|
|
|
Проблемы рекламы лекарств в Казахстане
Кушербаев Ч.Т., юрист, провизор
Благодаря устойчивому росту Казахстан интересен фармацевтическим компаниям (далее - Компании). На сегодняшний день большинство крупных Компаний так или иначе работают у нас, а объемы их продаж неуклонно растут. Таким Компаниям необходимо знать требования нашего законодательства и соблюдать их. Одной из основных правовых проблем, с которыми сталкиваются Компании, является регулирование вопросов рекламы и продвижения лекарственных средств. Несмотря на прогресс, достигнутый в области регулирования фармацевтической деятельности в Казахстане, законодательство в сфере рекламы лекарств требует доработки, а многие важные проблемы остаются нерешенными. В Казахстане вопросы рекламы лекарств регулирует Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее - Кодекс). Согласно Кодексу, для того, чтобы рекламировать препараты, необходимо получить пресловутое разрешение на рекламу от уполномоченного органа (далее - Министерство). Требования к содержанию рекламы прописаны в Кодексе. Детализированные нормы содержатся в Правилах выдачи разрешений на рекламу лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в Республике Казахстан (далее - Правила). Чтобы я изменил в законодательстве Казахстана? В Кодекс внести следующие изменения: 1. Отменить выдачу разрешений на рекламу лекарств Министерством. 2. Ввести новую форму контроля рекламы, как отчетность. Считаю целесообразным в отчетность включить следующие параметры: где рекламировался препарат (рекламораспространители), что рекламировалось (названия препаратов) и как рекламировалось (содержание рекламы); сроки подачи отчетов (предлагаю 1 раз в квартал). 3. Запретить распространение рекламы лекарств на бумажных носителях (буклеты, листовки, флайеры и т.п.). Почему? 1. Основной проблемой в области регулирования рекламы лекарств, по моему мнению, является то, что Министерство выдает разрешение на рекламу, и вынуждено проверять само себя на соответствие содержания рекламы установленным требованиям. Мне кажется, что здесь логика отсутствует. По этой причине, Министерство похоже не выполняет в должной мере одну из своих функций контроля, как мониторинг рекламы. Учитывая эту непоследовательность, Министерство не знает в полном объеме, где рекламируются препараты, что рекламируют и как рекламируют. О каком мониторинге может идти речь, когда отсутствуют входные данные. Вследствие этого наблюдается агрессивное продвижение препаратов Компаниями, как среди населения, так и среди медицинских специалистов. Для того, чтобы выявить нарушения, не надо далеко ходить, достаточно зайти в любую аптеку или медицинскую организацию и поднять рекламные буклеты, лежащие на столиках. Кстати, буклеты являются основными объектами, нарушающими установленные требования и массово доступны потребителю. Доказать причастность какой-либо Компании к распространению таких буклетов весьма сложно, поскольку напечатать их может любая типография и за любые капризы. А мы знаем, что агрессивная реклама приводит к необоснованному применению препаратов потребителями, что чревато ухудшением показателей здоровья населения. 2. Кроме того, сфера применения Правил, регулирующих рекламу лекарственных средств, остается также неясной. Основной вопрос: «Требуется ли разрешение на рекламу образцов продукции, научных статей, промо-материалов». Предпосылками к этому можно отнести размытость следующей нормы. Пункт 7 Правил гласит: «7. Настоящие Правила не распространяются на ниже перечисленное при условии, что в них не содержится ссылок и рекламных утверждений о лекарственном средстве, изделий медицинского назначения и медицинской технике…» Вопрос: «Что такое ссылки и рекламные утверждения»? Ответ очевиден, за этим надо обращаться в Министерство. Таким образом, Компании вынуждены решать, следует ли обращаться за получением разрешения, или осуществлять рекламу на свой страх и риск или отказаться от нее вообще. 3. В соответствии с Законом РК «О рекламе» нанесение названий препаратов на промо-материалах (ручки, блокноты, календари и т.п.) является рекламой, поскольку все эти действия направлены на способствование реализации товара. Однако Правила регламентируют, что в получении разрешений на подобную рекламу нет необходимости. В этом смысле у Министерства возникает возможность широко интерпретировать нормы Кодекса, когда оно сочтет изменять Правила. Существует риск того, что нормы Кодекса могут быть истолкованы в Правилах иначе или как «придет в голову». Прямое действие Кодекса в данном случае отсутствует, а отсылочная норма (Правила) привела к юридической коллизии. Что это даст стране? 1. Улучшение показателей здоровья населения 2. Стимул для поступательного развития фармацевтической деятельности в Казахстане 3. Развитие предпринимательства в целом
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |