилась возможность снятия с учёта «проданного по доверенности» или пропавшего без вести автомобиля. Срок давности по налогам равен пяти годам, поэтому автовладельцу достаточно заплатить налог за этот период времени и его автомобиль будет снять с учёта органами дорожной полиции. Но прежде, чем платить налог на автотранспортное средство за последние пять лет, нужно снять с учёта автотранспортное средство, «проданное по доверенности» и местонахождение, которого неизвестно. Решения по этому вопросу принимаются органами дорожной полиции, сотрудникам которых до выдачи справки-подтверждения необходимо установить юридический факт, что данный автомобиль не эксплуатируется в течение последних трёх лет. Однако данная процедура, регламентирующая действия органов дорожной полиции, не регулируется Законодателем. Следовательно, нужны нормы Закона, предусматривающие порядок выдачи подтверждения тому, что автомобиль не эксплуатируется в течение последних трёх лет и подлежит утилизации путем снятия автомобиля с учета. Учитывая, что данный порядок не урегулирован Законодателем, возникают «лазейки» коррупционных правонарушений со стороны сотрудников органов дорожной полиции, выдающих справки-подтверждения. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее - ГПК РК) к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены и дела особого производства, перечисленные в статье 289 ГПК ГК. К ним отнесены, в том числе дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения, и прекращения прав организаций и граждан, которые суд рассматривает в порядке особого производства (ст. 291 ГПК РК). Кроме этого, при рассмотрении дел в порядке особого производства суды руководствуются разъяснениями, данными в Нормативном постановлении Верховного суда Республики Казахстан от 28 июня 2002 года № 13 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение». Исходя из вышеуказанного, полагаю, что справка-подтверждение о том, что автомобиль не эксплуатируется в течение последних трёх лет, должен выдаваться органами дорожной полиции только после установления судом данного юридического факта. Поэтому полагаю, что предприятию, которое будет заниматься утилизацией старых автомобилей, придется содержать очень большой штат юристов. Утилизация старых автомобилей поможет улучшить экологическую обстановку в населенных пунктах и не будут груды металлолома «валяться» где попало (на даче, в отдаленном поселке, в овраге, логу, в городском дворе) и позволит скорейший переход на стандарты «Евро-4» в Казахстане, а также обеспечит чистую экологию. Законом нужно предусмотреть порядок выявления, учета, транспортировки и хранения брошенных (бесхозяйных) транспортных средств на территории Республики Казахстан, в частности в населенных пунктах. Нужно Законом установить порядок опубликования обращений с предложением к владельцам транспортных средств, с просьбой убрать брошенное (оставленное) транспортное средство. Также в этом Законе должны быть предусмотрены положения, регулирующие утилизацию изношенных автомобильных покрышек и аккумуляторов. В связи с тем, что Россия, Украина и Белоруссия ввели за каждое колесное транспортное средство, ввозимые в указанные страны утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, следовательно, и в данном Законе должен быть отражен порядок уплаты утилизационного сбора. Указанный Закон должен быть принят до вступления Республики Казахстан в ВТО. Международное законодательство не допускает привлечение к ответственности владельцев за брошенный автомобиль, который наносит вред окружающей среде. Согласно международным требованиям государство обязано организовать для владельца бесплатную доставку автомобиля на предприятие по переработке (при условии отсутствия у автомобиля или его остатков рыночной стоимости). Поэтому, возникает вопрос, каким образом государство будет организовывать бесплатную доставку автомобиля на предприятие, где будет осуществляться его утилизация? В результате вопрос, в какой организационно-правовой форме будут создаваться коммерческие организаций, намеренные заниматься утилизацией автомобилей, будет актуальным. Ситуацию может изменить принятие Закона, в котором будут отражены условия утилизации, соответствующие требованиям международного законодательства. В развитых странах, в то числе в Германии, автопроизводители должны полностью или частично оплачивать утилизацию автомобилей или принимать старые автомобили на переработку. Возможно, предприятия по утилизации автомобилей должны быть созданы в форме акционерного общества с участием государства, но в числе акционеров обязательно должны быть отечественные автопроизводители. Требования международного законодательства могут стать актуальными для Казахстана при вступлении в ВТО. Поэтому, на вопрос, что бы я поменял в законодательстве Казахстана, почему и что это даст стране? Я ответил бы, что принятие данного Закона, возможно, поможет защитить здоровье населения и окружающую среду Казахстана, приведет казахстанское законодательство в области утилизации отходов в соответствии с требованиями международного законодательства, что позволит скорейшее вступление Казахстана в ВТО.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |