|
|
|
Что бы я поменял в законодательстве Казахстана, почему, и что это даст стране?
Казбеков Д.К., юрист
Все общественные отношения в той или иной мере замыкаются на труде, на отношении к нему. Отсюда и понятно, какое огромное значение и роль в жизни человека играют трудовые отношения. Регулируя трудовые отношения, они содействуют улучшению качества производимой продукции, повышению эффективности производства, укреплению трудовой дисциплины и подъему на этой основе материального уровня жизни работающих и всего общества в целом, превращая его в жизненную потребность человека. В этой связи, хочу обратить внимание на следующие имеющиеся в трудовом законодательстве коллизии норм (противоречия) и пробелов в праве (отсутствие необходимых юридических норм).
1. Конституционные гарантии на отдых и социальное обеспечение в случае болезни. Республика Казахстан, в соответствии со статьей 1 Конституции Республики Казахстан (далее - Конституция), утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В правовом государстве господствует право, т.е. необходимо соблюдать требования правовых норм, действовать в рамках, определенных ими. Данный принцип Конституции (п.4 ст. 24) далее конкретизируется, где каждый имеет правона отдых и охрану здоровья.Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск и социальное обеспечение в случае болезни. Законом Республики Казахстан «О государственной службе» (далее - Закон), государственным служащим предоставляетсяежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью тридцать календарных дней (п.1ст.22 Закона) …., и Трудовым кодексом Республики Казахстан (далее - Кодекс), гражданским служащим и иным категориям работников предоставляется основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью не менее тридцати и двадцати четырех календарных дней (ст. 239, 101 Кодекса). Кроме того, в соответствии со статьей 159 Кодекса, работодатель обязан за счет своих средств выплачивать работникам социальное пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для выплаты социальных пособий по временной нетрудоспособности являются листы нетрудоспособности, выданные в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан. Социальные пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются работникам с первого дня нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности или до установления инвалидности из расчета их средней заработной платы, исчисленной в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Между тем, на практике установленные законами оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска продолжительностью 30, 24 календарных дней. Фактически оплачиваются только по 22 рабочих дня. Аналогичное положение по оплате социального пособия по временной нетрудоспособности, фактически оплачиваются только рабочие дни, а не все дни подлежащие оплате согласно листу нетрудоспособности.
Что бы я поменял в законодательстве Казахстана: я бы внес изменение и дополнение: 1. в пункте 7 Постановления Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1394«Об утверждении Единых правил исчисления средней заработной платы» (далее - Постановление), после слова «работника» дополнить словами «для оплаты отпусков и листа нетрудоспособности», после слова «количество» слово «рабочих» заменить словом «календарных», далее по тексту. Действующая редакцияпункта 7 Постановления: «Средняя заработная плата работника исчисляется путем умножения среднего дневного (часового) заработка на количество рабочих дней (рабочих часов), приходящихся на период события». Предлагаемая редакция пункт 7 Постановления: «Средняя заработная плата работника для оплаты отпусков и листа нетрудоспособности исчисляется путем умножения среднего дневного (часового) заработка на количество календарных дней (рабочих часов), приходящихся на период события».
2. В пункте 6 Постановления Правительства Республики Казахстан от 28.12.2007 № 1339 «Об утверждении правил назначения и выплаты социального пособия, а также определения его размера»(далее - Постановление), после слов «не может превышать» слова «пятнадцатикратной величины месячного расчетного показателя» заменить словами «размера средней заработной платы», далее по тексту. Действующая редакцияпункта 6. Размер месячного пособия не может превышать пятнадцатикратной величины месячного расчетного показателя, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами. Предлагаемая редакция пункта 6. Размер месячного пособия не может превышать размера средней заработной платы, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами.
3. В пункте 7 Постановленияпосле слов «на количество» слово «рабочих» заменить словом «календарных», далее по тексту. Действующая редакцияпункта 7. Размер месячного пособия конкретного работника определяется путем умножения его среднего дневного заработка на количество рабочих дней, подлежащих оплате согласно листу нетрудоспособности. Предлагаемая редакцияпункта 7. Размер месячного пособия конкретного работника определяется путем умножения его среднего дневного заработка на количество календарных дней, подлежащих оплате согласно листу нетрудоспособности. Почему? Не соблюдаются Конституционные гарантии, предусмотренные пунктом 4 статьи 24 Конституции, где каждый работник не получает гарантированные законом ………… оплачиваемый ежегодный отпуск исоциальное обеспечение в случае болезни. Нарушаются социальные принципы, предусмотренные Конституцией, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь и права, смысл которых направлен на увеличение продолжительности жизни человек, снижение его заболеваемости и смертности. В жизни получается фактически наоборот, человек нужен работодателю пока здоровый и производит ему материальные блага и приносит доход, а в случае его болезни, работодателя мало интересует его проблемы связанные с болезнью, так как, вместе того чтобы оказать материальную помощь, ему даже не выплачиваются те минимальные социальные гарантии из расчета их средней заработной платы, предусмотренные законодательством, оплачивается больничный лист не полностью, а только рабочие дни, и то не более 15 месячного расчетного показателя, т.е. не более 27 780 тысяч тенге (1852х15). А что такое 27 тысяч в наше время для больного, данной суммы не хватит даже на анализы и обследования. Люди болеют не по собственной воле, а подвергаются болезни в силу различных причин в результате воздействия на организм человека неблагоприятных воздействии окружающей среды. И никто не гарантирован, что он проживет всю свою жизнь здоровым. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года № 213, нормативные правовые акты нижестоящего уровня, не должны противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней, а в данном случае противоречат. Что это даст стране? Во-первых, работникам предоставляются гарантии предусмотренные Конституцией правона оплачиваемый ежегодный отпуск и социальное обеспечение в случае болезни. Во-вторых, каждому работающему, а их около 7-8 млн., будут оплачены по 8 - 10 (с учетом дополнительных оплачиваемых трудовых отпусков) календарных дней оплачиваемых отпусков, в порядке 40 тысяч тенге и выше в зависимости от заработной платы, которые не оплачивались с 2007 года. Будут оплаченысоциальное пособие по временной нетрудоспособности в полном объеме, в соответствии с требованиями законодательства, в которых, как никогда нуждается каждый в период его нетрудоспособности для приобретения лекарств, обследования, сдачи анализов и оплаты других услуг, связанных с лечением. Устранение вышеуказанных пробелов в законодательстве даст улучшение материального положения семьи работника и в целом всего общества.
2. Сокращение численности работников В настоящее время сокращение численности работников является полной прерогативой организаций (учреждения), которое позволяет работодателю в любое время сокращать численность персонала организации. В условиях рынка, это считаю правомерным. Трудовой кодекс Республики Казахстан подпунктом 1) пункта 1 статьи 54 предусматривает сокращение численности работников по инициативе работодателя. При этом считаю, что при сокращении численности работников по инициативе работодателя, ему предоставлено право принятия единоличного решения без учета основных принципов и требований норм (статьи 1) действующей Конституции Республики Казахстан (далее - Конституция), где Республика Казахстан утверждает себядемократическим, светским, правовым и социальнымгосударством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В данном случае, при сокращении численности работников вышеуказанные принципы должны найти свое отражение в принятых решениях работодателя, так как, его единоличное решение по данному вопросу считаю, не правомерным. В связи с чем, расторжение трудовых отношений по сокращению численности работников должно осуществляться с учетом вышеназванных принципов Конституции, в рамках правового поля на демократической основе с учетом социальных аспектов. Что бы я поменял в законодательстве Казахстана: я бы внес изменение и дополнение: к статье 54 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) «Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя» статьей 54-1 «Порядок расторжения трудовых отношений по сокращению численности работников по инициативе работодателя»; в пункте 2 статьи 56 Кодекса, после слов «с работниками» слова «являющимися членами профессионального союза», исключить, и слова «органа профессионального союза», после слов «мотивированного мнения» заменить словами «представителей работников». Таким образом: пункт 2 статьи 56 Кодекса изложить в следующей редакции: Расторжение трудового договора с работниками, по основаниям, предусмотренным подпунктами 2), 3) пункта 1 статьи 54, а также прекращение трудового договора в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 59 настоящего Кодекса производятся с учетом мотивированного мнения представителей работников данной организации в порядке, предусмотренном коллективным договором.
Почему? Сокращение численности работников будет осуществляться с учетом норм действующей Конституции Республики Казахстан в рамках закона на демократической основе с учетом социальных аспектов, а не на основе единоличного решения работодателя в одностороннем порядке. Пункт 2 статьи 56 Кодекса приводится в соответствие с требованиями статьи 7 «Запрещение дискриминации в сфере труда» устраняя преимущества предоставленные членам профсоюза по принадлежности к общественным объединениям и статьи 12 «Порядок учета мнения или согласования с представителями работников при издании актов работодателя», где представители работников, это органы профессиональных союзов, их объединений и (или) иные физические и (или) юридические лица, уполномоченные (избранные) работниками в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан. Кроме того, на мой взгляд, при сокращении численности работников по инициативе работодателя должны учитываться право рабочих и служащих на оставление на работе с более высокой квалификацией, опыта работы и производительности труда. При равной производительности труда и квалификации должны учитываться социальные аспекты, такие: как семейное положение; наличие двух или более иждивенцев, которые находятся на полном содержании или получающие помощь от работника, являющиеся основным источником средств к существованию; лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, имеющим длительный срок непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации; работникам, получившим на данном предприятии, в учреждении, организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; работникам, повышающим свою квалификацию без отрыва от производства в высших и средних специальных учебных заведениях и др. В данном случае, первоочередное право на оставление на работе необходимо рассматривать с позиции социального государства, не лишения источника средств существования, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком и социальной справедливости работникам, имеющим длительный срок непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации, работникам, получившим на данном предприятии, в учреждении, организации трудовое увечье или профессиональное заболевание.
Что это даст стране? Конкретизированные в законодательстве права человека, в духе справедливости, демократизма, строгого соблюдения требований правовых норм, даст уверенность регулированию общественных отношений при помощи правовых средств, которые необходимы для удовлетворения материальных, духовных и иных интересов каждого гражданина и всего общества. Эти принципы и идеи создают правовое пространство для формирования гражданского общества, для обеспечения прав и свобод человека и гражданина, для установления господства права, для реализации правовой ответственности граждан, государственных органов, должностных лиц. Следовательно, соблюдение норм и принципов Конституции влияет на образ жизни и атмосферу в обществе, непосредственно формируя правосознание и правовую культуру людей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |