|
|
|
Интеграционная инициатива Республики Казахстан -
Титоренко В.Г., юрист
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Обоснование необходимости принятия законопроекта. Вследствии развития современных мировых процессов по глобализации экономик государств мира, образования СНГ, Евросоюза, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, Таможенного союза, Евразийского Союза (ЕАС) - конфедеративный союз государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным, культурным пространством, и других дружественных экономических и военно-политических союзов, возникает массовая юридически-организационная проблема у граждан - это приобретение двойного гражданства, что является очень важным фактором и имеет большое значение во всех сферах жизнедеятельности интегрированных между собой суверенных государств. У двойного гражданства есть множество практических преимуществ, особенно для иностранца, который живет и работает в соседних государствах (гражданин РК, который временно работает, учится, лечится в странах ТС, ЕАС ) и которому необходимо иметь социальную защиту, стабильную работу, образование, а также не изменять своим патриотическим чувствам принадлежности к стране постоянного проживания, его родины, что отражается на его психологическом и социальном комфорте, самооценки и идентификации своей личности, гражданской позиции, в следствие - это экономическая и социальная выгода для РК. В данном случае второй гражданский паспорт - это юридически формальный инструмент для реализации личных и общественных возможностей, для достижения общечеловеческих ценностей в сфере экономики, образования, культуры и искусства. Сегодня, когда мировые сообщества постоянно преследуют дефолты, кризисы, политические войны, двойное гражданство - это вынужденный выбор защиты себя и своей семьи. Граждане двух или больше государств, имеют больше возможностей для налогового планирования (оптимизации), конфиденциальность при осуществлении банковских операций и инвестиций. Двойное гражданство дает возможность свободного передвижения без необходимости получения виз, а также минимизировать политические риски в связи с изменением политической, экологической, экономической ситуации. Кроме того, международные нормативно-правовые акты подтверждают, что никто не может быть насильно лишен гражданства. Получение второго гражданства не должно понести за собою утрату первого. В области гражданства в международном праве складываются уверенные унифицированные подходы, своего рода «стандарты». Уже несколько лет мировое сообщество является свидетелем появления гражданства в рамках двух интеграционных систем - Европейского Союза и Союзного государства Беларусь и Россия. Правовое регулирование института гражданства в ЕАС предлагается, как свободное перемещение граждан в границах ЕАС с координации внешней, по отношению к третьим странам, визовой политики. При изменении страны проживания в границах ЕАС гражданин по желанию автоматически получает гражданство другого государства. Такой механизм можно упростить внесением изменений и дополнений в национальные законодательства о гражданстве государств ЕАС, создания юридического механизма приобретения двойного гражданства. В любом историческом случае, взаимная интеграция государств СНГ в ТС, ЕАС, как стратегических союзников не минуема - это мировая и региональная тенденция, а двойное гражданство даст реальную возможность многим гражданам РК жить, учиться и работать на территории ТС, ЕАС приумножая экономическую и политическую мощь РК. С принятием Закона РК о внесении изменений и дополнений в Закон РК „О гражданстве Республики Казахстан» (о двойном гражданстве в Республики Казахстан) будут узаконены правовые инструменты приобретения двойного гражданства, обеспечения возможности получения гражданами РК гражданства государств членов ТС, ЕАС без утраты гражданства РК, а также повысит инвестиционный интерес иностранцев в РК. Принятие данного законопроекта превратит РК в мощную, стабильную и процветающую мировую суверенную страну, одной из главных задач которой является обеспечение прав и свобод волеизъявления граждан РК. 2. Цели и задачи законопроекта. Проект Закона РК о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» (о двойном гражданстве в Республики Казахстан) принимается с целью регулирования приобретения гражданами РК гражданства страны ТС, ЕАС без утраты гражданства РК, а также приобретения гражданства РК гражданами стран ТС, ЕАС без отказа от гражданства своей страны. 3. Положение нормативно-правовой базы в данной сфере правового регулирования Законодательство РК о гражданстве состоит из Конституции РК, Закона РК «О гражданстве РК». 4.Финансово-экономическое обоснование Введение в действие этого законопроекта не повлечет дополнительных бюджетных средств. 5. Прогноз ожидаемых социально-экономических, правовых и других последствий в результате правоприменения данного Закона после его принятия.
Проект Закона Республики Казахстан о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» (о двойном гражданстве в Республики Казахстан)
Внести в Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 г.» О гражданстве Республики Казахстан» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1991 г., № 52, ст. 636; 1995 г., № 19, ст. 117; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002 г., № 10, ст. 101; 2004 г., № 19, ст. 115; № 23, ст. 142; 2007 г., № 10, ст. 69;): следующие изменения и дополнения: 1) Статью 3 изложить в следующей редакции: Статья 3. Принадлежность к гражданству Республики Казахстан Гражданами Республики Казахстан являются лица, которые: постоянно проживают в Республике Казахстан на день вступления в силу настоящего Закона; родились на территории Республики Казахстан и не состоят в гражданстве иностранного государства; приобрели гражданство Республики Казахстан в соответствии с настоящим Законом. За гражданином Республики Казахстан не признается гражданство иностранного государства, за исключением двойного гражданства стран входящих в Евразийский союз. Республика Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынужденно покинувших территорию республики в периоды массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, этнических казахов проживающих на территории других государств, а также бывших соотечественников ставших гражданами одной из союзной республики до 26.12.1995г. 2) Дополнить статьей 31 следующего содержания: Статья 31. Двойное гражданство гражданина РК, который имеет гражданство иностранного государства, определяется в РК только как гражданин РК, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РК и настоящим законом. Двойное гражданство - наличие у гражданина РК гражданства страны входящей в ЕАС. Приобретение гражданином РК двойного гражданства не влечет за собою автоматической утраты гражданства РК. Гражданин государства ЕАС имеет право, по собственному желанию, не отказываясь от первоначального гражданства подать ходатайство о принятии их в гражданство РК.. Граждане, которые получили гражданство РК и не утратили гражданство страны ЕАС и гражданы РК, которые получили гражданство страны ЕАС, в паспорте гражданина РК ставится уполномоченым центральным органом по вопросам гражданства отметка о принадлежности к гражданству страны ЕАС. Гражданин РК, который получил гражданство страны ЕАС имеет право, по собственному желанию, вийти из гражданства РК, путем подачи ходатайства в уполномоченый центральный орган по вопросам гражданства». 3) Статью 6 изложить в следующей редакции: Статья 6. Правовое положение иностранцев, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства. Иностранцы, лица с двойным гражданством и лица без гражданства пользуются в Республике Казахстан правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами. 4)Статью 8 изложить в следующей редакции: Статья 8. Недопустимость выдачи гражданина Республики Казахстан другому государству. Гражданин Республики Казахстан не может быть выдан иностранному государству, если иное не установлено международными договорами Республики. Лицо с двойным гражданством совершившее правонарушение на территории страны являющиеся его гражданином несет юридическую ответственность по законодательству данного государства. 5)Статью 15 изложить в следующей редакции: Статья 15. Прием в гражданство Республики Казахстан Иностранцы, лица без гражданства и граждане стран ЕАС могут быть по их ходатайствам приняты в гражданство Республики Казахстан в соответствии с настоящим Законом. Решение по ходатайствам о приеме в гражданство Республики Казахстан принимается Президентом Республики Казахстан. 6) Дополнить пункт 3 ст.16 Условия приема в гражданство Республики Казахстан 3) лица, являющимися гражданами одного из государств ЕАС и одновременно не состоящим в гражданстве другого иностранного государства. 7)Дополнить пункт 3, 4 ст.16-1 Условия приема в гражданство РеспубликиКазахстан в упрощенном (регистрационном) порядке. 3) бывшие соотечественники ставшие гражданами одной из союзной республики до 26.12.1995 г. 4)лица, являющимися гражданами одного из государств ЕАС и одновременно не состоящим в гражданстве другого иностранного государства. 8) В статье 21 Утрата гражданства: пункт пятый изложить в следующей редакции: 5) если лицо приобрело гражданство иностранного государства не страны ЕАС;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |