|
|
|
Алиментные обязательства неработающих родителей
Кондратюк О.С., юрист
В соответствии с ч.1 ст.139 Кодекса РК от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» (далее - Кодекс) «При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.». Ст.99 Закона РК от 2 апреля 2010 года № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее - Закон), как и ст.169 Кодекса, регламентирует порядок взыскания алиментов при отсутствии у должника заработной платы. Ч.2, 3 указанной статьи устанавливает: «2. Размер задолженности по алиментам определяется судебным исполнителем по месту исполнения решения исходя из фактической заработной платы (дохода), получаемой должником за время, в течение которого взыскание не производилось, либо получаемой им к моменту определения задолженности, по выбору взыскателя. 3. В случае, если должник в этот период не работал или не представлены документы, подтверждающие его заработок и иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней месячной заработной платы в Республике Казахстан на момент взыскания задолженности.». Ранее имелись противоречия между ст.99 Закона и ст.169 Кодекса в части определения дохода неработающего должника для исчисления размера алиментов - в соответствии с Законом размер дохода устанавливался как размер средней месячной заработной платы в регионе проживания (в области, столице или городе республиканского значения) на момент взыскания задолженности, а в Кодексе - как минимальный размер месячной заработной платы. И по силе действия акта применялись нормы Кодекса. В соответствии с изменениями и дополнениями от 15 января 2014 года, внесенными в Закон, Кодекс, и вступившие в силу с 29.01.2014 г., размер указанных алиментов увеличился до средней месячной заработной платы в РК. Считаю данную норму неэффективной и несправедливой. Размер средней заработной платы в каждом регионе «свой». Например, согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике в марте 2014 года этот размер по Республике Казахстан составил 116 768 тенге, а по регионам: Акмолинская область - 80 394 тенге, Жамбылская область - 78 085 тенге, Костанайская область - 82 673 тенге, Павлодарская область - 97 511 тенге, Атырауская область - 215 633 тенге, Мангыстауская область - 223 950 тенге, город Астана - 168 609 тенге. Исходя из этого, в тех регионах, в которых размер средней зарплаты определен гораздо выше республиканского (в зависимости от постоянного регионального ценообразования), является непродуманным шагом законодателя, который устанавливает обсуждаемый размер средней зарплаты по Республике. Статистические «сухие» данные заметно отличаются и от реальных зарплат и доходов. Не секрет, что многие работодатели (особенно в сельских зонах) принимают работников неофициально для избежания налогов и других расходов, либо работники сами готовы на такие условия по многим факторам. Таким образом, размер средней месячной зарплаты в Республике несколько неподъемен для большой части должников регионов, в которых этот размер значительно ниже. Всё это создает условия для ещё большего «ухода» должников от уплаты алиментов и снижения их задолженности, по психологическим мотивам в том числе. Также имеются случаи, когда из-за нововведений в законодательстве должники чтобы не выплачивать алименты из расчета средней зарплаты по Казахстану, устраиваются на работу, в т.ч. и формально, с существенно заниженным размером зарплаты (отсюда исходят и другие правонарушения в области трудового права, налогообложения), и взыскателю в таких случаях тяжело доказать, что должник фактически имеет больший доход; либо начинают вовсе скрываться от судоисполнителей, что создает препятствия в исполнительном производстве и для взыскателя, что ведет к длительным судебным тяжбам и лишней «нервотрепке». Считаю, что необходимо вернуть ранее действующую норму в соответствующие Закон и Кодекс, устанавливающую определять задолженность по алиментам исходя из размера средней месячной заработной платы в регионе проживания должника (в области, столице или городе республиканского значения), что будет являться более адекватной и эффективной мерой для сторон в исполнительном производстве. По моему мнению, это сопутствующим образом исключит еще больший рост правонарушений в сфере трудового, налогового права; предпосылки для коррупции, в том числе в сфере государственного контроля.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |