|
|
|
Работа по законодательному регулированию социально-культурного развития страны для участия в конкурсе
Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как эта нация относится к животным. (Мохандас Карамчанд Ганди)
Введение Многие социальные проблемы - бытовое насилие, плохое обращение с пожилыми людьми, жестокость по отношению к детям, а также беспризорность, бродяжничество и преступность несовершеннолетних - проистекают из семейного воспитания, или его отсутствия. Эти проблемы, которые изначально возникли как сугубо межличностные, давно уже перешли в категорию общественных. Предлагаемые изменения в законодательство являются необходимой составляющей данного решения. В данном предложении содержатся обоснования того, почему гуманное отношение к животным и их защита от жестокого обращения необходимы для здоровья и благополучия людей; почему здоровье нации, искоренение бытового насилия и снижение уровня преступности в обществе невозможно без решения проблемы жестокого обращения с животными. Таким образом, обосновывается необходимость более детального и действенного законодательного регулирования взаимоотношений человека и животных путем внесения изменений в ряд уже имеющихся законодательных актов, а также путем принятия Закона Республики Казахстан «Об обращении с животными».
Диагностика бытового насилия по негуманному отношению к животным По опубликованным статистическим данным[i], бытовое насилие в той или иной форме присутствует с каждой четвертой казахстанской семье. По другим отечественным источникам[ii] из всех женщин, когда-либо подвергавшихся насилию, каждая третья становилась жертвой домашнего тирана. В кризисные центры помощи жертвам бытового насилия каждый год обращается более двадцати тысяч человек, как правило, женщин[iii].Статистика о детях-жертвах бытового насилия не менее удручающая. Проблема бытового насилия существует во всех странах без исключения. Исследования, проведенные учеными разных стран, указывают на бесспорную связь между бытовым насилием, жестоким обращением с детьми и престарелыми людьми с одной стороны и жестоким обращением с животными - с другой. Показано, что из семей, в которых были установлены факты физического насилия над детьми, в 88 процентах имели место случаи жестокого обращения с животными.[iv] Другое исследование показало, что 49% женщин, обратившихся в кризисные центры помощи жертвам бытового насилия, сообщили о том, что домашний тиран угрожал жестоким обращением в отношении питомца, 46% - что такое жестокое обращение имело место, а 27% сообщили, что откладывали обращение в кризисный центр из-за беспокойства о благополучии домашнего питомца.[v] Бытовое насилие опасно тем, что оно носит латентный характер. Его жертвы редко сами обращаются в правоохранительные органы за защитой. Именно поэтому крайне важно уделять внимание симптомам этого общественного недуга. Только так можно защитить детей и женщин - статистически именно они в основном являются жертвами домашнего тирана - от бытового насилия. Именно поэтому жестокое обращение с животными как один из таких симптомов должно строжайше пресекаться законом.
Животные и здоровье нации Многочисленные исследования[vi] демонстрируют, что условия содержания сельскохозяйственных животных, а также их перевозка и даже способы убоя сказываются негативно не только на вкусовых качествах мяса, но и на его полезных свойствах. Так, например, перевозка коров в течение всего 30-40 минут приводит к повышению уровня Salmonella на шкуре животного почти в 15 раз[vii]. FAO (Food and Agriculture organization) - организация, занимающаяся вопросами качества сельскохозяйственной продукции, особенно используемой в пищу - также проводит подобные исследования и приходит к аналогичным выводам[viii]. Это одна из причин, по которой условия производства сельскохозяйственной продукции и благополучие животных должно быть строго и системно урегулировано соответствующим - предлагаемым здесь - законом. Опасность для физического здоровья населения проистекает, помимо пищи, и из другого источника - бездомных животных. Методы, которыми сейчас решается эта проблема - жестоки и неэффективны. В Фонд «KARE-Забота» еженедельно поступают обращения от граждан, ставших свидетелями жестокого отлова собак. Часто сообщается о том, что отлов происходит днем, на глазах у детей, хотя это зрелище психологически травмирует и взрослых. Закон об обращении с животными, который предлагается принять, регулирует и вопросы гуманного сокращения численности бездомных животных.
Благополучие сельскохозяйственных животных и международная торговля В своем Послании народу Казахстана - Стратегии 2050 - Президент Н. А. Назарбаев отмечает, что Казахстан имеет уникальные условия и традиции для развития животноводства и что грамотное использование этого капитала позволит Казахстану «стать лидером мирового продовольственного рынка и нарастить сельскохозяйственное производство»[ix]. Не секрет, что качество сельскохозяйственной продукции, особенно продукции животного происхождения, напрямую зависит от здоровья животного, являющегося источником этой продукции. В свою очередь, здоровье сельскохозяйственных животных напрямую зависит от условий содержания, транспортировки, корма, качества ветеринарного обслуживания. Кроме того, увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции обязывает принимать во внимание международные стандарты благополучия сельскохозяйственных животных. Так OiE (Всемирная Организация Здоровья Животных) - разработала такие стандарты для ВТО (Всемирной Торговой Организации), членами которой являются практически все потенциальные импортеры нашей сельскохозяйственной продукции. Таким образом, увеличение экспорта животноводческой продукции должно повлечь повышение внимания к вопросам благополучия сельскохозяйственных животных.
Состояние законодательной базы Казахстана в области обращения с животными В настоящее время законодательная база, регулирующая взаимоотношения человека и животных представлена рядом нормативных правовых актов. Так, в области охраны животного мира действует Экологический Кодекс и Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира. Предотвращение заболеваний сельскохозяйственных животных регулируется законом о ветеринарии. Кроме того, существует большое количество подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих транспортировку животных, убой скота, содержание домашних животных и др. Может показаться, что такой объемный пласт законодательных актов должен исчерпывающим образом регулировать отношения между человеком и животными. Однако, это далеко не так. Анализ законодательной базы, а также многолетняя практика организации ОФ «KARE - Забота» по защите животных, в которой я на волонтерских началах работаю юристом, показывает, что, несмотря на все многообразие законодательных актов, зачастую закон бывает бессилен в защите базовых прав граждан, таких как здоровье и неприкосновенность собственности, а также в случаях вопиюще жестокого обращения с животными. Статья 276 Уголовного Кодекса из года в год доказывает свою неэффективность. Так, по данным Агентства по правовой статистике с 2005 по 2013 год из 800 зарегистрированных заявлений в правоохранительные органы о жестоком обращении с животными только 11 дошли до суда. Это объясняется, в частности, устаревшей и неполной формулировкой данной статьи. Кроме того, нашему законодательству о животных не хватает структурированности, унификации терминологии, закрепления общих принципов обращения с животными на уровне национального закона, которым бы соответствовали все нормативные акты о животных, вне зависимости от их места в иерархии нормативных актов. Остаются неурегулированными вопросы контроля над численностью бездомных животных. Отсутствует классификация животных, запрет содержания диких животных в качестве питомцев. Правовое регулирование условий содержания животных в зоопарках и цирках также содержит множество пробелов. Недавний нашумевший случай с медвежонком в зоопарке Караганды является тому подтверждением. Признавая важность вопросов, связанных с обращением с животными, в 2007 году на Межпарламентской Ассамблее стран СНГ был подписан Модельный Закон «Об обращении с животными». Однако Казахстаном так и не был принят основанный на нем национальный закон. Именно поэтому, принимая во внимание важность регулируемых им вопросов, необходимо принять закон Республики Казахстан «Об обращении с животными». Модельный закон закрепляет основные принципы, на которых должно строиться отношение человека к животным, а именно: · «защиты животных от страданий и гибели, недопущения жестокого умерщвления животных; · обеспечения безопасности, прав и законных интересов граждан; · государственного регулирования и контроля в области обращения с животными; · ограничения использования животных в учебных, научных и медицинских целях; · возмещения владельцем животного вреда, причиненного его животным другим животным либо здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу организаций; · возмещения владельцу животного вреда, причиненного его животному по вине иного лица; · участия граждан и общественных объединений в разработке и реализации программ и мероприятий в области обращения с животными».[x] Данный закон восполнил бы пробелы в Казахстанском законодательстве о животных и явился, таким образом, необходимым шагом на пути решения всех вышеописанных социальных проблем. Нужно, конечно, принимать во внимание, что Модельный закон должен быть адаптирован к казахстанским реалиям, обработан и дополнен. Кроме того, принятие такого закона повлечет необходимость внесения соответствующих изменений в некоторые существующие законодательные акты, в частности, в Закон о Ветеринарии, Административный Кодекс и Уголовный Кодекс. Так, например, ныне бездейственная статья 276 Уголовного Кодекса должна отражать определение жестокого обращения с животными, указанного в Модельном Законе, а именно: «Жестокое обращение с животными — побои, истязания, разрушение мест обитания, нарушение зоотехнических, зоогигиенических, ветеринарно-санитарных норм и правил, иное действие (бездействие), влекущие увечье, травму, истощение от длительного голодания или гибель животных, жестокое умерщвление животных, а также иные действия, противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным».[xi]
Что даст Казахстану принятие этого закона? На основании вышеизложенного, можно утверждать, что принятие Казахстанского Закона «Об обращении с животными» на основании соответствующего Модельного Закона, а также приведение в соответствие ему существующих законодательных актов, способствовало бы решению таких правовых и социальных вопросов как: 1. Своевременное диагностирование и предотвращение бытового насилия 2. Снижение уровня жестокости в обществе, уменьшение числа преступлений, в частности, против личности 3. Улучшение эпидемиологической ситуации в стране 4. Развитие международной торговли, в частности, экспорта сельскохозяйственной продукции Казахстана 5. Укрепление имиджа Казахстана как прогрессивного, приверженного гуманистическим ценностям государства 6. Гуманное сокращение численности бездомных животных 7. Повышение уровня сознательности и социальной ответственности граждан 8. Просвещение и образование граждан, в частности детей, в вопросах отношений с животными и воспитание гуманного отношения ко всему живому.
С уважением и благодарностью за прекрасную инициативу, Мария Байдельдинова
[i]Айткуль Смакова, со ссылкой на данные агентства по статистике за 2011 год, в интервью «Новости Казахстан», http://www.newskaz.ru/society/20120424/3028264.html, просмотрено 02.04.14 [ii]Алимбекова Г.Т., Домашнее насилие в отношении женщин в Казахстане: распространенность и предпосылки, http://ciom.kz/assets/files/Nashi%20publikacii/Domashnee_nasilie_zhenshin.pdf, просмотрено 02.04.14 [iii] Агентство Республики Казахстан по статистике www. stat.gov.kz, просмотрено 02.04.14, Документ «Женщины и мужчины Казахстана. Статистический сборник 2008 - 2012» [iv] Kathleen M. Quinn «Violent Behavior. Animal abuse at early age linked to interpersonal violence» http://www.childresearch.net/CYBRARY/NEWS/200003.HTM (просмотрено 1.04.2014) [v] Allen M., Gallagher B., Jones «Domestic violence and the abuse of pets: Researching the link and its implications in Ireland», Practice 18 (2006) 167 - 181 [vi] Айша Ахтар «Animals and Public Health. Why Treating Animals Better Is Critical For Human Welfare», Hampshire: Palgrave Macmillan, 2012. [vii] Там же. [viii] Для дополнительной информации см. www.fao.org [ix]http://strategy2050.kz/ru/page/message_text/ (просмотрено 7.05.2014) [x]Ст. 4 Модельного Закона «Об обращении с животными», Принят на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 29-17 от 31 октября 2007 года) [xi] Ст. 1, там же
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |