|
|
|
Правовая защита институтов материнства (отцовства) и детства
Саукенова С.О., юрист
СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО. Материнство (отцовство) - один из основных институтов семейного права практически любого современного государства. Однако в силу различных физических обстоятельств не каждый гражданин может иметь собственных детей. До недавнего времени единственным способом разрешения такой проблемы было усыновление (удочерение). В настоящее время на законодательном уровне закреплена возможность для супругов, не способных к самостоятельному воспроизведению потомства, стать генетическими родителями на основании договора суррогатного материнства (от лат. surrogatus - поставленный взамен; продукт, предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой натурального). Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее суррогатное материнство: 1.Считаю, что необходимо внести запрещающую норму следующего содержания: «Суррогатная мать не может быть донором ооцитов для супругов (потенциальных родителей)». По поводу преимущества генетической связи перед биологической существуют различные мнения. Так М.В. Антокольская считает, что «факт вынашивания или рождения был признан более социально и эмоционально значимым, чем генетическое происхождение».[3] Иваева Э.А полагает, что «самое распространенное заблуждение сторонников - они считают, что в ребенке, выношенном чужой женщиной, сочетаются их гены, а раз гены «собственные», то какая разница, на какой почве произрастает плод».[4] И.В. Авхадеев утверждает, что «суррогатную мать, в отличие от естественно возникающей в процессе беременности биологической и эмоциональной связи, кровное родство с ребенком не связывает. Она, по своей сути, выступает неким инкубатором, осуществляющим защиту и предоставление необходимых условий для благоприятного развития эмбриона».[5] С данной точкой зрения согласна и я. Считаю, что генетическая связь с будущим ребенком превыше связи биологической с суррогатной матерью. Посылом обращения бесплодной пары к услугам суррогатной матери всегда является желание иметь, хотя бы частично, генетически своего ребенка. Даже будущие усыновители выбирают среди детей похожих на себя внешне или по характеру. 2.В случае, если суррогатной матерью подобные действия оказываются на безвозмездной основе, например, когда суррогатной матерью является ближайшая родственница лиц, желающих иметь ребенка, возможно ли отнести подобный договор к договору возмездного оказания услуг, которым однозначно предусмотрена оплата услуг. В Кодексе Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» только единожды упоминается возмездный характер договора суррогатного материнства в подпункте 34 пункта 1 статьи 1 при характеристике понятия «суррогатное материнство». Далее законодателем ни разу не упоминается характер анализируемого договора в части вознаграждения. Е.В. Богданов считает, что «суррогатное материнство следует допускать по медицинским показаниям, под контролем суда и на безвозмездной основе, законодательно запретив коммерческое суррогатное материнство».[6] С позицией в части запрета коммерческого суррогатного материнства я не согласна. Основную массу количества суррогатных матерей составляют женщины, которые желают получить вознаграждение за вынашивание и рождение ребенка для лиц, желающих иметь детей. Не многие родственницы бесплодной пары будут согласны помочь им и родить ребенка. Таким образом, суррогатное материнство перестанет быть востребованным способом разрешения проблем бесплодных пар. В связи с этим, считаю необходимым внести уточнение следующего содержания: «Суррогатное материнство - вынашивание и рождение ребенка (детей), включая случаи преждевременных родов, по договору между суррогатной матерью и супругами с выплатой вознаграждения или на безвозмездной основе». 3.Было бы целесообразно установить дополнительные критерии для будущих родителей. Считаю необходимым главу 9 Кодекса Республики Казахстан дополнить статьей, предусматривающей императивные критерии для потенциальных родителей следующего содержания: «Статья 56-1 Супругами (потенциальными родителями) не могут быть следующие лица, хоть и имеющие показания к участию в программе суррогатного материнства: 1) супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 2) супруги (супруг), лишенные судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; 3) супруги (супруг), ранее отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законами Республики Казахстан обязанностей; 4) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; 5) супруги (супруг), которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может осуществлять родительские права, устанавливается Правительством Республики Казахстан; 6) лица, придерживающиеся нетрадиционной сексуальной ориентации; 7) супруги (супруг), состоящие на учетах в наркологическом или психоневрологическом диспансерах». 4.Данный договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Нотариальная форма договора является одной из важных гарантий прав и законных интересов не только сторон договора, но и прав и законных интересов будущего ребенка, которые существенным образом затрагиваются в связи с заключением и реализацией рассматриваемого договора. Несмотря на это, законодательство Республики Казахстан о нотариате не содержит норм, регламентирующих порядок удостоверения такого договора. Предлагаю дополнить Правила совершения нотариальных действий нотариусами главой «Удостоверение договора суррогатного материнства» в следующей редакции: 1.Договор суррогатного материнства составляется и удостоверяется в соответствии с нормами статей 54-59 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье». 2.Договор суррогатного материнства заключается в письменной форме с соблюдением требований гражданского законодательства Республики Казахстан и подлежит обязательному нотариальному удостоверению. 3.Договор суррогатного материнства должен содержать: данные супругов (заказчиков) и суррогатной матери, порядок и условия оплаты материальных расходов на содержание суррогатной матери, права, обязанности и ответственность сторон при неисполнении условий договора, размер и порядок компенсаций и иные условия, в том числе обстоятельства непреодолимой силы. 4.Женщина, желающая стать суррогатной матерью, должна быть в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, иметь удовлетворительное соматическое, психическое и репродуктивное здоровье, подтвержденное заключением медицинской организации, а также иметь хотя бы одного собственного здорового ребенка. В случае, если суррогатной матерью является родственница одного из супругов (потенциальных родителей), то предельный возраст может быть увеличен. Оригинал заключения медицинской организации, справки о состоянии здоровья ребенка (детей) и копии свидетельств о рождении ребенка (детей) остаются в делах нотариуса. 5.В случае, если суррогатная мать состоит в зарегистрированном браке, она должна предъявить нотариально удостоверенное заявление супруга о согласии на применение вспомогательных репродуктивных методов и технологий и на заключение договора суррогатного материнства. 6.Нотариус при заключении и удостоверении договора суррогатного материнства проверяет брачные отношения супругов (заказчиков). Супруги (заказчики) должны предоставить свидетельство о заключении брака, копия которого остается в делах нотариуса, а также, предоставить заключение медицинской организации о применении вспомогательных репродуктивных методов и технологиий с полной и исчерпывающей информацией об использованных для этого биоматериалах самих лиц, желающих иметь ребенка, либо донорского банка. Один экземпляр заключения в оригинале прилагается к нотариально удостоверенному договору суррогатного материнства и хранится по месту совершения сделки.
АЛИМЕНТЫ. Глава нашего государства в 2012 году в своем послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» сказал: «Дети - наиболее уязвимая и самая незащищенная часть нашего общества, и они не должны быть бесправными. Как Лидер нации, я буду требовать защиты прав каждого ребенка. Любой ребенок, который родился на нашей земле, - казахстанец. И государство должно заботиться о нем. Я против разводов, необходимо воспитывать молодежь в духе ценности семьи, пагубности разводов, потому что из-за них прежде всего страдают дети. «Әкесі қой баға білмегеннің, баласы қозы баға білмейді - (если отец не умеет овец пасти, сын не умеет пасти ягнят). Воспитание детей - это задача обоих родителей, а не только матери. Но если уж так получилось, то отец должен платить алименты. Государство должно поддерживать одиноких матерей и ужесточить наказание за неоплату алиментов».[7] В связи с этим, изучив существующий теоретический материал и законодательство Республики Казахстан, предлагаю следующее изменение в нормы Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», регулирующие алиментные правоотношения и обязательства: Исходя из личной практики автора (нотариус), многие родители предпочитают заключать договоры дарения имущества несовершеннолетним детям в качестве отступного. Но, как правило, данный факт можно выяснить только в длительной беседе с будущим дарителем, так как они предпочитают умалчивать об истинной причине заключения договора дарения. В дальнейшем дарители всегда переживают по поводу сохранности подаренного имущества за несовершеннолетним, так как действующим законодательством не предусмотрена процедура регистрации подобных договоров в органах опеки и попечительства. В связи с чем, с учетом специфики алиментных обязательств, предлагается в Кодекс «О браке (супружестве) и семье» включить нормы о следующем способе прекращения алиментных обязательств, с дополнением норм запретом отчуждения такого имущества, обязательной государственной его регистрации, если получатели алиментов являются несовершеннолетними или признаны недееспособными судом, а также такие нормы помогут избежать заключения мнимых и притворных сделок и защитить права несовершеннолетних: ·Тот из родителей, с кем проживает ребенок, и тот из родителей, кто проживает отдельно от него, с разрешения органа опеки и попечительства могут заключить договор о прекращении права на алименты для ребенка в связи с передачей права собственности на недвижимое имущество (жилой дом, квартиру, земельный участок и т.п.). ·Такой договор нотариально удостоверяется. Право собственности на недвижимое имущество по такому договору возникает с момента государственной регистрации этого права в соответствии с законом. ·В случае заключения такого договора тот из родителей, с кем проживает ребенок, обязуется самостоятельно содержать его. ·Заключение договора не освобождает того из родителей, кто проживает отдельно, от обязанности участвовать в дополнительных расходах на ребенка. ·На имущество, полученное по такому договору, не может быть обращено взыскание. ·Имущество, полученное ребенком по этому договору, может быть отчуждено до достижения им совершеннолетия только с разрешения органа опеки и попечительства. ·Договор, заключенный в соответствии с частью первой этой статьи, признается судом недействительным по требованию отчуждателя недвижимого имущества в случае исключения его имени как отца из актовой записи о рождении ребенка. Такое дополнение необходимо в целях сохранения имущества, переданного в счет выплаты алиментов, для самих лиц, имеющих право на получение алиментов.
Список использованных источников. 1.Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011г.// Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». 2.Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.//Информационно-правовой портал «Гарант». 3.Антокольская М.В. Семейное право. Москва, 2010, 432с. 4.Иваева Э.А. Суррогатное материнство: правовое и нравственное измерение проблемы// Медицинское право,2008, № 3. 5.Авхадеев И.В. Некоторые вопросы регулирования института суррогатного материнства//Право и образование, 2007, №9, С.151-158. 6.Богданов Е.В. Проблемы объективации человека в праве// Современное право, 2012, № 10, с. 40-47. 7.Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012// http://www.akorda.kz
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |