|
|
|
30.04.2014 Борьба с коррупцией требует мобилизации сил
Задачи по выработке новых антикоррупционных мер Президент Нурсултан Назарбаев ставит как перед государственными органами, так и перед партией «Нур Отан». Отмечая беспрецедентный рост числа привлеченных к уголовной ответственности за коррупционные преступления, в том числе и высокопоставленных госслужащих (это стало результатом активизации работы финпола и спецслужб), хотелось бы напомнить о том, что Президент неоднократно заявлял о необходимости беспощадной борьбы с этим негативным явлением. И, надо сказать, ни в одной из стран СНГ не наблюдается такой жесткой и целенаправленной антикоррупционной уголовно-правовой политики в отношении чиновников, независимо от занимаемого ими должностного положения. Вместе с тем необходимо признать, что, несмотря на усилия правоохранительных органов республики, проблема по-прежнему сохраняется. Коррупция продолжает оставаться дестабилизирующим фактором, который обостряет социальные конфликты и в немалой степени способствует формированию недоверия населения к власти. Полагаю, что применяемые инструменты правового воздействия требуют совершенствования. Вновь создаваемые антикоррупционные институты не имеют еще достаточного исторического опыта, а архаичные карательные рычаги недавнего советского прошлого канули в Лету. Ведь рыночные реалии во главу угла ставят частную собственность и предпринимательскую инициативу, предоставляя широкие возможности для улучшения материального благосостояния граждан. В то же время при недостаточном внимании со стороны государства и общества продолжают сохранять устойчивость условия, способствующие распространению коррупции. В связи с этим необходимо своевременно устранять имеющиеся правовые пробелы, умело заимствовать антикоррупционный опыт стран с успешной рыночной экономикой и соответствующими историческими традициями. Следует отметить, что правоохранительными органами, и в первую очередь Агентством РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), регулярно инициируются конструктивные новации, в том числе и законодательного характера. В январском 2014 года Послании народу «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент дал поручение по подготовке новой Антикоррупционной стратегии. Основным ее разработчиком определен АБЭКП. Общественность положительно восприняла инициативу Агентства о широком обсуждении подготовленного им проекта Антикоррупционной стратегии. Некоторыми размышлениями после изучения этого документа хотелось бы поделиться и мне. В целом проект стратегии соответствует наиболее значимым международным инициативам Казахстана, в числе которых и вопрос об имплементации норм Конвенции ООН против коррупции. Предлагается введение уголовной ответственности за незаконное обогащение; обещание и предложение взятки лично или через посредников; торговлю (злоупотребление) влиянием в корыстных целях, то есть покровительство за счет использования должностных полномочий. Заслуживают внимания предложения о создании в обществе «нулевой терпимости» к коррупционным проявлениям, внедрении элементов публичного раскаяния осужденных за коррупционные деяния, проведении исследований деятельности госорганов на предмет выявления причин и условий, способствующих коррупции. Особо интересен предлагаемый проектом Антикоррупционной стратегии институт «провокации взятки». В настоящее время Закон «О борьбе с коррупцией» предусматривает возможность проведения специальных проверок на предмет соблюдения антикоррупционного законодательства в отношении лиц, занимающих государственные должности с высоким риском совершения таких правонарушений. Согласно статье 20-2 Закона «О государственной службе» госслужащий, располагающий достоверной информацией о коррупционном правонарушении, должен принять необходимые меры по предотвращению и прекращению такого правонарушения. В том числе незамедлительно в письменной форме информировать руководство, уполномоченные госорганы. Государственный служащий также обязан информировать указанные лица и органы о случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Лица, не сообщившие о попытке их подкупа, должны увольняться с государственной службы. Существенным по своей значимости выступает раздел стратегии, посвященный необходимости противодействия «теневой» экономике. Как известно, денежные средства, выступающие в качестве предмета взятки, в организованных коррупционных схемах обычно берутся не из своего кармана, а из теневого оборота в виде так называемых откатов и так далее. Вследствие этого взяточничество чаще всего сопряжено с хищениями государственной собственности путем пресловутых «распилов» бюджета и тому подобного. Недостаточно разумно, с точки зрения сбережения бюджета, регламентированы вопросы государственных закупок. Попытки реформировать законодательство в этой части носят половинчатый и декларативный характер, что вызывает стойкое ощущение наличия латентного лоббирования определенных кругов. Полагаю, что стратегию можно было бы дополнить разделом об отношении государства к проблемам минимизации коррупции в негосударственном (частном) секторе и к законодательному определению этой проблемы. Актуальными видятся положения стратегии о декларациях. В связи с переходом на всеобщее декларирование следует обеспечить такое положение, при котором бы государственные служащие сообщали не только о доходах, но и о расходах. В случае невозможности представления разумных обоснований источников их происхождения чиновники должны подлежать увольнению. Реализация данных предложений позволит обеспечить системный комплексный подход в борьбе с коррупцией путем использования не только уголовно-правовых, но и профилактических мер. Полагаю, что проект Антикоррупционной стратегии, подготовленный Агентством финансовой полиции, необходимо дорабатывать с учетом предложений иных правоохранительных органов и общественности. Немаловажное значение имеет и мнение нашего судебного корпуса. Оценивая документ положительно, хотел бы обратить внимание на необходимость завершения работы госорганов над новым Законом о борьбе с коррупцией, так как действующий, сыграв историческую позитивную роль, во многом уже не отвечает современным реалиям. Антикоррупционная стратегия подготовлена государственной структурой, и это предопределяет ее юридическую природу как документа, исходящего от государственной власти. В то же время по поручению руководства «Нур Отана» Республиканский общественный Совет по противодействию коррупции с начала года приступил к разработке соответствующего проекта Программы партии. Непосредственное участие в этом принимает Правовой совет при политическом объединении, пригласивший к сотрудничеству видных ученых-обществоведов, политологов, юристов и так далее. Разработчики программы намерены учесть основные положения опубликованного проекта Антикоррупционной стратегии. Основная цель - анализ и объективная оценка итогов выполнения действующей программы «Нур Отана» от 28 февраля 2008 года. Краеугольным камнем новой программы будет определение механизма антикоррупционного партийного обеспечения реализации Стратегии «Казахстан-2050». В документе планируется изложить задачи партии по очищению государственного аппарата от коррупционеров всех мастей, прикрывающихся партбилетами «Нур Отана». Для этого необходимо определить конкретные меры воздействия партии на государство и общество с использованием самых эффективных инструментов. В их числе и широкое взаимодействие с гражданским обществом, основанное на принципах открытости и диалога, провозглашенных доктриной партии. Этот стратегический антикоррупционный документ партии вместит в себя инновационные методы организации работы всех общественных институтов «Нур Отана», в том числе республиканских, региональных и территориальных общественных советов по противодействию коррупции, органов партийного контроля и так далее. Важнейшая часть арсенала партии - депутатская фракция «Нур Отана» в Мажилисе Парламента РК. В новой программе целесообразно изложить принципы и методы контроля партии за ходом выполнения предвыборной платформы 2012 года в контексте совершенствования как законодательства в целом, так и антикоррупционного его блока. Один из таких методов - положительно зарекомендовавшая себя работа партийных кураторов из числа депутатов Мажилиса по конкретным направлениям экономического развития и социально-культурного строительства. Не сомневаюсь, что разработка и принятие программы послужат эффективным средством для мобилизации всех членов партии «Нур Отан» на активное противодействие коррупции.
Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Нур Отан»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |