|
|
|
Уважаемый Жангельды Тимергалиевич!
Национальный Банк Республики Казахстан (далее - Национальный Банк), рассмотрев Ваш запрос касательно корректировки обменного курса тенге, проведенной 11 февраля 2014 года, сообщает следующее. 11 февраля 2014 года Национальный Банк принял решение отказаться от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне. Был установлен коридор колебаний курса тенге на уровне 185 тенге за доллар США плюс/минус 3 тенге и продолжена политика по сглаживанию резких скачков и краткосрочной волатильности обменного курса. Следует отметить, что долгосрочный тренд обменного курса тенге будет определяться на основе фундаментальных внутренних и внешних макроэкономических факторов. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан с целью обеспечения стабильности цен в Республике Казахстан. Политика обменного курса тенге, включающая в себя проведение валютных интервенций с целью воздействия на курс казахстанского тенге, реализуется в рамках общей денежно-кредитной политики. При этом корректировка обменного курса (девальвация) рассматривается как инструмент центральных банков по управлению национальной валютой и для ее проведения не требуется принятие какого-либо нормативного правового акта. Республика Казахстан является открытой рыночной экономикой, которая тесно интегрирована в глобальную экономику. Соответственно, внешние шоки не могут не оказывать влияние на процессы внутри страны. В течение последних лет по мере усиления интеграционных процессов влияние внешних шоков стало сильнее по сравнению с ситуацией накануне девальвации тенге в 2009 году. В этой связи периодически возникает необходимость в корректировках курса национальной валюты с целью его приведения к уровню, адекватному текущим экономическим условиям и способствующему дальнейшему стабильному росту экономики и устойчивости финансового сектора. Необходимость принятия решения о проведении корректировки обменного курса тенге в феврале 2014 года была обусловлена следующими основными причинами. Во-первых, с начала 2014 года на фоне общей тенденции оттока капитала с развивающихся рынков, вследствие решения Федеральной резервной системы США о постепенном сворачивании программы количественного смягчения, началось значительное ослабление национальных валют развивающихся стран, в том числе торговых партнеров Казахстана.
Динамика номинальных обменных курсов национальных валют по отношению к доллару США
«-» - ослабление обменного курса, «+» - укрепление обменного курса Информация представлена по данным Bloomberg (по состоянию на 10/02/14)
Во-вторых, возросла неопределенность относительно обменного курса российского рубля. Так, в результате изменения подходов Центрального Банка России к политике обменного курса в 2013 году российский рубль ослаб на 7,7% по отношению к доллару США. В 2014 году на фоне возросших девальвационных ожиданий сохранилась тенденция ослабления обменного курса российского рубля. В конечном итоге, данная ситуация сказалась на снижении конкурентоспособности казахстанских производителей. В-третьих, изменились тренды потоков платежного баланса Республики Казахстан. Предварительные данные по платежному балансу за 2013 год были сформированы в конце января 2014 года, которые показали существенное ухудшение по некоторым статьям. Окончательные данные по платежному балансу за 2013, которые были сформированы в конце марта т.г., только подтвердили предварительные данные. Счет текущих операций платежного баланса Республики Казахстан в 2011 году достиг исторического максимума в 10,2 млрд. долл. США, в 2012 году профицит текущего счета существенно снизился (до 1,1 млрд. долл. США), а в 2013 году платежный баланс сложился уже с дефицитом на уровне 118 млн. долл. США. Основное влияние на ухудшение текущего счета оказали результаты торговых операций. В 2012 году при опережающих темпах роста импорта товаров в сравнении с ростом их экспорта положительное сальдо торгового баланса уменьшилось на 6,7 млрд. долл. США (или на 15%). В 2013 году продолжилось наращивание импорта товаров, тогда как экспортные поставки сократились относительно предшествующего года. Так, экспорт товаров за 2013 год снизился на 3,5 млрд. долл. (или на 4%) до 83,4 млрд. долл. США, а импорт товаров увеличился на 0,9 млрд. долл. США (или на 2%) до 49,7 млрд. долл. США. В итоге профицит торгового баланса за 2013 год уменьшился на 4,5 млрд. долл. США (или на 11,7%) до 33,7 млрд. долл. США, что не было компенсировано улучшением совокупного баланса по остальным статьям текущего счета (услуги, первичные и вторичные доходы). Необходимо отметить, что в торговле с Российской Федерацией - основным торговым партнером и поставщиком импортируемых в республику товаров, наблюдается ежегодный прирост отрицательного сальдо торгового баланса. Если в 2009 году импорт товаров из России превысил их экспорт на 5,5 млрд. долл. США, то в 2012 году дефицит торговых операций с РФ достиг 10,8 млрд. долл. США с дальнейшим увеличением более чем на миллиард долларов в 2013 году до 11,9 млрд. долл. США. Таким образом, устойчивый рост импорта товаров ежегодно уменьшает положительное сальдо текущего счета платежного баланса страны. В-четвертых, дальнейшее поддержание курса тенге на прежних уровнях неизбежно приводило к сокращению золотовалютных резервов страны. На протяжении последних двух лет при стабильном курсе тенге к доллару США предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке поддерживалось значительными интервенциями со стороны Национального Банка. В результате, произошло снижение золотовалютных активов. Если в 2010-2011 годах объем золотовалютных активов покрывал более 7 месяцев импорта товаров и услуг, то в 2012 году уровень снизился до 5,5 месяцев импорта товаров и услуг, а в 2013 году, по предварительным данным, до 4,8 месяцев импорта товаров и услуг, приближаясь к предельному уровню безопасности - 3 месяца импорта товаров и услуг. Ситуация в последние месяцы перед корректировкой обменного курса тенге усугубилась в результате значительного роста девальвационных ожиданий на внутреннем валютном рынке. Так, наблюдалось снижение доли депозитов резидентов в национальной валюте с 70,2% в декабре 2012 года до 62,6% в декабре 2013 года. В январе 2014 года доля тенговых депозитов составила 60,4%. На фоне повышенных девальвационных ожиданий банки накопили значительный объем активов в иностранной валюте. Так, чистые внешние активы банков за 2013 год выросли на 66,0%, в январе 2014 года еще на 8,8%. С конца января 2014 года участие Национального Банка на внутреннем валютном рынке в качестве нетто-продавца стало увеличиваться, в то время как равновесный курс тенге должен определяться при минимальном участии со стороны Национального Банка. В этой связи, в целях сохранения золотовалютных активов Национальный Банк был вынужден отказаться от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне и сократить свое вмешательство в процесс формирования обменного курса тенге. Проведение корректировки курса национальной валюты было основано на анализе всех вышеприведенных факторов. Данная мера призвана привести к улучшению конкурентных условий для экспортеров и предприятий, ориентирующихся на импортозамещающую продукцию. Удорожание импорта будет положительно влиять на рост спроса на отечественные товары и позволит повысить эффективность политики импортозамещения, что в результате приведет к росту положительного сальдо торгового баланса и текущего счета платежного баланса. С учетом складывающейся сейчас в мировой экономике ситуации, проведенная Национальным Банком корректировка курса национальной валюты является вынужденной мерой и будет способствовать экономическому росту и росту числа занятости населения. Следует также отметить, что вышеупомянутая аналитическая информация, объясняющая необходимость корректировки обменного курса, основывалась, в том числе, на общедоступных данных. Так, ситуация с российским рублем достаточно длительное время обсуждалась и комментировалась как зарубежными, так и отечественными экспертами. Это касается и иной экономической информации по другим странам. Информация по платежному балансу РК является общедоступной и публикуется на соответствующей регулярной основе. Информация по золото-валютным резервам, в том числе, тенденции к их снижению, регулярно освещалась пресс-службой Национального Банка РК. Вся информация о деятельности Национального Банка РК регулярно публикуется на официальном сайте www.nationalbank.kz. Принимая во внимание важность и возможный резонанс в обществе по принятому решению о корректировке обменного курса тенге Национальный Банк РК уделяет огромное внимание информационно-разъяснительной работе в республиканских СМИ. В частности, по вопросам проведенной корректировки обменного курса тенге Председателем НБ РК были проведены 11 и 12 февраля внеочередные пресс-конференции для СМИ, которые транслировались на телеканалах в прямом эфире. На данных пресс-конференциях, а также в ряде интервью на государственных телеканалах и печатных СМИ были даны подробные и исчерпывающие ответы на все возникшие вопросы по поводу проведенной корректировки обменного курса тенге. Сообщаем, что в рамках информационно-разъяснительной работы в республиканских СМИ было опубликовано свыше 1000 материалов (только в феврале 688 публикаций), в более 100 СМИ и интернет-сайтах. Руководством Национального Банка РК дан ряд интервью на государственном и русском языках на государственных телеканалах (на телеканале Хабар в программах Жеті Күн и Көзқарас 16 и 22 февраля), на телеканале Казахстан в программе «Апта.кз» 16 февраля, в ТРК Мир 16-17 февраля, в ТРК Россия-24 - 13 февраля, на телеканале КТК, в программе «Слуги народа» 16 февраля 2014 г. и др.). Национальный Банк РК продолжит активную информационно-разъяснительную работу и намерен придерживаться политики открытости и прозрачности своей деятельности.
Заместитель Председателя К.Б. Кожахметов
исп. Уруспаева М. тел. (8727) 2707-747
Председателю Национального банка Республики Казахстан господину Келимбетову К.Н.
Уважаемый Кайрат Нематович!
Данное обращение подано в рамках Интернет-проекта «Юристы за соблюдение законов», созданного в ноябре 2012 года на базе Казахстанского юридического форума (http://forum.zakon.kz). Участники проекта - профессиональные юристы - ведут борьбу с нарушениями закона государственными органами, которые носят массовый, системный характер и ущемляют права граждан. Поводом для данного обращения послужило следующее. Вами в ходе брифинга, проведенного в городе Алматы 11 февраля этого года было сказано, что решение о новом курсе тенге было принято накануне вечером после закрытия торгов на бирже KASE. Также Вы сообщили, что узнали об этом решении только ночью, что предполагает Ваше неучастие в принятии решения вечером. На основании изложенного, просим Вас сообщить, каким актом было оформлено (утверждено) вышеуказанное решение и ознакомить с текстом этого решения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |