|
|
|
В едином информационном пространстве
М. Жаркынбеков, судья Актюбинского областного суда
С момента принятия Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей» в 2005 году идет постоянный процесс совершенствования судебной системы. Судебное реформирование в стране не останавливалось, и VI Съезд судей дал ему дополнительный мощный импульс. Изменения, которые ожидаются в уголовном, уголовно-процессуальном, административном законодательстве в связи с принятием соответствующих кодексов фактически изменят подходы государства в лице судов и судей к гражданину как к личности. Не секрет, что ныне действующее законодательство не учитывает всех правовых нюансов современной жизни, человека как индивидуума, а следствие и судебный процесс являются несколько громоздкими. Новое законодательство разработано с учетом мирового зарубежного опыта, направлено на увеличение судебного контроля во всех сферах правоохранительной деятельности, упрощение судебных процедур, больше внимания уделяется принципу состязательности сторон, изменениям в подходе при применении наказания в отношении правонарушителя. В настоящее время по поручению Главы государства разрабатывается новый Гражданский процессуальный кодекс. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в Концепцию правовой политики Указом Президента Республики Казахстан от 16 января 2014 года № 731, меры по совершенствованию гражданского процессуального законодательства могли бы быть ориентированы на максимальную дебюрократизацию судебного процесса, дальнейшее расширение сферы упрощенного порядка гражданского судопроизводства, в том числе путем расширения сферы применения приказного производства, оптимизацию стадии подготовки дела к судебному разбирательству, расширение возможностей судов апелляционной инстанции, закрепление разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частно-правовых конфликтов (медиация, посредничество и другие) и т.д. Кроме перечисленных, особо следует отметить такую меру по совершенствованию гражданского процессуального законодательства, как регламентация порядка ведения электронного судопроизводства и использования информационных технологий (ИТ) в деятельности судов. Речь идет об оптимизации информационного обмена между судами и иными государственными органами без необходимости истребования информации от сторон по делу, о возможности дистанционного проведения ряда процессуальных действий посредством видеосвязи, теле- и видеоконференций. Современные информационные и коммуникационные технологии прочно вошли и укоренились в повседневной жизни граждан, а также в работе органов государственной власти. Распространение сети Интернет привело к широкому использованию субъектами гражданского оборота новых возможностей. Наиболее развитые в экономическом и техническом отношении зарубежные страны в течение ряда лет активно внедряют информационные и коммуникационные технологии в судебную систему и судопроизводство, модернизируют процессуальные механизмы. Консультативный Совет Европейских судей, являющийся консультативным органом при Совете Европы, в своем Заключении о правосудии и информационных технологиях 2011 года отметил, что информационные технологии являются средством улучшения правосудия, его доступности и играют важную роль в обеспечении верховенства права. Преимущества использования ИТ в эффективности, скорости, стоимости и улучшении качества обслуживания граждан. В Германии по результатам изучения внедрения системы электронного правосудия установлены следующие положительные моменты: во-первых, внедрение электронной коммуникации между судом и участниками процесса приводит к сокращению сроков рассмотрения дел и снижению почтовых затрат. Во-вторых, ведение дела в электронной форме позволяет мгновенно получать доступ к необходимым документам или судебным актам, а также избавляет от ручной транспортировки дел из архива. В-третьих, использование специально разработанных автоматизированных электронных систем для судопроизводства значительно облегчает контроль над процессуальными сроками, датами судебных заседаний, существенно влияет на срок рассмотрения дела в целом, позволяет сортировать, систематизировать и представлять судье информацию о деле и его участниках. В-четвертых, несомненно преимущество в использовании электронных архивов, т.к. это ведет к снижению экономических затрат на архивацию, а также позволяет хранить документы более длительный срок без ущерба для них. Признанным лидером использования информационных технологий в судебной деятельности является Сингапур, где с 2000 года электронная подача документов в суд по всем категориям гражданских дел является обязательной. Если исходить из наших реалий, то можно отметить, что применение информационных технологий в судах республики приводит к большему размещению судебных актов, обзоров, обобщений, анализов в сети Интернет, что, конечно же, создает предпосылки к формированию единой судебной практики. Причем процессуальные акты вышестоящих судебных инстанций являются ориентирами для разрешения других сходных дел, т.е., в сущности, имеют значение прецедентов. Уже сейчас представители сторон в судебном процессе приводят примеры и представляют судебные акты Верховного Суда или местных судов других регионов, взятые из сети Интернет. Поэтому судьи при вынесении постановлений учитывают позиции вышестоящих судов, сформировавшиеся при рассмотрении других сходных дел. Доступность судебной информации, выносимых судом актов для обширного круга юридической общественности и других пользователей создают условия для все большей роли прецедентной системы источников права в Казахстане. Информационная система, работающая в судах республики, решила многие задачи по документообороту, автоматическому распределению дел, вложению судебных актов и их опубликованию для пользователей. Вместе с тем на нынешнем этапе развития информационных технологий, возможно, следует рассмотреть вопрос ее модернизации и совершенствования. Так, можно было бы облегчить поиск судебных актов, обзоров судебной практики для пользователей по «ключевым словам». Особенно важен вопрос интеграции информационных систем с другими государственными органами. На первом этапе в Казахстане было бы неплохо создать единую информационную систему судов и судебных исполнителей. Это позволит не только ускорить процесс исполнения судебных актов, но и избежать случаев предъявления для принудительного исполнения поддельных исполнительных судебных документов, исключит жалобы участников судебного процесса на несвоевременное направление исполнительного листа. Возможно, в целях повышения уровня доступа населения к правосудию, создания всем членам правового сообщества и средствам массовой информации условий для быстрого получения информации о деятельности судов следует рассмотреть вопрос о разработке мобильных приложений для пользователей смартфонов на базе iOS и Apple. В данных приложениях можно было бы предусмотреть для пользователя памятки с информацией о порядке подачи искового заявления (в форме электронного документа), подсудности, сервиса «Калькулятор государственной пошлины», который позволяет каждому самостоятельно рассчитать размер государственной пошлины, подлежащей оплате при подаче исковых заявлений, специального блока «Электронная справочная», с помощью которой можно ознакомиться с текстами судебных актов, справочную информацию по делам и жалобам, списки дел, назначенных к слушанию. Для удобства пользователя разработать «Личный кабинет», когда ему будет достаточно один раз поместить в свой личный кабинет интересующий материал, и все изменения в процедуре прохождения дела или жалобы будут доставляться посетителю автоматически. Следует также предусмотреть возможность оплаты административных штрафов с помощью данного приложения. Например, в том же Сингапуре в процессе разработки находится вопрос использования мобильного телефона для проведения видеоконференций посредством сети Интернет. То есть с помощью смартфона юристы могут общаться с дежурным регистратором в суде по административным вопросам из любой точки мира. Широкое использование электронных технологий в судопроизводстве потребует принятия общих стандартов передачи информации, регламентов информационного взаимодействия всех участников процесса и, в конечном счете, повлечет за собой формирование единого информационного пространства гражданско-правовой сферы. Технологическая модернизация судебного процесса позволит повысить уровень доступа населения к правосудию, улучшив его качество, одновременно снизив сроки рассмотрения дел в суде, создаст всем членам правового сообщества и средствам массовой информации условия для быстрого получения информации о деятельности судов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |