|
|
|
Экономика знаний
Құрманғали Б.С., кандидат физ.-мат. наук
С учетом цели вхождения в число 30 наиболее экономически развитых государств необходима глубокая модернизация экономики и создание экспортно-ориентированных высокотехнологичных производств. Для этого в первую очередь необходима эффективная государственная поддержка отечественного инновационного товаропроизводителя. Какие основные законодательные меры необходимо предпринять? В связи постоянным недоосвоением бюджетных средств, их нерациональным использованием в сфере инновационной деятельности и с предстоящей оптимизацией банковской системы, необходимо ввести соответствующее дополнение в ЗРК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»: «Предусмотреть создание бесприбыльного кредитного товарищества для выдачи инновационных долгосрочных кредитов под залог интеллектуальной собственности (патентов) и беззалоговых ссуд на зарубежное патентование». Национальная Инновационная Система долго буксует на уровне, предшествующем созданию реальных инновационных производств. А малый бизнес не может полностью брать на себя высокие риски по внедрению высоких технологий. Входные барьеры в high-tech бизнес велики даже для средних предприятий. Большие расходы на первоначальной стадии часто не возвращаются. В этом плане Налоговый кодекс не конструктивен и противоречит базовым требованиям инновационного развития. Требуется серьёзная мотивация бизнеса для занятия высокотехнологичными производствами. Для этого предлагается ввести в Налоговый кодекс следующие нормы: 1. Нулевая ставка корпоративного подоходного налога (КПН) для предприятий малого бизнеса, выпускающих инновационную продукцию на основе охранных документов РК, на срок 5 (пять) лет с начала выпуска инновационной продукции. 2. Индивидуальные предприниматели, выпускающие инновационную продукцию, должны быть освобождены от социального налога и социальных отчисления на срок 5 (пять) лет с момента выпуска инновационной продукции. 3. Ввести нулевую ставку КПН для предприятий малого бизнеса, выпускающих инновационную продукцию на основе лицензионных соглашений, заключённых в РК, на срок 3 (три) года с момента выпуска инновационной продукции. Для выявления сильных и слабых сторон отечественных товаропроизводителей и повышения уровня их конкурентоспособности на мировых рынках необходимо иметь ясное представление о реально используемых активах, соотношении материальных и нематериальных активов и динамике интеллектуального капитала. Уже становится ясным, что без таких структурированных знаний войти в число 30 наиболее развитых стран будет практически невозможно. Законодательная база и исполнительная система должны на деле соответствовать целям, обозначенным в Послании Президента РК - Лидера Нации народу Казахстана. Поэтому предлагается внести в Налоговый кодекс следующую норму: «При постановке оценённой интеллектуальной собственности на бухгалтерский баланс установить для нематериальных активов годовые ставки налогообложения в размере 1 МРП и 3 МРП за один объект для МСБ и крупного бизнеса соответственно». Это мера уменьшит объём «серого бизнеса» и позволит улучшить экономическое планирование на основе объективных показателей. Закон РК «О недрах и недропользовании» содержит норму, согласно которой недропользователи обязаны направлять не менее 1% от совокупного годового дохода на финансирование научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ. Отдельные малые и средние предприятия в среде недропользователей обычно не имели возможностей для проведения НИОКР. Для них возникнет проблема, как использовать весь этот процент по целевому назначению. Безусловно, многие недропользователи проведут прямые переговоры с научно-исследовательскими институтами и направят им часть ресурсов. Возникает вопрос: какова будет отдача? Безусловно, научная составляющая будет традиционно большой. Но главное заключается в экономическом эффекте. В такой ситуации целесообразно ввести в ЗРК «О недрах и недропользовании» следующую норму: «Участие недропользователей в мониторинге отечественных инновационных производств путём прямой нетендерной закупки и апробирования инновационных продуктов в производственной деятельности». Зачем разрабатывать продукты, если они уже созданы?! Для инновационных предприятий, которые не могут получить грант или взять кредит следует предусмотреть следующее нормативное расширение ЗРК «О финансовом лизинге»: «При приобретении промышленного оборудования, компонентов, полуфабрикатов в лизинг оцененная интеллектуальную собственность учитывается в качестве вклада в инновационные проекты». К сожалению, на современном этапе значительная часть высококачественных компонент завозится из-за границы. Пока не наращено собственное производство необходимо принять изменения относительно определения казахстанского содержания в следующих законах РК: закон «О недрах и недропользовании», закон «О государственных закупках», Закон «О фонде национального благосостояния». С точки зрения поддержки отечественного инновационного товаропроизводителя эта норма ориентировочно должна выглядеть так: «Доля казахстанского содержания в продукции и услугах созданных малыми инновационными фирмами и индивидуальными предпринимателями-инноваторами по принадлежащим им патентам РК считается равной 100 % вне зависимости от места производства комплектующих и узлов». Для создания перспективных направлений в экономике нужно появление большого количества новых инновационных предприятий. С другой стороны ученые и изобретатели самостоятельно не в состоянии решить вопросы развития инноваций. Как подчеркнул Президент РК - Лидер Нации Н.А.Назарбаев: «Программа форсированного индустриально-инновационного развития, прежде всего, подразумевает совместную работу Правительства и бизнеса». Необходимо массовое вовлечение малого бизнеса в инновационный процесс на основе государственно-частного партнерства. Только в этом случае возможен переход из инертной фазы в положительную стадию. Поскольку всех инноваторов физически невозможно собрать в СЭЗах, то необходимо создать для них благоприятные условия по всей стране. Такой подход существенно уменьшает затраты государства на модернизацию экономики. Этот путь снижает риски государства на первоначальной инновационной стадии и через короткий исторический период (5 лет) увеличивает налогооблагаемую базу. Он позволяет создать новые конкурентоспособные отрасли экономики и усилить политическую стабильность государства за счет роста среднего класса.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |